Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Современная начальная школа находится на этапе модернизации. Она требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим перед школой стоит проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Современные информационные технологии в образовании…………………..5
Образовательные информационные технологии. Понятие и общая характеристика ………………………………………………………………...…….5
Способы информатизации процесса обучения………………………….……..13
2. Теоретические и практические аспекты эффективности использования информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса в начальной школе…………………………………………….……...…19
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе……………………………………………………………………….……….19
Эффективность информационных технологий в повышении качества мониторинга учебного процесса ……………………….. ……………….…….....25
Заключение……………………………………………………………...…………..35
Список литературы…………………………………………………………..……..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

    При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

   При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями. Развитие этой компетентности надо начинать во время обучения будущих педагогов в вузах.[11]

    Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых информационных технологий приведут к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

       Сегодня имеется необходимость более интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс обучения и в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в начальной школе, практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные и гипермедийные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Применение информационных образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе, возможно на любом уроке. Например, уроки математики. Ведь уроки математики формируют и развивают у младших школьников пространственное мышление, активизируют внимание, память, которые, наверняка развивались бы более интенсивно, если бы на занятиях по математике применялись информационные образовательные технологии.

       Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

     Компьютерные технологии  – это вспомогательные средства  в процессе обучения, так как  передача информации – это  не  передача знаний.

     В зарубежной практике  принята следующая классификация  компьютерных технологий обучения:

  • Компьютерное программное обучение – обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
  • Изучение с помощью компьютера – самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера;
  • Изучение на базе компьютера – использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
  • Обучение на базе компьютера – всевозможные формы передачи знаний обучаемым.
  • Оценивание с помощью компьютера – передача знаний, при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
  • Компьютерные коммуникации – программные средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.[16]

     Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.

Свойства Internet:

  1. Источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации.
  2. Возможность быстро и качественно обмениваться информацией между коллегами с помощью электронной почты.

     Функции прикладных  программ  Microsoft Office:

  1. Microsoft Word – это программа, предназначенная для печатания и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания

учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).

  1. Microsoft Excel – это программа является лучшим помощником учителям образовательной области «Математика», а также тем, кто представляет информацию в виде таблиц.
  2. Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
  3. Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления почетных грамот, визиток, приглашений, календарей и т.д.
  4. Paint – программа для рисования.
  5. Microsoft PowerPoint – программа презентаций.

      Таким образом, применение  новых информационных технологий  в образовании имеет два основных  аспекта: компьютер как предмет  изучения и компьютер как средство  обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.

     Где же сегодня находят широкое применение информационные технологии ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования информационных технологий: 
• повысить мотивацию обучения; 
• повысить эффективность процесса обучения; 
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; 
• совершенствовать методики проведения уроков; 
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; 
• планировать и систематизировать свою работу; 
• использовать как средство самообразования; 
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). 
       Основные направления информатизации начального образования: 
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.); 
• проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями); 
• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.

        Информационные  образовательные технологии позволяют  наполнить образовательный процесс  использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в начальной школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

 

    

            СПОСОБЫ  ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

      Успешность и качество современного обучения в большей мере зависит от эффективной организации образовательного процесса, подготовленности педагогов к работе в условиях лавинообразного нарастания потока информации, возможности овладения современными методами поиска, отбора и использования информации.

      Информатизация системы  образования рассматривается как стратегически важное направление Государственной программы развития системы образования в Республике Казахстан. Основной целью информатизации системы образования Республики Казахстан является создание единой образовательной информационной среды в Республике Казахстан, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство государства в мировое образовательное пространство. Необходимость и приоритетность этого вектора отражены в Послании Президента Республики Казахстан «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.[14]

Информатизация процесса обучения – это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера.

Целью информатизации является повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и коммуникативных технологий.[15] 

Важно понимать, что понятие технологии информатизации образования значительно шире, чем только технология использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. 

Информационных технологий много. С каждым годом их появляется все больше. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников. 

К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности современной школы, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.

Приоритетным направлением информатизации образования должен стать переход от обучения техническим  аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе и помнить, что главное в информатизации – грамотное использование компьютеров до урока, а не на уроке, т.к. это и есть определяющее отличие настоящей информатизации от использования компьютеров. Конечно, компьютеры можно и нужно использовать на уроке, но это их вторичное применение в школе.

    Система способов информатизации является новым понятием в дидактике. Осознать ее новизну очень важно, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, направленные на информатизацию процесса обучения, во многом уже знакомы, особенно ищущим учителям. Однако эти отдельные способы, как правило, слабо влияют на результат обучения. А когда учитель овладевает всей совокупностью способов информатизации процесса обучения, происходит как бы качественный скачок – он достигает  значительно  больших результатов при тех же затратах времени.[17]

    Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах информатизации, в других – об умениях информатизировать процесс обучения. Умение в данном случае понимается как овладение определенными способами информатизации.

    Рассмотрим теперь относительно целостную и полную группу способов информатизации процесса обучения в последовательности, соответствующей звеньям процесса обучения.

1. Построение оптимального учебного плана школы. Учебный план – это дидактическая модель процесса обучения, содержащая общие цели школьного образования, состав и обобщенное содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельное и годовое распределение времени, отводимого на каждый предмет. Это единственный школьный документ по содержанию образования, где все предметы вместе. Именно тем, как построен учебный план, как выделены и определены межпредметные связи, как определен состав школьного содержания образования и его распределение по годам, как распределено учебное время между предметами, во многом определяется весь процесс обучения в школе. Ошибки, допущенные на этом уровне, в дальнейшем неисправимы, более того, они как снежная лавина порождают перегрузку учеников и учителей на всех годах обучения. Построение этого важнейшего школьного документа является залогом будущей эффективной работы учеников и учителей. Необходимо также обратить особое внимание на то, что в основном нынешний учебный план абсолютного большинства школ составлен в традиционной парадигме и совершенно не учитывает современный подход к таким документам, представленный в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. А между тем такой подход позволяет построить в школе полный итоговый педагогический мониторинг.[18]

2. Построение электронных моделей  школьных учебников. Абсолютное большинство цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которые предлагаются школе, создано по идеологии технических средств обучения. Поэтому и методика их использования практически повторяет хорошо известные учебники по применению ТСО на уроке. На их основе почти невозможно построить полный педагогический мониторинг, а цели обучения учитель должен формулировать сам. Принцип информатизации требует, чтобы школьные учебники были представлены в компьютере своими электронными моделями, которые были бы интеллектуальными помощниками учителя, имели встроенный полный педагогический мониторинг по предмету, были связаны со стандартом (как цель с содержанием, необходимым для ее достижения).

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий как эффективное условие повышения качества мониторинга учебного процесса в нач