Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Мурманской области

Государственное автономное образовательное учреждение

          Мурманской области среднего   профессионального образования                 « Мурманский педагогический колледж»

 

                                    

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Использование малых фольклорных форм в развитии  речи детей раннего возраста

                                                                            

                                                                                    

 

 

Глаголева Мария Викторовна

Специальность 050704

Дошкольное  образование

Курс 4, группа «Е»

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Гарина Елена  Фёдоровна




                                             

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

2013                                      

Содержание

 

Введение     

3

Глава I.  Разнообразие  малых форм устного народного творчества: теоретический объект                                                                                         

7

1.1. Анализ психолого-педагогической  литературы                                 

7

1.2. Фольклор  на ранних этапах воспитания  ребенка                            

11

1.3. Сущность  и основные черты поэзии пестования                             

20

1.4. Особенности  бытового фольклора                                                    

22

Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста                                       

23

2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора   

23

2.2. Экспериментальная  работа по ознакомлению детей  с малыми 

 формами  фольклора                                                                                   

27

2.3. Сравнительный  анализ исследований                                               

33

Заключение

35

Список используемой литературы                                                                   

38

Приложения

41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

На третьем  году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение  ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать  не только непосредственное, но и отсроченное  влияние. Понимание речи взрослых в  этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

Фольклорный материал прекрасно подходит для решения этой задачи, так как ребенку слушая и повторяя сказки, потешки, прибаутки приходится представлять то, о чем идет речь в тексте. Все многообразие мира дети дошкольного возраста воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. B детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство ученых к детскому фольклору, относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда, является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.                 При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому, и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини, мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» и др.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых. Но в таком случае существенно меняется художественный стиль.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни  «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С. Виноградов).  На современном этапе довольно редко можно встретить публикации, рассказывающие о малых формах устного народного творчества, а, в особенности, об их использовании в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.

Несомненно, на сегодняшний день тема использования  фольклора в развитии речи детей  очень актуальна. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным истокам, мы воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям как общечеловеческой ценности. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Исходя из данной темы, объектом исследования будет процесс речевого развития в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом исследования являются особенности использования  малых форм устного народного творчества в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста.

Целью исследования является выявление особенностей использования малых форм устного народного творчества в развитии  речи детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование малых форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять детьми эти формы в повседневной деятельности.

Задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества;
  • выявить актуальный уровень знания детей раннего дошкольного возраста малых форм устного народного творчества;
  • разработать перспективный план работы по развитию речи с использованием малых фольклорных форм.

Методы исследования:

  - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  - эмпирические: педагогический эксперимент, психодиагностика;

- интерпретационные: анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизирован материал, раскрывающий особенности педагогической работы, которая направлена на использование  малых фольклорных форм для развития речи детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что доказана эффективность использования малых форм устного народного творчества для развития речи у детей раннего возраста.

Содержание и результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад № 2 н. п. Африканда Мурманской области.

В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества:  теоретический аспект

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы

 

 Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

 По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Нормативными документами подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств  ее, таящий огромные дидактические возможности [22]. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

 Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

 В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством  пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности  [23].  Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора – П.В.Кириевский говорил, что: - «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»

С помощью малых  форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку. А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.  Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста