Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

 Наше исследование  продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием малых  форм фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт. Надо только обратить внимание ребенка на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все вокруг оживет и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора – он все превращает в волшебство [27].

 Детский  фольклор – начало начал для  ребенка. Он развивает его сообразительность,  умение внимательно слушать и  даже четко выговаривать слова.  Когда малыш подрастет, он уже  не пройдет мимо великой русской культуры, импульс к познанию которой получил в самом раннем детстве.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка

 

В последние  годы, наряду с поиском современных  моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора [30].

 Фольклор  для детей, созданный взрослыми  включает в себя колыбельные  песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки (Приложение 3). Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» [4]. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка - и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

Что черпает  ребенок в разные периоды детства  из нескольких незатейливых строк, простых  по форме, а  в  первые месяцы жизни  и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?  Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы непросты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка. В частности, каковы особенности возрастного восприятия, динамики ориентировочно-исследовательской деятельности и истоков познавательной активности, зрительно-слуховых и речедвигательных взаимодействий? Каков генезис развития речевых навыков, эмоциональной, сенсорной и умственной деятельности? Каково начало нравственного и эстетического развития? Воспитание первоначальных  «духовных» ценностей, открывающих в радости общения малыша  с  взрослым, который несет в душе любовь и милосердие? Это с одной стороны, а с другой - необходимы исследования, как бы «рентгенологический анализ» детской фольклористики, которые высветили бы значимые для малышей аспекты, объяснили феномен активации, проявляющейся в непроизвольном слуховом сосредоточении в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный интерес к содержанию произведений.

Ранее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это  и время формирования ребенка  как личности, становление его  характера. В основном дети наследуют  родительские традиции, дополненные  веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании  себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.

 Ребенок  должен играть! Вот тут - то  нам на помощь и приходит  детский фольклор. Для русской  народной культуры было характерно  стремление дать ребенку основные  ориентиры как можно раньше, впрок,  задолго до того, как он начнет  этот мир практически осваивать сам.

 Детский  фольклор - это особенная часть  народной культуры, которая играет  важнейшую роль в жизни каждого  народа. Произведения фольклора  имеют важнейшее значение в  становлении и развитии личности  каждого вновь появившегося на  свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Современному  малышу не менее чем в далеком  прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с  взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

 Знакомство  с детским фольклором развивает  интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит  [17]. У детей развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Детский фольклор может стать ценным средством  воспитания ребенка, так как черпает  материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения  [4]. Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх  сверстников, осваивают их и все  что с ними связано (считалки, скороговорки) [14].  А потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры. Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его  пальчиками, ручками).

Заклички - обращение  к явлениям природы (солнцу и  ветру, дождю и  снегу, радуге, деревьям).

Считалки - коротенькие  стишки, служащие для справедливого  распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности  ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей [21].

Народные игры -  в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность  сделать процесс воспитания детей  интересным, радостным. Ребенок в  игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность (Приложение 4). Дети любят играть, т.к. в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры».

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные  -  народный фольклор сопровождает жизнь  малыша с самых первых дней появления  на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные  песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.  Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

 На третьем  году жизни ребенка происходит  существенный перелом в его  отношениях с окружающим, обусловленный  ростом возможностей малыша и  осознания себя как самостоятельного  существа. Дети пытаются действовать,  как взрослые, но нуждаются в  оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.

В работе с детьми раннего  возраста большое внимание нужно  уделять ознакомлению детей с  малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам,  приговоркам, колыбельным-песенкам [12].  Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому желательно выбирать такие  потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. К примеру, в адаптационный период можно использовать такие  потешки:

                                    Кто у нас хороший?

                                    Кто у нас пригожий?

                                    Ванечка хороший,

                                    Ванечка - пригожий

                                    Наша деточка в дому

                                    Что оладушек в меду

                                    Красно яблочко в саду.

В группе игрушки  подбираются так, чтобы среди  них были персонажи из потешек. Это  ласковые и успокаивающие потешки. Потешки помогают наладить эмоциональный  контакт. Находясь в группе целый  день, дети устают, иногда ссорятся, у  них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях  ласковая  потешка успокоит тех, кто плачет или шумит:

                              Не плачь, не плачь, детка,

                              Прискачет к тебе белка

                              Принесет орешки,

                              Для Маминой потешки.

 Фольклорные  произведения оказывают благоприятное  влияние на общение с ребенком  в разные режимные моменты,  когда его укладывают спать  (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

 В раннем  возрасте очень важно ускорить  «рождение» первых сознательных  слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста