Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы
Наше исследование
продолжает разработку этой
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт. Надо только обратить внимание ребенка на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все вокруг оживет и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора – он все превращает в волшебство [27].
Детский
фольклор – начало начал для
ребенка. Он развивает его
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора [30].
Фольклор
для детей, созданный
Что черпает
ребенок в разные периоды детства
из нескольких незатейливых строк, простых
по форме, а в первые месяцы жизни
и вовсе непонятных ему по содержанию?
Когда и как открывается малышу
смысл этих строк? Почему дитя эмоционально
восприимчиво к фольклору? Ответы на эти
вопросы ищет современная педагогика
раннего детского возраста. Ответы непросты
и требуют тонкого, вдумчивого подхода,
более того, комплексного изучения ребенка.
В частности, каковы особенности возрастного
восприятия, динамики ориентировочно-
Ранее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознании себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.
Ребенок
должен играть! Вот тут - то
нам на помощь и приходит
детский фольклор. Для русской
народной культуры было
Детский
фольклор - это особенная часть
народной культуры, которая играет
важнейшую роль в жизни
Современному малышу не менее чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство
с детским фольклором
Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения [4]. Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.
Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все что с ними связано (считалки, скороговорки) [14]. А потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры. Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращение к явлениям природы (солнцу и ветру, дождю и снегу, радуге, деревьям).
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей [21].
Народные игры - в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность (Приложение 4). Дети любят играть, т.к. в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры».
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
На третьем
году жизни ребенка происходит
существенный перелом в его
отношениях с окружающим, обусловленный
ростом возможностей малыша и
осознания себя как
В работе с детьми раннего возраста большое внимание нужно уделять ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам [12]. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому желательно выбирать такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. К примеру, в адаптационный период можно использовать такие потешки:
Ванечка хороший,
В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это ласковые и успокаивающие потешки. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, иногда ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях ласковая потешка успокоит тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка
Принесет орешки,
Для Маминой потешки.
Фольклорные
произведения оказывают
В раннем
возрасте очень важно ускорить
«рождение» первых
Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста