Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы
Критерии оценки:
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием;
2 балла - ребенок справляется
с заданием с помощью
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Данные таблицы
свидетельствуют о примерной
равноценности состава групп. В
контрольной и
Дети знают очень много колыбельных песенок, но с другими жанрами мало знакомы. Дети практически не знают закличек. Плохо ориентируются в хороводных играх. Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора.
В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено на рисунке 1.
Рис. 1 Уровни развития детей (констатирующий эксперимент)
На рисунке видно, что разница в обеих группах незначительная. Поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.
Кроме того, мы составили анкеты для родителей и воспитателей исследуемой группы (Приложение 1). Нас интересовало, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие. Было опрошено семнадцать родителей и два педагога. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни («Раньше пели, а сейчас мы уже большие»), кроме «Баю–баюшки-баю, не ложися на краю…» и то не до конца. Это подчеркивается и в исследованиях О. И. Давыдовой [12]. В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока– белобока…». Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различные считалки; на занятиях различного цикла–загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей– пальчиковые игры, игры –забавы.
Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора в раннем возрасте организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика развития детей раннего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора просто необходима.
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми формами фольклора
На первом этапе мы сделали папку–передвижку, в которой записывали только новые потешки и заклички (Приложение 3). В результате почти каждый ребенок получает право взять папку–передвижку в любое время пребывания в детском саду. В своей работе, следуя этой системе, в папку записывали не только потешки и заклички, но и колыбельные песенки, которые знали дети. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами просили папку - передвижку домой и вместе со своими детьми повторяли уже знакомые произведение фольклора.
На втором этапе формирующего эксперимента, прежде всего, организовали работу в кружке «Говоруша», который посещали дети экспериментальной группы.
Таблица 2
Перспективный план работы
Месяц |
Тема |
Фольклорный материал |
Сентябрь |
Части тела Семья |
Разучивание потешки «Водичка -водичка» П/и «Каравай» Настольный театр «Курочка ряба» |
Октябрь |
Игрушки Овощи, фрукты |
Разучивание потешки «Петушок» Загадки об игрушках. Игра«Чики-чики-чикалочки» |
Ноябрь |
Осень Одежда |
Разучивание потешки «Водичка, водичка» Игра«У медведя во бору» |
Декабрь |
Домашние животные |
Разучивание потешки «Наши уточки с утра Игра «Идет коза» Кукольный спектакль «Угадай кто мы» |
Январь |
Зима Зимняя одежда |
Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки» Цель: вызвать у детей положительое отношение к дневному сну Загадки о зимней природе. Игра «Как на тоненький ледок» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Разучивание потешки «Иголка» Цель: воспитывать бережное отношение к одежде Игра «Лохматый пес» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Кукольный театр «Заюшкина избушка» |
Февраль |
Мебель Дикие животные
|
Разучивание потешки «Пампушки» Цель: развивать речевое внимание. Игра: «Мыши водят хоровод». Цель: Учить убегать по сигналу Пальчиковый театр «Колобок» Разучивание колыбельной «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» Цель: вызвать
у детей положительное Загадки о диких животных Цель: учить понимать образный язык загадок Игра «Гуси-гуси» Цель: формировать предпосылки диалогической речи |
Март |
Мамочка моя Транспорт |
Разучивание потешки «Свинка Ненила» Цель: воспитывать любовь к матери Игра «Лиса и зайцы» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Больная кукла» В.Берестов Разучивание потешки «Сидит белка на тележке» Цель: развивать мелкую моторику рук Загадки о транспорте. Цель: учить понимать образный язык загадок Игра «Чики-чики-чикалочки» Цель: доставить радость от знакомой игры |
Апрель |
Весна Обувь |
Разучиание потешки «Рябина» Цель: обогащать речь словами кудрявая, зори вызрела. Загадки о весенней природе. Игра: «Воробей» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Разучивание потешки «Сапожок»
Цель: закреплять в речи названия предметов одежды Игра «Скачут по дорожке желтые сапожки» Цель: развивать речевое внимание Кукольный театр «Топотушки» |
Май |
Посуда |
Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка» Цель: формировать
предпосылки диалогической Загадки о посуде. Цель: учить понимать образный язык загадок Игра: «Вышла курочка гулять» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Пальчиковый театр «Маша обедает» |
Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей. В первую очередь, отобрав доступные детям по содержанию и языку, для этой цели мы использовали пословицы и поговорки. М. Загрутдинова, Г. Шинкарь, Н. Криницына указывают на особую значимость фольклора в адаптационный период ребенка в детском саду [12]. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку (воспитателю). Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности (Приложение 3). Н.Новикова предлагает фольклорные произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их.
Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Например, мы, в своей работе причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали этот процесс словами потешки. (Приложение 3). Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно–ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Практика показывает, что для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры–забавы с использованием фольклора (Приложение 6). Мы старались вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. А. М. Бородич, А. Я. Мацкевич, В. И. Яшина и др. рекомендуют использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры–драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Дети старшего дошкольного возраста устроили своими силами концерты для малышей. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра - драматизация или кукольный театр; народные игры. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям – малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д.
Таким образом,
организуя развлечения для
В течение недели
детям исполнялись две-три
Кроме того, была проведена консультация с родителями на тему «Баю-баюшки-баю…»- как укладывать ребенка спать ( Приложение 2). В папке-раскладушке выставлялся текстовый материал различных малых форм фольклора для того, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми.
Итак, малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
2.3. Сравнительный анализ исследований
Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в таблицу 2.
Таблица 3
Результаты диагностики контрольного эксперимента
№ п/п |
Фамилия имя ребенка |
Уровень знания колыбель ных |
Уровень знания потешек |
Знание закличек |
Знание хороводных игр |
Умение рассказы вать сказки |
Уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Контрольная группа | |||||||
1. |
Альбина С. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
в |
2. |
Миша П. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
ср. |
3. |
Саша Ф. |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
ср. |
4. |
Родион К. |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
ср. |
5. |
Маша Б. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
ср. |
6. |
Рита С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
ср. |
7. |
Денис М. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
ср. |
Экспериментальная группа |
| ||||||
1. |
Настя И. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
в |
2. |
Артем В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
в |
3. |
Алина Ц. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
в |
4. |
Ростислав К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
в |
5. |
Артем В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
в |
6. |
Эвелина Л. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
ср. |
7. |
Николас П. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
ср. |
В процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, потешки; самостоятельно организовывают хороводные игры. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста дома. Они с удовольствием разучивают с детьми песенки, потешки, заклички и многое другое. Результаты эксперимента предоставлены на рисунке 2.
Рис. 2 Уровни развития детей (контрольный эксперимент)
Исходя из анализа
опытно-экспериментальной
Заключение
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста помогает им в овладении навыками речевого общения. Пение народных колыбельных песен - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный мир, противоречивый и обманчивый мир! А как важна привычка постоянного общения с матерью! Сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается, глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный темп, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста