Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Мы пойдем сейчас гулять,

Но не будем замерзать.

Чтобы нам теплее стало,

Завернемся в одеяло!

Ленточка яркая!

Одеяло жаркое!

Только глазоньки да нос!

На прогулку! На мороз!

                    ***

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками  играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

  Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик  дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и  найдешь.

Здравствуй, пальчик!

- Как живешь?

 

                  ***

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку надевай.

Первыми – трусики,

А за ними маечку:

Девочке – с бусинкой,

Мальчику – с зайчиком.

А потом колготки

Мы с тобой наденем,

Каждую ножку

В домик свой поселим.

Вот и до рубашечки

Добрались с тобой.

Здесь у каждой ручки

Домик тоже свой.

А теперь штанишки

Смело одевай.

В них свою рубашечку

Умело заправляй.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам одевать.

А теперь давай в сапожки

Мы обуем наши ножки.

Два сапожка и две ножки -

Каждой ножке по сапожку.

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

Нам осталось напоследок

Шарф под шею повязать,

Ручки спрятать в рукавички,

Вот и все! Идём гулять!

 

 

 

 

 

 

 

 

Потешки для  кормления

 

Курки спели

Курки спели,

Бобы поспели,

Пора запекать,

Оленьке (имя ребенка) давать.

                   ***

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

                  ***

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

                  ***

Травка-муравка со сна  поднялась 

Травка-муравка со сна  поднялась,

Птица-синица за зерно  взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

                     ***

Ай, тата, тата, тата

Ай, тата, тата, тата,

Пожалуйте решета –

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки

Затеем оладушки,

Испечем блинка –

Покормить сынка!

                 ***

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

                    ***

Трушки ту-тушки!

Пекла бабка ватрушки.

Всем по ватрушки

Да молока по кружке.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Всех угощала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

                     

 

 

 

Утро с потешкой

 

Зайка начал умываться 

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

              ***

Шершавая мама

Шершавому сыну

Гладит и гладит

Шершавую спину.

Мама не Петина,

Мама не Светина,

Мама не Гришкина,

А мама слонишкина.

                ***

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай Женечка,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

 

 

 

 

 

 

Женечка помоется,

Причешется, оденется.

               ***

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по  бокам)

 Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем  вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет  стать

(показывываем сильный).

Мама (папа, баба) с Колей (Машей, Дашей, Петей) по порядку

Сейчас сделают зарядку.

(далее зарядка) 

              

 

 

 

 

 

Колыбельные

 Баю-баю, за рекой                                                         Баюшки, баюшки,

Скрылось солнце на покой. Скакали горностаюшки,

У Алешиных ворот Прискакали к колыбели -

Зайки водят хоровод. На Сережу поглядели.

Заиньки, заиньки, Говорит горностай:

Не пора ли баиньки?                                                  - Поскорее подрастай,

Вам под осинку, Я к себе тебя снесу,

Алеше - на перинку. Покажу тебе в лесу

Баю-баю, Лешенька, И зайчонка, и волчонка,

Засыпай скорешенько! И в болоте лягушонка,

                        *** И на елке кукушонка,

А под елками – лису

Люли - люли - люленьки! ***

Где вы, где вы, гуленьки? Баю-баю- баиньки,

Прилетайте на кровать, Купим Маше валенки,

Начинайте ворковать. Оденем на ножки,

                      *** Пустим по дорожке.

Баю-баю-баиньки, Киска, киска, киска,брысь!

Купим Ване валенки, На дорожке не ложись!

Наденем на ножки, Наша Машенька пойдет,

Пустим по дорожке. Через киску упадет.

Будет Ванечка ходить      ***

Новы валенки носить. Баю-баюшки-баю,

                    *** Не ложися на краю.

Ай, люли-люли-люли, Придет серенький волчок

Прилетели журавли, И ухватит за бочок.

Прилетели журавли – И потащит во лесок

Сказку Маше принесли. Под осиновый кусток.

Журавли-то мохноноги Ты к нам, волчек, не ходи,

Не нашли пути-дороги. Нашу Машу не буди.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас  Машу,

У нас Маша спит-спит.

 

 

 

                                Пестушки

 

Нос лепешкой!

Щечки-булочки у нас.

Ай, люшеньки, люли,

Щечки-булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,

А глазки – Коринки…

                  ***

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький!

 

               * * *

Когда ребенок проснется  и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

                         * * *

Когда ребенок учится ходить:

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

- В лесок по мошок:

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

                    * * *

 

 

 

Движениями детских  ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,

Тяни холсты,

На рубашечку,

На столешничек.

                 * * *

Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молошненькую.

                      * * *

Ребенка водят под  мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая

Три-та, та, три-та, та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

                     * * *

Ребенка качают, посадив  к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,-

На головушки и сели.

                    * * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка  и припевают:

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

                     * * *

Берут у ребенка ручку  и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Все своим деткам отдала.

                   ***

Перебирают по очереди  пальчики ребенка и приговаривают:

Большаку дрова рубить (большой палец),

А тебе воды носить (указательный),

А тебе печь топить (безымянный),

А малышке песни петь (мизинец),

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота;

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

              ***

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ- топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста