Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:25, дипломная работа

Краткое описание

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Содержание

Введение
Глава I. Разнообразие малых форм устного народного творчества: теоретический объект
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы
1.2. Фольклор на ранних этапах воспитания ребенка
1.3. Сущность и основные черты поэзии пестования
1.4. Особенности бытового фольклора
Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
2.1. Выявление степени владения жанрами малых форм фольклора
2.2. Экспериментальная работа по ознакомлению детей с малыми
формами фольклора
2.3. Сравнительный анализ исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклор в развитии речи детей.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Топ-топ-топ, топ - топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

 

 

 

                                                                                            

                                                                                   

        Приложение 4

 

Игра: «Каравай»

Количество  игроков: любое 

Это широко известная  игра. Играют, как правило, несколько  человек. Обычно играют на именины, но можно и просто поиграть, потому что весело. Все становятся в круг, взявшись за руки. Именинник встает в центре круга. Затем, водят хоровод вокруг именинника с песенкой: «Как на Юлины (папины, Катины…) именины испекли мы каравай»; Круг расширяется, на сколько позволяют руки: «Вот такой ширины»; Круг сужается, все встают как можно ближе и руки вперед: «Вот такой ужины»; Круг расходится немного, и все поднимают руки вверх: «Вот такой вышины»; Все присаживаются на корточки, руки к полу: «Вот такой нижины»; Снова хоровод: «Каравай, каравай. Кого хочешь, выбирай. Я люблю конечно всех, но а Юлю (папу, Катю…) больше всех!» и все обнимают Юлю (папу, Катю…). В другой вариации выбирают нового «именинника»: «Я люблю конечно всех, но а маму (Бабу, куклу…) больше всех!». Тогда выбранный именинник встает в круг, и игру начинают с начала.

                                 Игра «У медведя во бору»

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне  площадки, на противоположной стороне  проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды  беру,

А медведь сидит 

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь»  с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

 

 

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять  движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Описание: дети сидят на стульчиках или скамейках  по одной стороне комнаты или  площадки. Воспитатель говорит, что  все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький  сидит 

И ушами шевелит.

Вот так, вот  так Он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).

Зайке холодно  сидеть, Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.

(Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши).

Зайке холодно  стоять, надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.

(Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на обеих ногах).

Мишка зайку испугал, Зайка прыг и ускакал.

(Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места).

Игра «Лохматый  пес»

Вначале роль лохматого  пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к  черте, обозначающей их дом, берутся  за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к  нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.

Правила игры.

1.  Не дотрагиваться  до пса до тех пор, пока  не кончится текст.

2.  Пес не  шевелится и не открывает глаз  до тех пор, пока его не  тронут.

3.  Бежать  в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.

Игра «Мыши  водят хоровод»

Цель: упражнять  в выполнении движений. Взрослый рассказывает, что все дети будут мышками, а  кто-то один — котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый сажает в укромный уголок площадки, спрашивает: Как кот мяукает, знаешь?

Далее объясняет  всем: Мы — мышки, будем водить хоровод, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот мышек не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?

Ход игры:

Мыши водят  хоровод  -  дети тихо передвигаются  и подпевают за взрослым.

Ля-ля-ля!

На печурке  дремлет кот.

Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется  Васька-кот —

Разобьет наш  хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся  Васька-кот, Разбежался хоровод!

Кот бегает за мышками: Мяу-мяу-мяу! Мышки разбегаются. По желанию  детей игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Гуси-Гуси, га-га-га!»

Правила игры очень-очень (как все детское!) просты. В игре могут принимать участие старшие дошкольники и младшие школьники, количество детишек от 5 до 40 человек. Она проводится на просторной площадке. Как вариант, интересно играть на лугу, на лесной поляне, на футбольном поле.

Дети произвольно  выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне  площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой – поле. Между  ними находится логово «волка». Все  гуси летят на поле травку щипать.

«Хозяин» громко и отчетливо зовет их:

- Гуси, гуси!

 – Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Ну летите  же домой!

- Серый волк  под горой, не пускает нас  домой.

- Что он делает?

- Зубы точит,  нас съесть хочет.

- Ну, летите, как  хотите, только крылья берегите!

После этих слов «гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.

                                     Игра «Лиса и зайцы»

До начала игры на песке чертится круг диаметром 10 м. Выбирается водящий — «лиса», все остальные игроки — «зайцы». Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в круге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается поймать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешается. По сигналу ведущего лиса выскакивает из круга. Подсчи- тывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.

 

                                                                                       

 

 

 

Приложение 5

 

Конспект интегрированного занятия  с элементами фольклора  и нетрадиционными методами ИЗО "Во дворе у бабушки"

 

 Цель: развитие  творческих способностей детей 

Задачи:1. Создать  благоприятную атмосферу для  детского словотворчества. 2. Активизировать словарный запас детей.

3.  Развивать  артикуляционный аппарат и мелкую  моторику рук. 

4. Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)

5. Развивать  внимание, память, мышление, творческие  способности. 

 Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня  мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым  утром, глазки!

-Вы проснулись»?

-С добрым  утром, ушки!

-Вы проснулись?

-С добрым  утром, ручки!

-Вы проснулись?

-С добрым  утром, ножки!

-Вы проснулись?

-С добрым  утром, солнце!

-Мы проснулись!

Вот мы и готовы отправиться в путь.

Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас-  ребятки, маленькие жеребятки. Садимся и скачем по дорожке( цокая язычком):

По дорожке  ровной, гладкой

 Скачут быстрые  лошадки:

 Чок, чок,  чок, чок-

 Скачет резвый  табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

 Выгляни  в окошко!

 Солнышко - нарядись!

 Красное  – покажись!

 Ждут тебя  детки,

 Ждут малолетки

(Появилось солнышко).

Что мы с вами делали? Закликали солнышко, вот оно к нам и пришло.

-А вот и  домик бабушки, постучимся к  ней. ( Дети стучат в домик, Я  ухожу за домик и одеваю  платок и юбку)

Бабушка:

-Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как  я рада вас видеть. Спасибо,  что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:

 Вместо хвостика – крючок,

 Вместо носа - пятачок,

 Пятачок  – дырявый,

 А крючок - вертлявый.(свинья)

 Я умею  чисто мыться 

 Не водой,  а язычком

 Мяу! Как мне часто снится

 Блюдечко  с молоком. (кошка )

 С хозяином  дружит, дом сторожит,

 Живет под  крылечком, хвост колечком.. (собака).

Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

 Грива вьется на ветру. (конь).

-Хорошо вы  умеете отгадывать загадки. А  теперь вставайте в круг и скажите, что умеет делать : кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли,  мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра « Путаница»  – найди, какие животные здесь  спрятались.

-У меня во  дворе живут кот Васька и  щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку):

Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись ….

Теперь они  будут жить дружно.

-Ой, ребята, а  вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?

Считалка: Мы собрались  поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три, Начинаешь  ты!

-Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

 Давай коза  попрыгаем, ножками подрыгаем,

 Глазками  похлопаем, ножками потопаем.

 А коза  бодается, а старик ругается.

-Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

 Котя, котенька, коток,

 Котя, серенький  хвосток,

 Приди, котя, ночевать

 Мою детоньку качать,

 Уж как  я тебе коту

 За работу  заплачу:

 Дам кусок  пирога, да кувшин молока.

-Вот котик  и уснул. Давайте и мы отдохнем. ( Дети садятся на пол в свободную  позу, закрывают глаза и слушают  музыку)- релаксация.

Мы тоже отдохнули. Пока мы отдыхали мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать, чего здесь не хватает. ( Дети дорисовывают усы кошке, хвост собаке, рога корове, хвост поросенку, гриву лошади.). Молодцы. А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:

Ок-ок-ок- стоит  в поле….(теремок)

Информация о работе Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста