Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

 

Акварельные мелки.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, цвет, линия.

 

 Материалы: плотная  бумага, акварельные мелки, губка,  вода в блюдечке.

 

 Способ получения изображения:  ребенок смачивает бумагу водой  с помощью губки, затем рисует  на ней мелками. Можно использовать  приемы рисования торцом мелка  и плашмя. При высыхании бумага  снова смачивается.

 

Тычкование.

 

 Возраст: от пяти  лет.

 

 Средства выразительности:  фактура, объем.

 

 Материалы: квадраты  из цветной двухсторонней бумаги  размером (2x2 см), журнальная и газетная  бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке,  плотная бумага или цветной  картон для основы.

 

 Способ получения изображения:  ребенок ставит тупой конец  карандаша в середину квадратика  из бумаги и заворачивает вращательным  движением края квадрата на  карандаш. Придерживая пальцем край  квадрата, чтобы тот не соскользнул  с карандаша, ребенок опускает  его в клей. Затем приклеивает  квадратик на основу, прижимая  его карандашом. Только после  этого вытаскивает карандаш, а  свернутый квадратик остается  на бумаге. Процедура повторяется  многократно, пока свернутыми  квадратиками не заполнится желаемый  объем пространства листа.

 

Монотипия пейзажная.

 

 Возраст: от шести  лет.

 

 Средства выразительности:  пятно, тон, вертикальная симметрия,  изображение пространства в композиции.

 

 Материалы: бумага, кисти,  гуашь либо акварель, влажная  губка, кафельная плитка.

 

 Способ получения изображения:  ребенок складывает лист пополам.  На одной половине листа рисуется  пейзаж, на другой получается  его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется  быстро, чтобы краски не успели  высохнуть. Половина листа, предназначенная  для отпечатка, протирается влажной  губкой. Исходный рисунок, после  того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

 

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными  техниками и живописными материалами.

 

 

 С целью изучения  механизмов формирования и развития  детских способностей в живописи  исследовательская работа была  проведена на базе ДОУ №  16 «Колокольчик» пос. Иноземцево  в подготовительной группе.

 

 На первый взгляд  в этой группе способных детей  нет, они проявляют интерес  и активность, но эпизодически  и нерегулярно. У детей есть  интерес, но технические навыки  отсутствуют. Дети предпочитают  рисовать карандашом и красками.

 

 При проведении исследовательской  работы были использованы следующие  методы:

 

 наблюдение – древнейший  метод познания, научный метод  исследования, не ограниченный простой  регистрацией фактов, а научно  объясняющий причины того или  другого явления;

 

 эксперимент – основной  метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий для выполнения  действий;

 

 диагностика и тестирование  – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения  сравнительно кратковременных одноразовых  испытаний, а также с целью  коррекции творческих отклонений;

 

 анализ продуктов деятельности  – один из методов психологи,  изучающей детские рисунки, стихи,  аппликации, конструирование, другие  продукты деятельности ребенка;

 

 метод исследования  личности – совокупность способов  и приемов изучения психологических  проявлений личности человека.

 

 Целью исследовательской  работы является выявление и  развитие творческих способностей  у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных  занятий рисованием красками.

 

 Задачами исследовательской  работы является:

 

- проведение исследовательской  работы по выявлению художественных  способностей детей в старшем  дошкольном возрасте в технике  живописи;

 

- разработка путей развития  творческих способностей в области  рисования живописными материалами;

 

- апробирование инновационных  техник в живописи для развития  художественных способностей старшего  дошкольного возраста.

 

 Были подобраны критерии  оценивания уровней развития  художественно-творческих способностей  в области рисования красками. Основными направления изучения  художественно-творческих способностей  данной работы являются:

 

1) способность создания  художественного образа на основе  привлечения накопленного сенсорного  опыта и преобразование его  при помощи воображения;

 

2) способность к цветовосприятию  окружающего мира, отражение с  помощью цветовых образов, впечатлений;

 

3) способность рационально  применять различные техники  и рисовать живописными материалами,  используя цвет.

 

 Приоритетным направлением  в диагностике развития способностей  в живописи стала способность  создания художественного образа  с помощью цвета и применения  различных техник живописи..

 

 Проводимая исследовательская  работа состояла из трех этапов:

 

1) констатирующий;

 

2) формирующий;

 

3) итоговый.

 

 Для проведения исследовательской  работы был разработан специальный  цикл занятий.

 

1 –й этап.

 

 Констатирующий эксперимент.

 

 Цель: выявить уровень  художественно-творческих способностей  рисования живописными материалами,  выработанные предыдущим опытом.

 

 Констатирующий эксперимент  был проведен в виде занятия  со всей группой на тему  «Пасмурный весенний день».

 

 Программное содержание:

 

 закреплять умение  работать с красками, свободно  применяя технику воскографии;  выявить навыки рисования гуашью  и воском; развить способность  создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

 

 В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

 

 Также была использована  наглядность в виде иллюстраций,  на которых изображена пасмурная  погода.

 

 Положительным в занятии  было то, что половина детей  справилась с поставленной целью.

 

 Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

 

 Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.

Вывод констатирующего  эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и  техникой у детей развита на высоком  уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию  и рациональному применению техник у детей развита на среднем  уровне, за исключением некоторых, таких  как Настя Р., Юля О., Саша П., Халид  К., у которых наиболее высокий  уровень развития всех выше перечисленных  способностей.

 

2 –й этап.

 

 Формирующий эксперимент.

 

 Проводился с детьми: Настя Р., Саша П., Юля О., Халид  К., которые в констатирующем эксперименте  показали имеющиеся предпосылки  художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать  художественный образ с помощью  цвета.

 

 Цель формирующего  эксперимента: развитие художественно-творческих  способностей у детей 6-7 лет  с помощью нетрадиционных техник  в живописи.

 

 При проведении формирующего  эксперимента были использованы  индивидуальные занятия со способными  детьми, дидактические игры и  упражнения.

 

Тема: «Весеннее дерево».

 

 Программное содержание:

 

 закреплять умение  рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

 

 Ход занятия.

 

 В начале занятия  детям были прочитаны стихотворения  о весенних деревьях. В течение  занятия были использованы следующие  методы: объяснение с частичным  показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было  использовано упражнение «вхождение  в образ».

 

 Детям было предложено  описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

 

 Дети активно приступили  к работе, применяя соединение  техник: аппликация из ниток, рисование  «тычком», используя цветоведение.

 

 Дети были очень  заинтересованы этой техникой, выполнили  задание на хорошем уровне, проявив  способность к цветовосприятию  окружающего мира.

 

Тема: «Одуванчики в траве».

 

 Программное содержание:

 

 Учить детей представлять  образ цветка в соответствии  с его описанием в стихотворениях  поэтов; закреплять навыки рисования  штрихами полусухой кистью –  прямыми штрихами при рисовании  желтой головки цветка. При изображении  белой головки использовать прием  «набрызга». Развить способность  рационально применять технику  «набрызга».

 

 Ход занятия.

 

 В начале занятия  детям были прочитаны стихотворения  и предоставлены иллюстрации  с изображением одуванчиков. В  течение занятия был использован  рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми  о последовательности выполнения  работы.

 

 Детей заинтересовало  нестандартное оборудование (зубные  щетки), которое было им предложено  и вызывало неподдельный интерес.

 

 Дети получили огромное  удовольствие от предложенной  техники и добились хороших  результатов.

 

Тема: «Летний пляж».

 

 Программное содержание:

 

 Закреплять умение  рисовать «по-сырому», развивать  способность к цветовосприятию  окружающего мира, отражение с  помощью цветовых образов впечатлений;  научить детей создавать художественный  образ при помощи цвета, опираясь  на предыдущий сенсорный опыт.

 

 Ход занятия.

 

 Детям было предложено  оборудование и иллюстративный  материал. В ходе занятия использовалась  музыка, различная по содержанию  и характеру. Был предложен  рисунок-схема с изображением  солнца и волнообразных линий  – некая поверхность, с помощью  подбора цвета дети должны  были превратить в ледяную  пустыню африканскую жаркую пустыню  или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные  тона и цветовую гамму для  получения рисунков, имеющих разный  характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный  подход. Занимательность преобладала  в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

 

 Так же были проведены  следующие упражнения: «Времена  года», «Части суток», «Цветной  круг», «Настроение тучек», в ходе  которых было видно, что дети  заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать  нужный цвет находятся на низком  уровне. В ходе упражнений у  детей развивались умения создавать  художественный образ с помощью  цвета, но в основном дети  упражнялись в применении нетрадиционных  живописных техник.

 

3 –й этап.

 

 Итоговый эксперимент.

 

 Цель: выявить уровень  художественно-творческих способностей  рисования живописными материалами,  выработанных в ходе формирующего  эксперимента.

 

 Итоговый эксперимент  был проведен в виде коллективной  работы со всеми детьми на  тему «Царство Нептуна».

 

 Программное содержание:

 

 Закреплять умение  самостоятельно подбирать технику,  цветовой образ для создания  коллективной работы; закреплять  навыки работы нетрадиционными  материалами и техниками; воспитывать  интерес к нетрадиционным живописным  техникам.

 

 В ходе занятия были  использованы такие методы и  приемы как: рассказ, вопросы,  показ, объяснение, указание, напоминание,  анализ. Детям было предложено  нетрадиционное оборудование и  иллюстративный материал. Также  использовалась музыка для лучшего  эмоционального настроя. Дети  использовали мыльную пену различных  оттенков, что вызвало огромный  интерес к работе.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников