Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения:
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: квадраты
из цветной двухсторонней
Способ получения изображения:
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
Развитие творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста
в процессе рисования нетрадиционными
техниками и живописными
С целью изучения
механизмов формирования и
На первый взгляд
в этой группе способных детей
нет, они проявляют интерес
и активность, но эпизодически
и нерегулярно. У детей есть
интерес, но технические
При проведении
наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент – основной
метод исследовательской
диагностика и тестирование
– подбор задач и вопросов,
которые служат для проведения
сравнительно кратковременных
анализ продуктов
метод исследования
личности – совокупность
Целью исследовательской
работы является выявление и
развитие творческих
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской
работы по выявлению
- разработка путей развития
творческих способностей в
- апробирование инновационных
техник в живописи для
Были подобраны критерии
оценивания уровней развития
художественно-творческих
1) способность создания
художественного образа на
2) способность к цветовосприятию
окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов,
3) способность рационально
применять различные техники
и рисовать живописными
Приоритетным направлением
в диагностике развития
Проводимая исследовательская
работа состояла из трех
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень
художественно-творческих
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение
работать с красками, свободно
применяя технику воскографии;
выявить навыки рисования
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована
наглядность в виде
Положительным в занятии
было то, что половина детей
справилась с поставленной
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.
Вывод констатирующего
эксперимента: из проведенного эксперимента
видно, что увлеченность темой и
техникой у детей развита на высоком
уровне, способность создавать
2 –й этап.
Формирующий эксперимент.
Проводился с детьми:
Настя Р., Саша П., Юля О., Халид
К., которые в констатирующем
Цель формирующего
эксперимента: развитие художественно-
При проведении формирующего
эксперимента были
Тема: «Весеннее дерево».
Программное содержание:
закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.
Ход занятия.
В начале занятия
детям были прочитаны
Детям было предложено
описать по прочитанным
Дети активно приступили
к работе, применяя соединение
техник: аппликация из ниток,
Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.
Тема: «Одуванчики в траве».
Программное содержание:
Учить детей представлять
образ цветка в соответствии
с его описанием в
Ход занятия.
В начале занятия
детям были прочитаны
Детей заинтересовало
нестандартное оборудование (зубные
щетки), которое было им предложено
и вызывало неподдельный
Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.
Тема: «Летний пляж».
Программное содержание:
Закреплять умение
рисовать «по-сырому»,
Ход занятия.
Детям было предложено
оборудование и иллюстративный
материал. В ходе занятия использовалась
музыка, различная по содержанию
и характеру. Был предложен
рисунок-схема с изображением
солнца и волнообразных линий
– некая поверхность, с
Так же были проведены
следующие упражнения: «Времена
года», «Части суток», «Цветной
круг», «Настроение тучек», в ходе
которых было видно, что дети
заинтересованы работой с
3 –й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень
художественно-творческих
Итоговый эксперимент
был проведен в виде
Программное содержание:
Закреплять умение
самостоятельно подбирать
В ходе занятия были
использованы такие методы и
приемы как: рассказ, вопросы,
показ, объяснение, указание, напоминание,
анализ. Детям было предложено
нетрадиционное оборудование и
иллюстративный материал. Также
использовалась музыка для
Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников