Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).

Содержание

Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

нетрадиц тех рис .docx

— 71.71 Кб (Скачать файл)

 

 Дети активно и старательно  выполняли работу. Коллективная  работа получилась очень интересной  по содержанию.

 

Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что  у детей, имеющих способности  к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся  на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей  со слабо развитыми художественно-творческими  способностями показатели находятся  по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность  к цветовосприятию.

 

 

 Вывод по исследовательской  работе:

 

 Все задачи, которые  были поставлены в начале исследовательской  работы, были выполнены. Был проведен  анализ специальной и научной  литературы по проблеме изучения  ранней диагностики художественных  способностей детей в старшем  дошкольном возрасте. Проведена  исследовательская работа по  выявлению художественных способностей  детей в технике живописи. Были  разработаны пути развития творческих  способностей в области рисования  живописными материалами. Апробированы  инновационные техники в живописи  для развития художественных  способностей детей старшего  дошкольного возраста.

 

 Проведенные занятия  показали, что у детей разный  уровень владения техникой, способностью  создавать художественный образ,  знаний основ цветоведения.

 

 Все исследуемые уровни  определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые  показатели развивались.

 

 Самым важным является  постоянная работа со способными  детьми и введение в систему  дошкольного образования различных  форм по развитию способностей  детей, не перегружая их.

 

 

Заключение

 

 

 Способность к творчеству  является специфической особенностью  человека, которая дает возможность  не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

 

 Проблема развития  способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания  многих исследователей и практиков,  работающих в дошкольном образовании,  имеется множество статей, методических  пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных  психических процессов в этом  возрасте, так и по развитию  разных видов способностей общей  и специальной направленности.

 

 Проблема общих и  специальных способностей неизменно  привлекала к себе внимание  российских психологов еще в  40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо  известны работы в этой области  видных отечественных ученых: Б.М.  Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г.  Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева  и др.

 

 Применительно к изобразительной  деятельности важно выделить  содержание способностей, проявляющихся  и формирующихся в ней, их  структуру, условия развития. Только  в этом случае важна целенаправленная  разработка методики развивающего  обучения изобразительной деятельности.

 

 Изобразительная деятельность  – это отражение окружающего  в форме конкретных, чувственно  воспринимаемых образов. Созданный  образ (в частности, рисунок)  может выполнять разные функции  (познавательную, эстетическую), так  как создается с разной целью.  Цель выполнения рисунка обязательно  влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном  образе – изображение и выражение  – придает деятельности художественно-творческий  характер, определяет специфику  ориентировочных и исполнительных  действий деятельности. Следовательно,  определяет и специфику способностей  к данному виду деятельности.

 

 Очень важны условия,  при которых ребенок эмоционально  реагирует на краски, цвет, формы,  выбирая их по своему желанию.  Благодаря воспитанию художественных  образов в изобразительном искусстве  ребенок имеет возможность полнее  и ярче воспринимать окружающую  действительность, что способствует  созданию детьми эмоционально  окрашенных образов.

 

 Для наибольшей результативности  развития художественно-творческих  способностей необходимо применять  занимательные занятия. Цель занимательных  занятий – создавать устойчивую  мотивацию, стремление выразить  свое отношение, настроение в  образе.

 

 Таким образом, занятия  занимательного характера являются  решающим фактором художественного  развития детей дошкольного возраста.

 

 Все вышесказанное  подтвердилось в исследовательской  работе. Исследовательская работа  была проведена в три этапа,  на протяжении которых осуществлялись  следующие цели: выявление и развитие  творческих способностей у детей  подготовительной группы, путем  проведения занимательных занятий  рисованием красками.

 

 Для достижения цели  применялись следующие методы  и формы: наблюдение, эксперимент,  анализ продуктов деятельности; был подобран цикл занятий,  дидактических игр и упражнений.

 

 Занятия показали, что  у детей есть огромный интерес  и желание, но необходимо постоянно  заниматься с детьми для повышения  уровня способностей, иначе эти  способности могут угаснуть.

 

 Задачи, намеченные в начале ВКР, полностью реализованы.

 

 Введенная гипотеза  подтверждена, так как у детей  с помощью занятий повысился  уровень способностей.

 

 Практическая значимость  заключается в использовании  разработанных занятий в качестве  методических рекомендаций в  работе воспитателя и руководителя  изодеятельности, обобщение научной  литературы способствует установлению  содержания художественно-творческих  способностей в рисовании.

 

 Проведенная на практике  работа, оптимизировала педагогический  процесс, сделала его для детей  развивающим, интересным и занимательным.

 

Литература

 

 

1. Гаврина С. и др. Развиваем  руки, чтоб учиться и писать  и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

 

2. Григорьева Г.Г. Развитие  дошкольника в изобразительной  деятельности. – М., 2000.

 

3. Донин А. Введение  в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.

 

4. Казакова Р.Г., Сайганова  Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование  с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

 

5. Квач Н.В. Развитие  образного мышления и графических  навыков у детей 5-7 лет: Пособие  для педагогических дошкольных  учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

6. Комарова С. Как научить  ребенка рисовать. – М., 1998.

 

7. Комарова Т., Савенко  А. Коллективное творчество детей.  – М., 1998.

 

8. Комарова Т. Изобразительная  деятельность детей в детском  саду. – М., 2006.

 

9. Комарова Т. Детское  художественное творчество.- М., 2005.

 

10. Костерин Н. учебное  рисование. – М., 1980.

 

11. Котляр В. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.

 

 

13. Педагогический энциклопедический  словарь. – М., 2002.

 

14. Пластические искусства:  краткий терминологический словарь.  – М., 1995.

 

15. Программа воспитания  и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. –  М.: Академия, 2005.

 

16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.

 

17. Саккулина Н., Комарова  Т. Изобразительная деятельность  в детском саду. – М., 1982.

 

18. Система эстетического  воспитания в детском саду./ Под  ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.

 

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Основы живописи. –  О.: ТИТУЛ, 1996.

 

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное  искусство: Коаткий словарь художественных  терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996.

 

21. Соломенникова О. Радость  творчества. – М., 2005.

 

22. Степанов С. Диагностика  интеллекта методом рисунчатого  теста. – М., 1992.

 

23. Столяр А. Происхождение  изобразительного искусства. –  М., 1985.

 

24. Субботина Л. Развитие  воображения у детей.- Ярославль, 1998.

 

25. Теплов Б.М. Способности  и одаренность. – М., 2002.

 

26. Теория и методика  изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.

 

27. Швайко Г.С. Занятие  по изобразительной деятельности  в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

28. Шоргина. Т.А. Красивые  сказки: Эстетика для малышей.  – М.: Книголюб, 2003.Изобразительная  деятельность дошкольников.- Киев, 1986.

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционные техники  рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

 Техника  Творчество 

 

 

 

 Управление образования  и науки администрации муниципального  района

 

«Алексеевский район и  город Алексеевка»

 

Нетрадиционные техники  рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

 

Автор опыта: Позднякова Светлана Тихоновна воспитатель дошкольной группы

МОУ Репенская СОШ 

Алексеевского района

Белгородской области

 

г. Алексеевка

 

2012

 

                                         Содержание:

 

1. Информация об опыте………………………………........ 3

 

2. Технология опыта……………………………………......  8

 

3. Результативность опыта………………………………… 13

 

4. Библиографический список……………………………   15

 

5. Приложения к опыту……………………………………..16

 

Информация об опыте

 

1.1.  Условия возникновения  и становления опыта

 

С 2010 года педагог осуществляет педагогическую деятельность в дошкольной группе муниципального общеобразовательного учреждения Репенская общеобразовательная  школа Алексеевского района Белгородской области, которую посещает 21 ребенок. Каждый год группа пополняется детьми разного возраста, поэтому состав детей неоднороден по своему развитию.

Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, педагог заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников,   воспитатель пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом, возникла необходимость  создать такую систему занятий  изобразительной деятельностью, которая  стимулировала творческий потенциал  детей, развивала их художественно  – творческие способности.(Приложение1)

 

1.2.  Актуальность опыта

 

Актуальность опыта заключается  в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к  сожалению, остаются недостаточно развитыми  и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого  воображения в зрелые годы обуславливает  успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

 

Большой потенциал для  раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы  лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

 

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует  высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает  ребенка от рисования, поскольку  в результате его усилий рисунок  получается неправильным, он не соответствует  желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или  реальному объекту, который он пытался  изобразить.

 

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования  на занятиях, обсуждение с коллегами  в образовательном учреждении привели  меня к выводу о необходимости  использования таких техник, которые  создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к  рисованию. Ведь очень важно, каких  результатов добьется ребенок, как  будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время  работы с дошкольниками, педагог  обратила внимание, что дети часто  копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы  изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился  выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения  не утомляет дошкольников, у них  сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего  времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного  изображения, выразить в рисунке  чувства и эмоции, дают ребенку  свободу и вселяют уверенность  в своих силах. Владея разными  техниками и способами изображения  предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников