Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Анализ понятия "проектное обучение" в педагогической литературе.
Изучить алгоритм реализации технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Определить условия, приемы и методы, используемые в 9 классе при использовании проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..……..3
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.……………..……………………..……………………….…11
1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта…………………………………………….….……….13
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………..20
2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы……………………………………………………………………….…22
2.3 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка.…………………………………….……………………………………..…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

 Можно утверждать, что  новые технологии самостоятельного  обучения имеют в виду, прежде  всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного  напряжения усилий, имеет огромную  познавательную ценность.

Возможности проектного обучения для стимулирования познавательной активности учащихся очень велики. Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся получают опыт познавательной и учебной деятельности, учатся самостоятельно приобретать знания, активизируя, таким образом, познавательную деятельность на уроках.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью [2, с. 90].

 

 

2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Преподаватели-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом [1, с. 165].

Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Таблица №2

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем  проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого  мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем  делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат  

"Что получится?" (как  решение проблемы)

Ожидаемый результат


 

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

 Следовательно, выполнение  задания требовало от обучающихся  не только знания содержания  произведения, творческого подхода  к работе, но и организаторских, коммуникативных умений [1, с. 183].

 Подобные задания вызывают  большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как  правило, обучающиеся хорошо справляются  с этим заданием. А преподаватель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ обучающиеся аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, преподаватель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке преподавателя.

Проектные задания по литературе вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история"[1, с. 243].

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: «История моей семьи в истории моей Родины»

Тип проекта: творческий.

Категория учащихся: учащиеся 10 классов.

Предметная область: русская литература.

 

Проблема 

Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Что делать?

Изучить историю семьи

Как?

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины"

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)


 

Для решения возникшей проблемы обучающиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей" [6, с. 123].

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

       На 1-м этапе - погружении в проект – пробудить должен преподаватель  у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации преподаватель совместно с обучающимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта [6, с. 125].

На 2-м этапе преподаватель организует обучающихся в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например: Представить краткий биографический очерк; Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям. При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта [6, с. 135].

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Преподаватель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений [6, с. 146].

 4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения обучающихся, и с точки зрения преподавателя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности обучающихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэтов по теме «История моей семьи в истории моей Родины» [6, с. 153].

 

2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка

Использование метода проектов на уроках русского языка позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом  в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

Проект «Язык современной сети Интернет»

Тип проекта: практико-ориентированный.

Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования  языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики и т.д.) [11, с. 77].

Категория учащихся: учащиеся 10 классов

Предметная область: русский язык

Этапы работы:

  1. Формирование темы исследования;
  2. Выбор Интернет-сайтов для исследования;
  3. Анализ частотности употребления слов с ошибками;
  4. Подготовка презентации;
  5. Защита проекта;
  6. Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Аннотация проекта: если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам Интернет-сайтов, где авторы стремятся выразить себя с помощью особых языковых средств и тем самым  расширить свою читательскую аудиторию. Вместе понаблюдаем, что выходит у таких горе-авторов [4, с. 178].

Объектом данного исследования стали активные процессы, приводящие к языковым изменениям в новейших средствах массовой информации.

Предметом рассмотрения явились орфографические и семантические трансформации языковых единиц.

Цель исследования состоит в выявлении причин возникновения в анализируемых текстах языковых изменений и в установлении их динамики.

Задачи:

  • установить слова-метки, являющиеся показателем языка блогов;
  • выявить характер семантических изменений;
  • определить наиболее употребительные орфографические и семантические трансформации языковых единиц;
  • охарактеризовать тенденции в развитии языка и стиля сетевых дневников.

Всего было проанализировано 200 случаев употребления деформированных языковых единиц.

Гипотеза: в основе анализируемых деформаций лежит комплекс причин, основной из которых является стремление автора выразить себя с помощью особых языковых средств и тем самым к расширению своей читательской аудитории.

Методы, использованные в работе: положения о системном характере языка, о связи языка и мышления, языка и общества. Вместе с традиционными методами (наблюдение, описание, сопоставление) использовались элементы компонентного анализа, раскрывающего изменения в семантике слова.

Научная новизна работы: в ней выявлены причины и механизм появления языковых изменений в новейших средствах Интернет-коммуникации.

Теоретическая значимость – установление некоторых тенденций, которые переживают современные средства Интернет-коммуникации, а также в прогнозировании той модели общения, которая будет избрана в пространстве Интернета.

Практическая значимость - результаты исследования могут использоваться при изучении раздела «Культура речи» в школьном курсе русского языка. Кроме того, проанализированный материал может найти применение при разработке элективных курсов по стилистике русского языка, а также спецкурса «Язык и стиль Интернет-общения».

Информация о работе Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы