Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:49, курсовая работа
Цель работы: исследовать эффективность использования технологии проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Анализ понятия "проектное обучение" в педагогической литературе.
Изучить алгоритм реализации технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
Определить условия, приемы и методы, используемые в 9 классе при использовании проектного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………..……..3
ГЛАВА I. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность понятия «проектное обучение». Виды проектов………………….5
1.2 Алгоритм деятельности преподавателя и обучающихся в технологии проектного обучения.……………..……………………..……………………….…11
1.3 Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта…………………………………………….….……….13
1.4 Познавательный интерес учащихся………………………………………….15
ГЛАВА II. Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы ……….……………………………………..………..…..20
2.1 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках …………..20
2.2 Использование метода учебного проекта на уроках русской литературы……………………………………………………………………….…22
2.3 Использование метода учебного проекта на уроках русского языка.…………………………………….……………………………………..…....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………..……...…..33
Современная лингвистика все больше внимания уделяет изучению особенностей языка средств массовой информации. Одной из самых ярких особенностей языка СМИ является так называемый стеб.
Стеб как особый стиль общения, как специфический язык интеллигентской и молодежной «тусовки» возник и развился в 70-80 е годы. Однако тоталитарная эпоха ушла, но стеб не только выжил, но и расцвел пышным цветом. Период 90-х годов XX века стал временем настоящего триумфа стеба. Первое десятилетие XXI века ознаменовалось существенными изменениями в использовании стеба как особого средства интеллектуального ерничества [4, с. 194].
Как показал анализ средств массовой информации последних лет, различные языковые трансформации покинули пределы традиционных СМИ и переместились в Интернет.
Современное общение в молодежной среде невозможно представить без блогов, или сетевых дневников. Блог – это дневник в режиме реального времени, который может вести каждый пользователь сети Интернет.
Сегодня онлайн – дневник – это не просто новый модный способ общения, это огромное пространство для самовыражения, которое проявляется прежде всего через язык [7, с. 124].
Рассмотрим несколько типовых примеров языковых искажений. Так, слово автор в современном русском литературном языке имеет значение «творец литературного, художественного произведения, проекта»: Пушкин – автор «Евгения Онегина». Это слово является нейтральным, в его значении отсутствует дополнительная оценочная или эмоциональная окраска. Орфографическая деформация дает возможность противоположной интерпретации реалии, названной словом автор, внося пренебрежительный оценочный компонент в значение этого слова. В языке блогов автар – это уже не автор, не творец, чего-либо значимого, а – «писака», т.е. произошло снижение и дискредитация самого понятия.
Семантические трансформации свойственны таким словам, которые в своем значении содержат некоторое оценочное значение. Так, например, на страницах сетевых дневников часто употребляется слово кросавчег. В современном русском литературном языке слово красавчик имеет значение «красивый мужчина», или ласкательное, реже ироничное значение. Орфографическая деформация слова кросавчег снимает положительный оттенок в его значении, ведет к изменению семантики и появлению негативного оценочного компонента; ироническая окраска усиливается.
Подобные изменения отмечены в таких деформациях: пирсонаж, претчуствие, аригинал, жывотное, пазетиф, фенал, мущщина, чилавег, песьмо, багаты, ниунывающий, описую, напесал и т.д. Как видим, трансформациям подвергаются слова различных частей речи.
В процессе работы было подсчитано количественное соотношение деформированных лексем по отношению к нормированным в трех блогах. Сетевые дневники мы отобрали по степени посещаемости. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее популярные дневники имеют меньший процент деформаций (около 60%), чем блоги, менее читаемые (40%).
Если же деформация нравится, то призыв продолжать литературную деятельность выражается так: «Аффтар жжот, пеши исчо». Такая современная субкультура, которая возникла и продолжает развиваться в интернет-сообществах, получила называние «Падонки». Дату ее образования относят к 2000 году. Этот резкий, граничащий с хамством стиль общения и образная система в сети прижилась и получила название «падонковской культуры» по названию тех, кому был, собственно, посвящен этот ресурс. В «каментах» выражается оценка написанного «криатиффа» фразами-клише типа: «аффтар – жжот!», «аффтар – Аццкий Сотона!», «аффтар – убей себя ап стену», «афтар, выпей йаду» и другими. Эта лексика перешла из печатного языка в устный и теперь нередко встречается не только на заборах, но и на рекламных плакатах или в видеороликах.
Большинство слов этого языка – оценочные прилагательные или обстоятельства, типа гламурно, готично и так далее. Особая популярность употребления их в интернет-речи объясняется стремлением продемонстрировать свою осведомленность по части современных тенденций.
Однако падонки – не единственная интернет-субкультура. Среди других – пусть даже и менее выраженных – присутствуют любители того или иного литературного направления, сетевые геймеры (с английского «игроки», имеются в виду те люди, которые отличаются пристрастием к компьютерным играм), блоггеры (те, кто ведут свой блог – личную страницу, где делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями и другими вещами) и другие. Особой популярностью пользуются ролевые игры – совместный продукт творчества пользователей сети, посвященный раскрытию определенной темы. Там они живут, создают сообщества, прокачивают персов и даже женятся, всякое есть. Такая вот имитация жизни и вытесняет потребность и модуль поведения реальной жизни.
Виртуальный мир анонимен и беспределен. Каждый может быть в нем Богом и демоном, причем одновременно. Меняя ники, один и тот же человек дробится на десятки виртуальных сущностей. Под маской вы можете позволить себе как предельную откровенность, так и запредельную ложь.
В языке сетевых дневников деформации превращаются в своеобразные слова – метки, слова – ключи, по которым участники Интернет – коммуникации «узнают» друг друга, принимают «правила» особого пародийного, сниженного общения, в котором находит реализацию преимущественно конфликтный тип поведения.
В Интернет-среде первого десятилетия XXI века реализовались конфликтная и агрессивная модели общения. Наиболее ярко это нашло свое выражение в устойчивых речевых формулах типа: «афтар, выпей йаду!», «афтар, убей сибя апстену», «в Бобруйск, жывотное!», «учи албанский» и подобных. Все эти комментарии используют, чтобы унизить собеседника, т.е. говорящий ставит себя выше того, к кому обращены его слова, не испытывает уважения к адресату.
Однако, как показал проведенный анализ сетевых дневников, подобные формулы, реализующие конфликтный тип поведения, постепенно вытесняются из речевого общения. На страницах наиболее посещаемых блогов появляются просьбы не использовать высказывания, унижающие адресата. Очевидно, в языке Интернет–пространства начинает действовать противоположная тенденция, следствием которой является некоторая стабилизация языковых и стилевых средств. Кроме того, стеб и ерничество в языке Интернет-общения уже не вызывает столь острой реакции у читателей, а следовательно, возникает необходимость в других способах привлечения читательской аудитории и реализации несколько иной модели речевого поведения.
С развитием Интернета появилось новое языковое пространство – в этом пространстве, с одной стороны, приходится использовать письменный язык, но с другой – нет практически никаких ограничений на правильность его использования. В самом деле, до появления Интернета практически все сферы использования письменного языка были таковы, что в них не допускались или, по крайней мере, не приветствовались орфографические ошибки. Будь то диктант по русскому языку, заявление, письменная жалоба, отчет о проделанной работе, или же просто записка – любой документ, написанный от руки, предполагал грамотное написание текста. Ошибки могли повлиять на судьбу автора в разных случаях с разной степенью, но так или иначе ошибок пытались избегать.
Сейчас же вместо длинного и сложного слова сейчас пользуются простым и понятным коротким щас, сэкономив три буквы. Конечно, если бы слово сейчас не произносилось так в устной речи, оно, вероятно, не могло бы быть записано таким образом. В использовании щас вместо сейчас и проявляется баланс между устной и письменной речью – говори коротко и избегай непонятности.
В языке блогов намечаются новые тенденции: на смену активному искаженному употреблению слов приходит стремление к очищению языка от всяческих орфографических и семантических деформаций. Очевидно, в языке Интернет-пространства начинает обнаруживаться общая для русского языка тенденция к самоочищению, стабилизации стилевых средств.
Таким образом, проанализированный материал позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Орфографические искажения облика слова не только приводят к изменениям в его значении, снижению стилистической окраски, но и дискредитируют обозначаемые ими понятия.
2. Несмотря на то, что в некоторых блогах еще активно употребляются различные деформации, пик искажения формы слова с целью снижения содержания уже пройден. Наблюдается тенденция к очищению языка сетевых дневников от слов-меток.
3. На смену доминировавшей
агрессивной, конфликтной модели
приходит модель общения
Использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Трудность при создании проектов по русскому языку и литературе заключается в том, что логика преподавания литературы, а особенно русского языка не дает возможности применения метода проектов на уроке, так как практически все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых не может состояться выпускник. И педагоги отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности.
Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного-двух проектов в течение учебного года. Конечно, это позволит учащимся познакомиться с особенностями исследовательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий. Но вряд ли в такой ситуации можно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы и применения различных технологий самообразования и самоорганизации.
Решением данной проблемы, на мой взгляд, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы обучающийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Обучающийся же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.
Метод проектов приобретает все больше сторонников среди учителей; позволяет создавать на уроках исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик пытается самореализоваться, вовлекается в активный творческий познавательный процесс.
Обучение стало строиться на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому для ученика предоставляется возможность показать свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
В курсовой работе были проанализированы и представлены разработки по методу проектов разных педагогов-новаторов, но особой популярностью среди них пользуются научные статьи педагога Е. С. Полат.
Обобщив опыт и других педагогов, можно сказать, что проектная методика – это методика не только настоящего, но и будущего. Ученики перестали бояться выражать свои мысли вслух. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся получают опыт познавательной и учебной деятельности, учатся самостоятельно приобретать знания.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Таким образом, технология проектного обучения активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбеткова, Р. И. Игра на уроках словесности в 7 классе // Русская словесность. – 2000. - № 4. - с.67 - 71.
2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: "Вита - Пресс", 1982. – 160 с.
Информация о работе Использование проектного обучения на уроках русского языка и русской литературы