Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников с целью формирования любознательности, положительного отношения к искусству, организованности.
Задача исследования:
1. Изучить и проанализировать историю и современное состояние проблемы средств массовой информации в воспитании школьников.
2. Выявить роль средств массовой информации в процессе воспитания в начальной школе.
3. Выявить особенности использования средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению системы мероприятий с использованием средств массовой информации в процессе воспитания младших школьников.
5. Провести результативность работы по формированию любознательности, положительного отношения к искусству.

Вложенные файлы: 1 файл

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Исследования  социологов, педагогов и работников телевидения показали, что большинство  учащихся высказывало пожелание, чтобы  учебные передачи были зрелищно привлекательными, такими же, как полюбившиеся художественные фильмы и спектакли. Жизнь наших сегодняшних детей невозможна без мультфильмов. Трудно найти ребенка, который не мчался бы к телевизору, заслышав веселую музыку заставки из серии «Ну погоди!». Психологам детского возраста было бы полезно еще раз глубоко, научно, проанализировать те механизмы, которые безотказно работают в этой серии. Какие физиологические потребности детского восприятия они удовлетворяют. И одновременно поразмышлять о том, что этот невиданный по своей долговечности и популярности цикл, таит в себе и определенные опасности. Не слишком ли маленький зритель привыкает к веселой, но несколько монотонной в своей «моторности» стилистике этих фильмов, не мешает ли ему это постепенно научиться смотреть совсем другие мультфильмы, в которых есть и серьезная мысль и поэзия и возможность подействовать на складывающуюся нравственную сферу детской души. (27, 11)

Лучшие передачи, фильмы и спектакли нашего телевидения  направлены на воспитание у телезрителей серьезного, вдумчивого, уважительного отношения к художественным ценностям, к произведениям подлинного искусства. И недаром, как убедительно показывали социологические исследования в нашей стране, при демонстрации высокохудожественных многосерийных телевизионных фильмов, талантливо поставленных спектаклей, интересно построенных документальных, публицистических, образовательных или художественных программ, резко сокращалось у населения потребление воды, газа, прекращались телефонные разговоры и так же резко возрастало потребление электроэнергии. Миллионы людей включали телевизоры, чтобы посмотреть захватывающий их фильм, спектакль, передачу. При этом просмотр проходил в той же сосредоточенной тишине, которая возникает при просмотре произведения искусства в театре, в кино или при чтении серьезной книги. Но, конечно, взаимодействие между искусством и публикой носит не только однонаправленный характер, при котором активная роль принадлежит одному искусству. Вспомним слова К. Маркса о том, что для правильного восприятия искусства нужно быть художественно образованным человеком.

Это художественное образование и воспитание начинается с самых ранних лет, с первых детских  сказок, рассказанных мамой, бабушкой или «Тетей Валей» из детской передачи, а так же другими средствами информации, которые в наше время все больше берут на себя функции нравственного и эстетического воспитания. Большую роль в воспитании художественного вкуса и понимания искусства играют детский сад, школа, радио и телевизионные передачи для детей, подростков, юношей и молодежи, помогающие наглядно, зримо и слышимо познакомиться с лучшими произведениями литературы, театра, изобразительного искусства, музыки, киноискусства. В этих передачах зрители могут встретиться с ведущими писателями, деятелями искусства, учеными и педагогами, которые в своих выступлениях стремятся раскрыть тайны художественного творчества, законы его восприятия. Так, телевидение не только доставляет нам на дом произведения искусства, но и помогает одновременно воспитывать организованность, любознательность, положительное отношение к искусству, стать художественно образованным и воспитанным человеком.

Телевидение способно заметно обогатить восприятие детского кинофильма, хотя в зрелищности малый  экран и уступает большому. Ребенок вовлекается в игровую ситуацию, в своеобразный диалог с экраном.

Появление в 1938 году фильма А. Роу «По щучьему  велению» можно считать началом  истории киносказки в нашем искусстве. Это был рассказ о веселом, добром и простодушном человеке, о  человеческом достоинстве, о подлинной любви к земле и ко всему живому, за что герой был вознагражден счастливой любовью. Роу объединил разные сказочные мотивы, он импровизировал, дописывал сцены, придумывал эпизоды, но остался абсолютно верен строю русской народной сказки, ее законам , ее эстетике. В каждом из героев фильма подчеркиваются черты характера, близкие детям. Даже когда усовершенствовалась техника кино, выросло операторское искусство и были открыты новые принципы съемки, фильмы Роу «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Кащей Бессмертный» и др. - не потеряли своей притягательной силы, они любимы и сегодня.

Чем теснее игра связана с идеей и внутренним строем фильма, тем ближе он детской  аудитории. В таких фильмах атмосфера  праздника, веселья, карнавала и  нравственное переживание слиты в одно целое, а герои и зрители как бы соучаствуют в игре.

В чем секрет успеха телевизионного фильма «Приключения Буратино»? Конечно тут и хорошие  актеры, и прелестные песни, сразу  вдруг оказываются у всех на устах, и исполнение театральных и цирковых трюков, и славные куклы, и удачно подобранные исполнители детских ролей. Почему же Буратино получает золотой ключик? Счастливый? Итог борьбы? Победа смекалки?

Золотой ключик Буратино получает потому, что он ребенок. Обыкновенный ребенок с детским взглядом на вещи, детской непосредственностью и чистотой. «Не торопись взрослеть» - эти слова Тортиллы - ключ к пониманию фильма. Весь он пронизан детским мироощущением. Дети в нем нравственная мера, полнота бытия, сама подлинность проявления человеческой природы. Сегодня фильмы сказки для телевидения снимаются на многих студиях страны. В основе их - произведения фольклорные и литературные. О чем бы они не повествовали - о любви (белорусская лента «Пастух Янна»), о торжестве храбрости «Отважный Ширак», или о красоте и поэзии труда (грузинская картина «Три оплеухи»).Телесъемка всегда вызывает у зрителей «чувства добрые». В этом ее смысл и предназначение.

Условия, в которых  растут и развиваются современные  дети, мало чем походят на те, какие  были еще несколько десятилетий назад. Научно-технический прогресс неузнаваемо изменил жизнь. Сегодняшние ребята ждут от фильмов, как и вообще от искусства, воплощение ритмов современности, современных форм современного языка. (49)

Кроме развлекательного телевидения есть и учебное телевидение. Научно-популярное кино рассказывает в общедоступной форме о развитии науки и техники и их влиянии на жизнь общества. С помощью специальных видов съёмки , замедленной, ускоренной, в рентгеновских лучах, микросъёмках научно-популярное кино показывает в динамике скрытые, малоизвестные стороны жизни растений и животных, процессы, происходящие в микромире живых клеток и в неживой природе. Оно наглядно демонстрирует действие физических законов, принципы работы машин, используя мультипликационное моделирование; даёт возможность наглядно представить явления, которые нельзя непосредственно наблюдать в природе, а также научные абстракции. Научно-популярные фильмы содержат объяснения теоретических и прикладных проблем естественных и гуманитарных наук, дают широкую информацию о научно-техническом прогрессе, рассказывают о творческой деятельности учёных, об истории науки, воспитывает любознательность зрителей. Например «Зачарованные острова». Режиссёр А.Н. Журиди. «Хочу всё знать», «Дерзайте, вы талантливы», «Кусто», «Животный мир Казахстана»…

В системе народного  образования всё шире используются учебные фильмы, в том числе  и по эстетическому воспитанию. Основной принцип учебного кино - педагогическая целесообразность использования в  процессе обучения и воспитания. Учебное кино - одно из видов научно-популярного кино. (26)

Спортивное  телевидение включает в себя трансляции наиболее популярных соревнований по различным массовым видам спорта и специальные передачи, такие  как: «Спорт за неделю», «Стадион для всех», «Футбольное обозрение», «Если хочешь быть здоров»… Все они помогают миллионам ребят приобщиться к физической культуре. Телевизионные, спортивные репортажи, трансляции, передачи не только знакомят зрителей с самыми популярными видами спорта, раскрывают красоту и привлекательность спортивных состязаний, в которых сила, ловкость, доброта и красота существуют в неразрывном единстве. Спортивное телевидение убедительно показывает, что главная задача физической культуры и спорта - это формирование гармонично развитой, здоровой личности, которая обладает такими высокими человеческими качествами, как самоотверженность, мужество, благородство, честность, настойчивость в достижении поставленных целей не в одних лишь состязаниях, но и в учёбе и в работе, готовность прийти на помощь не только на спортивных площадках, но и в жизни. (27)

В воспитании подрастающего  поколения важную роль играет не только телевидение, но и периодическая  печать. У нас в стране специально для детей издается много журналов - это «А почему?» журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом. Рассчитан на детей от 6 до 12 лет. «А и Ф Детская Энциклопедия» - популярный красочный журнал расширяет кругозор юных читателей. Рассказы по широкому кругу знаний, естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству. «А и Ф ИКС-Пилот» (для мальчиков), «Колобок и два жирафа» - детский звуковой журнал, в котором сказки, игры, рассказы, загадки, веселые комиксы. Каждый номер журнала комплектуется аудиокассетой, «Бумеранг», «Веселые картинки», «Веселый затейник», «Винни-Пух», «Миша», «Мурзилка», «Ровесник» и другие. Необходимо изучать не только средства массовой информации как особой формы информации, но и предполагать организацию детей по поводу просмотренных передач, прочитанных журналов, газет, выработку навыков суждений и оценок этих передач и периодических изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, любознательности учащихся.

Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы. (31)

Глава 2. Анализ работы учителя по использованию  средств массовой информации в процессе воспитания школьников

2.1 Содержание  работы учителя по использованию  средств массовой информации  с целью формирования любознательности, организованности, положительного отношения к искусству

Перед опытно- экспериментальной  работой, проводились внеклассные  мероприятия на основе телевизионных  передач, библиотечно-библиографические  уроки, беседы с родителями и детьми, тестирования, анкетирования, классные часы.

Эксперимент по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников проводился в городе Караганде, в средней школе № 11 в 4 «А» классе. Целью эксперимента является разработка системы мероприятий по использованию средств массовой информации в воспитании младших школьников для формирования любознательности, организованности, положительного отношения к искусству. Мероприятия, которые мы проводили с использованием средств массовой информации, предусматривали выяснение и систематизацию знаний о средствах массовой информации, обсуждение различных передач, знакомили с тем, как узнать о трансляции нужной передачи, о том, какие журналы читать, какие выбрать газеты, соответствующие индивидуальным особенностям и потребностям детей. Занятия включали не только изучение средств массовой информации, как особой формы информации, но и предлагали организацию общения детей по поводу просмотренных фильмов, передач, прочитанных журналов, газет, прослушанных радиопрограмм. Стараясь выработать навыки суждений и оценок этих передач, периодических изданий, выполнение творческих заданий, направленных на развитие художественно-творческих способностей, познавательных интересов, на формирование любознательности учащихся начальной школы.

Дети приходят в школу еще новичками, не умеющими писать и читать, но зрители они уже довольно опытные. Задача учителя сформировать у ребенка навыки осмысленного общения с телевизором, с периодической печатью, радио. Работа эта не простая, но если она будет проведена целенаправленно, в системе, умело, это приведет к снижению утомляемости детей, удержит от часового сидения у телевизора.

В ходе эксперимента мы проводили мероприятия на основе телевизионных передач таких  как: «Счастливый случай», «Угадай  мелодию», «Своя игра», «В мире животных», «Усами младенца», «Поле чудес», «Зов джунглей», «Умники и Умницы» и другие. (Прил 5,6,7,8,9,10,11,12,13) Библиотечно-библиографические уроки, где ребят учили работать с периодической печатью, выбирать журналы, газеты по своему вкусу, индивидуальным особенностям, интересам. Анализировать прочитанные журналы и газеты. При проведении классных часов о газетах и журналах, например, «Все для Вас» (Прил. 1), мы знакомили с газетой, как печатным изданием особого рода, рассказывали о роли газеты в жизни общества, привлекали учащихся к самостоятельному чтению газет. Для того, чтобы заинтересовать ребят газетой, следует подобрать несколько последних номеров с наиболее интересными материалами. На занятиях «По страницам журналов» (Прил. 2), старались заинтересовать учащихся журналами, помочь найти журналы соответствующие их возрасту и интересам. Для занятия рекомендуем подобрать несколько экземпляров журналов, например: «А почему?», «Детская энциклопедия», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Медведь», «Юный натуралист», «Винни-Пух» и др. Рассказывая о различных отделах и рубриках журналов, обязательно показывать их, обращать внимание на эмблемы, цветные вкладки, фотографии. Можно заранее сильным учащимся дать задание - подготовить характеристику одного журнала по своему выбору. На занятиях можно познакомить ребят и с основными журналистскими жанрами: репортажем, очерком, интервью, статьёй, фельетоном. Особенно следует подчеркнуть роль писателей в создании журнала. Самостоятельно выпускали газету, предварительно распределив обязанности учеников, в ней рассказывали о своей жизни в школе и после неё. Выясняются и систематизируются знания детей об основных типах информации - документальной и художественной, о реальном событии, показанном с экрана и художественной передачей, созданной специально, придуманной авторами, исполненной артистами. Учитель рассказывает о том, что телевидение знакомит нас с окружающей жизнью, с разнообразными событиями, с произведениями искусства, отснятыми на плёнку или специально созданными на телевидении. Беседы формируют навык обращения детей с еженедельной телевизионной программой, умение планировать просмотр нужных и интересных передач на предстоящую неделю. На занятиях учащиеся рассказывают о своих любимых телепередачах, с учётом полученных знаний, классифицируют их по признаку «художественная» или «документальная». Рекомендуется просмотр некоторых таких передач. Важно, чтобы дети пытались объяснить, почему им нравится та или иная передача.

Кроме бесед  проводится ряд практических занятий, на которых у учащихся формируется представление о том, что создание передачи осуществляется многими людьми, при этом каждый из них имеет свою задачу. Учитель рассказывает об основных профессиях создателей передач телевидения: режиссёрах, актерах, операторах и т.д. Проводится игра-инсценировка «Телесъёмка». (Прил.18)

Внеклассные мероприятия  на основе телевизионных передач  формируют у учащихся познавательный интерес, любознательность, организованность.

«Угадай мелодию» - это мероприятие, направленное на воспитание умения слушать музыку, видеть прекрасное, знакомит с различными жанрами народной мелодии, развивает голос, чувство ритма, музыкальный вкус, логическое мышление, познавательный интерес, любознательность. (Прил.3)

«Своя игра» - на этом мероприятии учащиеся узнают много  нового и интересного для себя и на основе уже имеющихся знаний делают самостоятельно выводы, умозаключения. (Прил.7)

«Поле чудес» - самая распространённая телевизионная  игра. Элементы этой игры используют в  качестве разминки в начале урока  и в заключение урока для снятия напряжения. Она познавательна, интересна и увлекательна для многих. Играя в неё, ребята многому учатся, многое узнают и имеют огромную возможность поделиться своими знаниями с окружающими. Она переносит нас то на тысячи лет назад, то заставляет время бежать так быстро, что мы успеваем побывать в будущем. Мы рекомендуем проводить это мероприятие с целью воспитания любознательности, организованности, положительного отношения к искусству. (Прил.6)

Современных школьных необходимо воспитывать, и воспитывать не только по средствам телевизионных передач, но и используя другие немаловажные средства массовой информации. Как ни странно, но до массового развития телевидения слушали радио. С годами менялись рубрики, менялось время вещания, его продолжительность, менялась сетка передач, но радио оставалось важнейшим средством воспитания школьников.

Школьное радио  унаследовало лучшие черты у своего старшего собрата - Общественного радио: его оперативность, своевременность  и достоверность передаваемой информации, культуру речи, разнообразие форм и жанров. С самых первых шагов школьное радио стало надёжным помощником руководства школы, пропагандистом и организатором школьного коллектива.

Более 30 лет  успешно действует радиостудия  в средней школе №112 города Москвы. Школьное радио стало надёжным помощником руководителей школы, организатором школьного коллектива.

Школьное радио, называясь школьным, очень тесно  связано с жизнью всей нашей страны. Оно и о политических события  расскажет, и о волнующих общественных событиях дня сегодняшнего. Но вместе с тем школьное радио в большей степени школьное, обращено к внутренней жизни школы, к каждому классу, а иногда и к отдельному ученику. И в этом его бесспорное преимущество, потому что ребятам необыкновенно интересно, что школьное радио всегда всё обо всех знает: кого назовёт по имени и фамилии, кого надо пожурит, а заслужил - похвалит. А по-другому и быть не может, потому что и редакторы, и корреспонденты, и дикторы школьного радио - это сами дети, представители всех классных коллективов.

Информация о работе Использование средств массовой информации в воспитании младших школьников