Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при использовании в учебном процессе фотографических иллюстраций.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме.
2. Выявить основные базовые понятия темы курсовой работы
3. Проанализировать учебник по естествознанию А.А. Плешакова для 3 – его класса.
4. Разработать уроки с использованием фотографий для развития познавательного интереса к предмету.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.
§1. Характеристика фотографических иллюстраций как одного из важнейших наглядных средств обучения естествознанию…………………………………………………..……5
§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………....11
§3. Влияние фотографических иллюстраций на развитие познавательного интереса младших школьников...……………19

Глава II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике………...26

Заключение…………………………………………………………..35
Понятийный аппарат……………………………………………37
Список литературы…………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

КР естествознание Константинова Н. 305к.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

 

факультет начальных классов

 

Кафедра естественных дисциплин  и 

методики их преподавания в начальной школе

 

 

 

 

 

курсоваяРАБОТА

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕССА У УЧАЩИХСЯ В 3-ЕМ КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ А.А.ПЛЕШАКОВА.

 

Контрольная рабо истории отечественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………..3

 

Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.

§1. Характеристика фотографических иллюстраций как  одного из важнейших наглядных средств  обучения естествознанию…………………………………………………..……5

§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного  возраста………………………………………………....11

§3. Влияние  фотографических иллюстраций на развитие познавательного интереса младших школьников...……………19

 

Глава  II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике………...26

 

Заключение…………………………………………………………..35

Понятийный аппарат……………………………………………37

Список  литературы…………………………………………………41

 

 

 

Введение.

 

Проблема использования  фотографий в обучении как наиболее доступного средства развития познавательного  интереса у учащихся начальной школы, является сегодня поистине актуальной. Это объясняется тем, что фотография не безучастное изображение чего-либо, а искусство. Она способна давать знания, причём знания особые, которые никаким другим средствам не могут быть восполнены. Как и любой из видов искусства, фотография имеет познавательное значение, развивает эстетическое чувство прекрасного, обогащает детей новыми впечатлениями, а, кроме того, всесторонне воздействует на детский ум и сердце, на чувства и мысли.

Использование фотографий на уроке позволяет школьнику  тщательно рассмотреть изучаемый материал, определить цвет, форму, структуру и т.д. Таким образом, учебная информация поступает по нескольким умственным каналам, что делает обучение более убедительным и достоверным.

О важности применения наглядных  средств обучения на уроках естествознания в начальной школе писали такие учёные – методисты как:  Вахтеров В.П., Герд А.Л., Зуев В. Ф, Павлович С.А., Скаткин М.Н., Ягодовский И. П. и др.

Проблемой формирования познавательного интереса в начальной  школе занимались такие учёные –  дидакты, как А. Дусовицкий, Н. Морозова, Л. Божович, Г. Щукина и др.

Цель нашей  работы – показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при использовании в учебном процессе фотографических иллюстраций.

Задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме.

2. Выявить основные  базовые понятия темы курсовой  работы

3. Проанализировать учебник  по естествознанию А.А. Плешакова  для 3 – его класса.

4. Разработать уроки  с использованием фотографий  для развития познавательного интереса к предмету.

5. Изучить динамику  развития познавательного интереса, обобщить полученный результат.

Область нашего исследования: методика преподавания естествознания в начальной школе.

Объект нашего исследования: наглядные средства обучения в начальной школе

Предмет: развитие познавательного интереса младших школьников посредством фотографических иллюстраций.

Проблема: развивает ли использование фотографических иллюстраций познавательный интерес у учащихся в 3 – ем классе.

Гипотеза: если на уроках   естествознания в 3 – ем классе систематически использовать фотографические иллюстрации, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к предмету.

 

Методы исследования:

Теоретические: анализ научно – методической литературы,  анализ учебника по естествознанию А.А. Плешакова для 3 – его класса.

Практические (эмпирические): составление конспектов уроков с использованием фотографий, наблюдение, анкетирование, беседа.

 

Данная работа состоит  из: Введения, Главы 1 теоретической, которая содержит три параграфа, Главы 2, в которой описывается практический опыт, заключения, понятийного аппарата, списка литературы и приложения.

Данная работа не претендует на широкое рассмотрение и решения  обозначенной проблемы, а представляет собой попытку определить наиболее эффективные пути использования фотографических иллюстраций для развития познавательного интереса у учащихся 3 -  его класса

 

Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.

§1. Характеристика фотографических иллюстраций как одного из важнейших наглядных средств обучения естествознанию.

 

Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. В нашей работе мы рассматриваем не все средства обучения, а только наглядные. В процессе обучения средства наглядности имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Еще Я. А. Коменский выдвинул "золотое правило": "всё, что можно, предоставлять для восприятия чувствам..."1.

«Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям»2. Проводя самостоятельные работы, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Наглядные средства являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании. Современная педагогика видит смысл средств наглядности не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но, прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

Наглядные средства используются на всех предметах, особенно в начальных  классах, но самым необходимым компонентом обучения они являются в преподавании естествознанию. И не случайно на сегодняшний день наглядность в естествознания стала обязательной. Многие ученые–методисты, например, такие, как Севрук Л. С., Павлович С. А., Валерьянова Е. А., видя в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, были убежденными сторонниками наглядного обучения.  Об эффективности наглядного обучения не раз повторяла в своих статьях Надежда Константиновна Крупская. «Естествознание,—  писала она в 1922 году,—  принадлежит к той области наук, где наглядность, «показ» особенно убеждает»3. К. Д. Ушинский, доказывая необходимость наглядного обучения, разработал теорию наглядности при обучении младших школьников естествознанию.

Сейчас на уроках естествознания учителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки, иллюстрации. Однако таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. И чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о природном явлении и т.п., необходимо показать это все в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали. В этом случае, наиболее достоверным и доступным средством знакомства детей с природой является фотография.

«В переводе с греческого языка слово фотография означает «светопись». Фотография — это теории и методы получение видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах. Свет играет исключительно важную роль в фотографическом воспроизведении окружающего пространства. Объем и форма предметов, их цвет, фактура поверхности передаются на снимке благодаря освещению»4.

«Фотографию по праву считают одним из величайших изобретений позапрошлого века. История фотографии начинается с 1839 года. Именно в этом году  Ф.Д.Араго, выступив перед совместным заседанием Парижской Академии наук и Академии Изящных Искусств, познакомил присутствующих с сущностью дагерротипии, и тем самым положил начало одному из величайших открытий 19 века»5.

Хотя светочувствительность  определенных материалов была известна  очень давно,  получить   изображение окружающего нас мира и уберечь его от действия света удалось только Жозефу Нисефору Ньепсу и Луи Жаку Манде Дагеру, изобретателям современной фотографии.

«История открытия современной фотографии относится к 1816 году. Первая в мире фотография была сделана Ньепсом в 1826 году. Она представляла собой вид из окна мастерской Ньепса и была  получена  методом гелиографии. Благодаря исследованиям Ньепса, Дагерр смог открыть свой метод съемки на серебряную пластину, очувствленную парами йода. Этот метод стал  называться методом дагерротипии»6

С самого начала своего существования фотография не признавалась видом  искусства, она считалась лишь технической новинкой, в которой от человека снимающего практически ничего не зависит. Особенно упрекали в этом фотографию художники, видевшие в молодом виде искусства своего потенциального конкурента, способного значительно пошатнуть их позиции.

«Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. В то время, когда на основе фотографии появились первые 
"движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции»7.

«8Вскоре после открытия фотографии люди смогли полностью оценить не только ее художественные возможности, но и значение для научно-технического прогресса.  Так, совершенно неоценимо значение фотографии в том, что до нас дошли подлинные портреты исторических личностей эпохи, в которую она появилась; она смогла оставить нам  изображения старинных городов именно такими, какими они были в девятнадцатом веке, картины быта того времени. И  сейчас эти фотографии помогают нам восстанавливать памятники культуры, утраченные  или требующие реставрации. Фотография значительно помогает в развитии медицины, биологии, физики, химии, астрономии. Сейчас мы не представляем жизнь без информации, рекламы, где фотография играет немаловажную  роль. С началом космической эры фотография помогает в деле освоения ресурсов земли, их бережного использования, предотвращения различных катастроф, стихийных бедствий. Свое применение фотография нашла и в криминалистике. И, вероятно, нет ни одной области в жизни человека, в которой не применялась бы  фотография. Все мы, например,  любим сниматься “на память”, для семейного альбома или в подарок кому-либо. И идентификация личности происходит  тоже по фотографии - это на данный момент самый надежный способ».

Как средство обучения в  учебно-воспитательном процессе, фотография стала применяться на уроке и во внеклассной работе в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках.  Фотографии могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, служить полезным учебным пособием.

Информация о работе Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова