Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать динамику развития познавательного интереса учащихся 3 класса на уроках естествознания при использовании в учебном процессе фотографических иллюстраций.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу по проблеме.
2. Выявить основные базовые понятия темы курсовой работы
3. Проанализировать учебник по естествознанию А.А. Плешакова для 3 – его класса.
4. Разработать уроки с использованием фотографий для развития познавательного интереса к предмету.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава I. Наглядные средства обучения как одно из средств развития познавательного интереса младшего школьника.
§1. Характеристика фотографических иллюстраций как одного из важнейших наглядных средств обучения естествознанию…………………………………………………..……5
§ 2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………....11
§3. Влияние фотографических иллюстраций на развитие познавательного интереса младших школьников...……………19

Глава II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике………...26

Заключение…………………………………………………………..35
Понятийный аппарат……………………………………………37
Список литературы…………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

КР естествознание Константинова Н. 305к.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

В процессе общения ребенка  с явлениями фотографии, накапливается  масса разнообразных, в том числе  и эстетических, впечатлений, художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляют его постоянно размышлять.

"Постижение фотографии  есть познавательный процесс  глубоко творческого характера"20. "Энергия активного, творческого отношения человека к фотографии зависит как от качества самой фотографии, и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования посредством фотографии, то не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в ней»21.

Фотография оказывает  широкое и многостороннее воздействие  на человека. Хорошая фотография вызывает наше ответное чувство. И хотя сам по себе творческий процесс создания фото-произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за фотографом погружается в него всякий раз, когда воспринимает фотографическую картину.

Итак, фотография достигает  своей воспитательной, образовательной цели, когда она непосредственно воспринята школьником, когда освоена ее идейно- художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия фотографии. Можно выделить три важные этапа восприятия фотографий природы школьником.

К первому этапу освоения относится первичное восприятие, первичное творческое воссоздание  в сознании художественных образов  природы. Сущность этого этапа состоит  в том, что первичное восприятие детьми необходимо продумывать. При  первичном, неорганизованном восприятии, детьми, как правило, часто упускается то, что показалось неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно- эстетического развития. "В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины пейзажа, его глубокое освоение"22.

"Наиболее эффективно  первая встреча ребенка с природой  происходит в форме свободного  разглядывания фотографии. Педагог  предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе рассмотрения фотографий.

На втором этапе работы по восприятию фото-произведения огромную роль играет анализ основного предмета на фотографии с выделение особенностей, существенных черт, а также с самостоятельными оценками и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий.

И третий этап освоения пейзажного фото школьниками, можно характеризовать  как этап научного постижения фотодеятельности, научного анализа.

Фотография является незаменимым средством для наиболее полного развития у детей познавательного интереса. Применение фотографических иллюстраций способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Фотографии используются в школе на различных этапах учебного процесса: при опросе, при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников. При проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Их использование на уроках естествознания способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету и любовь к природоведению, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создает хорошее настроение. Фотографии должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая наглядность с программным материалом по природоведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.

«Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированы. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов»23.

Часто у ребят возникает  желание собирать фотографический материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и наклеивать в них из журналов, газет, календарей фотографические иллюстрации, различные снимки и небольшие тексты, заметки к ним. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички" и др. Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий или уроков естествознания. На основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что интерес младших школьников к фотографии, к лучшему пониманию природы посредством фотографии довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать об искусстве фотографии, о познании через нее замечательного мира природы, тех ее таинств, которые проявляют к себе большой интерес.

Таким образом, мы делаем вывод, что фотографии действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка

 

 

 

Глава  II. Развитие познавательного интереса младших школьников к предмету при использовании фотографических иллюстраций в процессе обучения по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» в 3 классе на практике.

 

В любое время, в каждой школе и каждом классе есть дети, которые отстают в учении от своих  одноклассников по разным причинам, в  частности по причине нежелания  учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов  учения — познавательного интереса. Изучив научно – методическую литературу по проблеме нашего исследования, мы сделали вывод, что у учащихся младших школьников познавательный интерес «...как избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне, к самому процессу овладения знаниями» занимает различное положение в структуре мотивов учения, чем в значительной мере определяется характер и результативность учебной деятельности.

Наша практическая часть  работы по теме исследования состояла из нескольких этапов: диагностического, который проводился в 3 «В» классе в школе № 1320, Восточного Административного Округа города Москвы, у учителя Жачкиной Ирины Николаевны.

На первом, диагностическом  этапе нашего курсового проекта, мы опросили Жачкину Ирину Николаевну, учителя 3 - его класса школы № 1320, с целью выяснить, используют ли она на своих уроках «Окружающий мир» наглядные средства обучения. Учителю был задан следующий вопрос:

Используете ли Вы, на своих  уроках «Окружающий мир» наглядные  средства обучения?

Ответ был положительным. Да, Жачкина Ирина Николаевна использует на своих уроках «Окружающий мир» наглядные средства обучения. Далее  мы предложили учителю следующую  анкету:

Какие наглядные средства обучения вы используете? (Нужный вариант  подчеркните).

  1. Натуральные:

а) Гербарии.

б) Коллекции.

в) Живые объекты природы.

2. Объёмные :

а) Модели.

б) Макеты.

в) Муляжи.

3. Плоскостные:

а) Таблицы.

б) Картины.

в) Карты.

г) Фотографические иллюстрации.

4. Аудио - визуальные:

а) Диапозитивы.

б) Диафильмы.

в) Транспаранты для графопроектора.

г) Кинофильмы.

д) Кинофрагменты.

е) Видеофильмы.

Целью данной анкеты было уточнить, какие наглядные средства обучения использует преподаватель  на своих уроках «Окружающий мир».

Проанализировав полученные результаты, мы увидели, что учитель  использует:

1. Натуральные:

а) Гербарии.

б) Коллекции.

в) Живые объекты природы.

2. Объёмные :

а) модели

б) макеты

3. Плоскостные:

а) Таблицы.

б) Картины.

в) Карты.

г) Фотографические иллюстрации.

4. Аудио - визуальные:

г) Кинофильмы.

д) Кинофрагменты.

е) Видеофильмы.

Из чего мы можем сделать  вывод, что преподаватель использует на своих уроках различные наглядные  средства обучения, такие как: таблицы, картины, карты, гербарии и т. д.  Но самое главное, что учитель использует фотографические иллюстрации.

Поэтому мы задали Жачкиной Ирине Николаевне следующий вопрос:

Какие фотографические  иллюстрации вы используете?

а) Иллюстративный аппарат  учебника.

б) Собственные распечатки.

в) Покупные, наглядно-методические пособия.

г) Фотографируете сами.

д) Свой вариант ответа________________________________

Мы увидели, что учитель  использует:

а) Иллюстративный аппарат  учебника.

б) Собственные распечатки.

в) Покупные, наглядно-методические пособия.

Выяснив, что в основном опрошенный нами учитель использует фотографические иллюстрации в  иллюстративном аппарате учебника, мы провели беседу с учителем, с целью  выяснения, каким образом он используют на своих уроках фотографические  иллюстрации и как с ними работает. Дает ли он детям задания сфотографировать какой-либо объект или явление окружающего мира, проводят ли дети сравнительные характеристики фотографий, готовят ли учащиеся сообщения, сочинения по фотографиям, по заданию учителя, использует ли учитель фотографии, как способ иллюстрации собственной речи.

Из данной беседы мы выяснили, что учитель использует фотографии в большей мере для иллюстрации  собственной  речи, а так же при  введении новых природоведческих понятий, при этом никакие задания с  фотографическими иллюстрациями детям не даются.

Получив эти результаты, мы решили продиагностировать учащихся 3 «В»  класса, школы № 1320 у учителя  Жачкиной Ирины Николаевны. Цель состояла в  выяснении отношения детей  к предмету «Окружающий мир».

Всем учащимся мы предложили ответить на вопрос: «Нравится ли тебе предмет «Окружающий мир» »

 Варианты ответов:

а) Да, нравится.

б) Отношусь нейтрально к  предмету.

в) Нет, не нравится.

В данном опросе приняло  участие 16 человек из 16 – 100 %.

Мы получили следующие результаты:

а) Да, нравится – 11 человек  – 69%

б) Отношусь нейтрально к  предмету – 4 человека – 25%

в) Нет, не нравится – 1 человек  – 6%

Диаграмма № 1, приложение № 13.

Опрос учащихся находится  в приложении № 3.

Чтобы более четко  определить уровень развития познавательного интереса, так же нами было проведено наблюдение, данные которого дополнялись и конкретизировались с помощью индивидуальных бесед с учащимися, с учителем, работающим в данном классе.

В результате были составлены монографические характеристики класса, все дети, которого находились на различных уровнях развития познавательного интереса. При этом сам интерес занимал различное место в структуре их мотивации учения.

При определении уровней  развития познавательного интереса учащихся мы опирались на следующие показатели: уровень познавательной активности, волевые и эмоциональные проявления учащихся в процессе учебной деятельности и за ее пределами. Мы обнаружили 3 уровня развития познавательного интереса — элементарный, средний, высокий.

Так, 9 учащихся –56 %, по результатам диагностики отнесены нами к высокому уровню. Они обладают сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Данных ребят привлекают гуманитарные предметы, и они всегда готовятся отвечать на уроке по дополнительным источникам литературы. Всегда выполняют домашние работы по всем учебным предметам без исключения. Им свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Дети учатся только на отлично. Как мотив учебной деятельности, познавательный интерес занимает высшую степень в структуре мотивации учения, далее идут такие мотивы как профессиональная направленность, долг перед родителями, избегание неприятностей или потеря авторитета в классе.

5 учащихся – 32 % обладают средним уровнем развития познавательного интереса. Они проявляют избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя, предпочитают не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Учатся на “четыре” и “три”. Познавательный интерес как мотив учения занимает серединное место в структуре мотивации учения. Он находится следом за мотивом ответственности перед своей будущей семьей. Далее стоит мотив долга перед родителями, учителями (“...они ведь в меня верят, я не должна их расстраивать своими оценками, поэтому мне надо учиться на “четыре” и “пять”...” Из отдельной беседы с детьми данного уровня), значительное место в системе мотивации учения занимает мотив избегания плохих оценок, недовольных оценок со стороны учителя и родителей.

Информация о работе Использование фотографических иллюстраций с целью развития познавательного интереса у учащихся в 3 - ем классе по программе А.А. Плешакова