Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:48, доклад
Целью данного исследования являлось определение наиболее часто встречающихся проблем у дошкольников с перспективой разработки пакет методик ранней диагностики проблемных сфер. В фокусе внимания были сферы, связанные в основном с интеллектуальным аспектом готовности к школе и косвенно - с эмоциональным аспектом: мелкая моторика, речь, эмоциональная сфера, внимание, мышление, пространственная сфера. В ходе исследования было проведено обследование 84 детей с ЗПР, посещающих группы подготовки к школе детских садов САО. В качестве объекта исследования дети с ЗПР были выбраны как группа повышенного риска.
У детей с ЗПР есть недостатки и в мыслительной деятельности. Это отчётливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач; в овладении навыками письма и чтения.
По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают находить на дошкольников - «почемучек» -они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных.
У детей с
ЗПР нет готовности к решению
познавательных задач, так как нет
особой сосредоточенности и
Важным условием
успешного решения интеллектуальных задач
является овладение основными мыслительными
операциями: анализом, синтезом, сравнением,
обобщением, абстрагирование.
Анализ объектов у детей с ЗГТР отличается
меньшей полнотой и недостаточной точностью.
В результате этого дети с ЗПР выделяют
почти в два раза меньше предметов из окружающей
действительности, чем нормальные дети
такого же возраста.
На первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, т.к. на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Дети с ЗПР овладевают учебным материалом на основе непроизвольной памяти с гораздо меньшим успехом, чем нормальные дети. Учитель должен помнить о недостаточной продуктивности непроизвольной памяти и активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР. Такая активизация может достигаться различными путями, в том числе: посредством усиления мотивации: путем сосредоточения внимания учащихся на задании.
С возрастом
все большую роль в процессе учения начинает играть
произвольная память, которая становится
целенаправленной и сознательно регулирует
деятельностью по запечатлению, сохранению
и воспроизведению необходимой информации.
Продуктивность произвольной памяти зависит
от активности ребёнка при воспроизведении.
Внутреннее напряжение, усилие, стремление
припомнить отчётливо проявляются у нормальных
детей. Совершенно иначе ведут себя дети
с ЗПР Свойственные им особенности: импульсивность,
расторможенность, повышенная двигательная
активность, медлительность, вялость.
Готовность к школьному обучению включает
в себя определённый уровень речевого
развития: правильное звукопроизношение;
способность опознавать и дифференцировать
акустические признаки звуков; достаточный
для полноценного общения с окружающими
уровень сформированности словаря и грамматического
строя.
Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые
нарушения как произношения, так и грамматического
строя.
Для многих из них характерны:
• недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [ р ] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
• недостаточная сформированность фонетического слуха и фонетического восприятия;
• недостаточность
межанализаторного
• недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями;
• нарушение логического построения связанных высказываний. В письменной речи дети с ЗПР делает специфические ошибки, которые можно подразделить на группы, учитывая причины их возникновения:
• отражающие несформированность фонематического слуха;
• связанные
с недоразвитием звукового
• вызванные недостаточным развитием лексико-граммотической стороны речи.
Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.
Специалисты отмечают
клиническое разнообразие ЗПР и
её прогностическую
детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд
вариаций этого состояния (Т.А. Власова,
К. С. Лебединская, М.Н. Певзнер).
Психологический
инфантилизм (эмоционально незрелые дети)
длительно текущие астенические
состояния представляют собой наиболее
легкие формы. Дети с ЗПР этих форм
могут иметь первичное нарушение прежде
всего темпа формирования эмоционально-волевой
регуляции, а на этой основе малую работоспособность,
быструю истощаемость. Эти особенности
психики не могут не влиять негативным
образом на обучаемость детей.
ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением
познавательной деятельности, связанным
с дефицитностью отдельных корковых функций
(эти дети имеют дефектную первооснову
для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой
сферы). По сути своей эта форма нередко
выражает состояние, соотносимое с дебильностью.
Обучаемость этих детей, безусловно, в
значительной степени снижена.
На основе этого К.С.Лебединской была предложена классификация ЗПР. Основные клинические типы её дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:
• конституционного происхождения;
• соматогенного происхождения;
• психогенного происхождения;
• церебрастенического происхождения.
I. Задержка
психического развития
При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
II. Задержка
психического развития
Этот тип задержки
развития обусловлен длительной соматической
недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце);
• детскими неврозами;
• астенией.
Всё это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок. Такие дети - «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц, и это всё влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребёнку мысль о его абсолютной безнадёжности и ставить его в соответствующие условия. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
III. Задержка
психического развития
Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
IV. Задержка психического развития церебрастенического происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.
Церебрально - оргническая
недостаточность накладывает
Обучение этих детей в массовой школе
представляется весьма затруднительным,
отнести их к группе ЗПР спорно, иногда
их оценивают как «группу риска». В то
же время незнание нейрофизиологических
механизмов, обусловливающих трудности
в обучении этих детей.
Информация о работе Исследование готовности к школе у детей с ЗПР