Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа
Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта.
Большое образовательное значение имеют игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в оздоровительных и спортивных лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях на природу.
Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, спортсменам, занимающимся спортивным ориентированием [19, 20, 24].
Подвижные игры с небольшими предметами (камушками, мешочками, малыми мячами, палочками, флажками и др.) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста.
Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными играми в нашей многонациональной стране. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями. Все это способствует патриотическому и интернациональному воспитанию. В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (входящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры, вожака и др.), которые способствуют развитию у них организаторских навыков и умений [6, 27, 32, 33].
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. При чем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе, что жизненно важно [9, 33].
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы) [6, 33].
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.
Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивает выносливость. Игры, связанные с частыми изменениями направления, амплитуды движений, способствуют воспитанию гибкости. Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании детей.
Многие подвижные игры связаны с сюжетом, который раскрывается в имитации животного мира, явлений природы, трудовых действий и взаимоотношений взрослых. Игры активизируют познавательную деятельность, обогащают детей знаниями, новыми представлениями, направляют и активизируют наблюдательность, внимание и двигательную память, сообразительность. Подвижная игра носит коллективный характер и приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга [10, 11, 20].
Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интереса товарищей, интереса команды: уступить место товарищу, находившемуся в лучшем положении, чтобы добиться результата, стараться выручить попавшего в «плен», стремиться выполнить движение побыстрее, что бы улучшить положение своей команды и т.п. Чувство солидарности и товарищества воспитывается в играх постепенно. От детей дошкольного и младшего школьного возраста требуется только согласование своих действий в играх с товарищами [7, 9, 11].
Игре свойственны
Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Все это способствует воспитанию воли [11].
Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. Первые проявления художественного творчества у детей, как правило, принимают форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т.п. [12, 41].
Воображение и творчество развиваются не только в ролевых играх, организационных подвижных играх с сюжетным содержанием. Игры, отражающие окружающую действительность, построены в детском понимании на поражении отдельным персонажам, разыгрывании событий с распределением ролей, в исполнении которых дети вносят свое творческое воображение. В процессе таких игр творческое воображение развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению [28, 30, 31].
Организованные игры с музыкальным сопровождением развивают у детей музыкальность. Педагоги используют игровой метод, в музыкальном воспитании детей: игра с движением под музыку способствует лучшему усвоению характера и формы музыки. В хороводных и музыкальных играх ребенок проявляет свои первые танцевальные способности.
В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие его в нужном направлении. Не одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой ребенок обнаруживает все стороны своего характера, часто замкнутый в классе он совершенно по иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям [11, 12].
Таким образом, в данном разделе мы представили характеристику влияния подвижных игр на младшего школьника, которая позволяет установить, что подвижные игры являются универсальным средством повышения уровня двигательной активности, поскольку многосторонне и гармонично, одновременно с увеличением двигательной активности, развивают ребёнка, доставляют им эмоциональную радость, закрепляют свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивают и закаляют детский организм, совершенствуют те качества и навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.
***
Как было сказано
в предыдущем разделе, подвижные
игры включаются во все формы физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста. Подвижные игры занимают ведущее место
в жизни детей. Это
объясняется необходимостью удовлетворить
большую потребность в движениях, свойственную детям старшего
дошкольного возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции
организма [3, 9, 15, 18].
Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облеченные в конкретные, понятные им образы.
Разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.
При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают перенапряжением, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует возникновению отклонений в физическом развитии. С другой стороны, неоправданное повышение физических нагрузок также может пагубно влиять на развитие растущего организма ребенка. Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре.
Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.
Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т.д.). В дошкольном учреждении при оценке режима двигательной активности объем движений часто определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет — 9—9,5 тыс., 4 лет — 10— 10,5 тыс., 5 лет — 11—12 тыс., 6 лет — 13—13,5 тыс. Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.
Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании).
Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений (табл. 1).
Таблица 1
Колебания частоты сердечных сокращений при выполнении различных физических упражнений у детей 5— 7 лет (в мин) *
Виды физических упражнений |
Частота сердечных сокращений |
Время восстановления (мин) |
Общеразвивающие упражнения |
100-140 |
1-2 |
Умеренная ходьба |
120-150 |
1-2 |
Осложненная ходьба, ходьба по лестнице |
130-160 |
3 |
Окончание табл. 1
Виды физических упражнений |
Частота сердечных сокращений |
Время восстановления (мин) |
Бег на месте |
130-170 |
3 |
Бег средней интенсивности |
150-180 |
3-4 |
Медленный бег трусцой |
150-170 |
2-3 |
Прыжки в длину |
130-165 |
1-2 |
Прыжки со скакалкой |
140-170 |
3-4 |
Подскоки |
130-160 |
2-3 |
Равновесие |
120-150 |
1 |
Езда на велосипеде |
130-160 |
3 |
Игра в мяч |
145-195 |
3 |
* Таблица дана по кн.: Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод, рекомендации/ М-во здравоохранения СССР. — М., 1982.
Любое занятие, в том числе и физкультурное, вызывает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Педагог может судить о соответствии предъявляемой физической нагрузки уровню подготовленности детей по степени выраженности у них внешних признаков утомления (табл. 2).
Таблица 2
Внешние признаки утомления
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка |
Степень выраженности утомления | |
|
Небольшая |
Значительная |
Окраска кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Выражение лица |
Спокойное |
Напряженное |
Потоотделение |
Незначительное |
Выраженное |
Дыхание |
Несколько учащенное |
Резко учащенное, поверхностное |
Движения |
Бодрые, задания выполняются четко |
Неуверенные, нечеткие, появляются |
Окончание табл. 2
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка |
Степень выраженности утомления | |
|
небольшая |
Значительная |
дополнительные движения. У некоторых детей — двигательное возбуждение, у других заторможенность | ||
Самочувствие |
Хорошее, жалоб нет |
Жалобы на усталость, небольшая сутулость, снижение интересак окружающему |
. Внимание |
Четкое, безошибочное выполнение указаний |
Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения |
Пульс, уд/мин |
110-150 |
160-180 |
Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 141 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.
В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классическая:
110—130 уд/мин — восстанавливающая;
130—150 уд/мин — развивающая;
150—170 уд/мин — тренирующая.