Исследование рынка педагогического труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:42, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, широким выбором индивидуальных образовательных траекторий для любого человека, а с другой – неопределенностью требований со стороны общества и становящегося рынка труда к педагогическим кадрам, которые обеспечивают условия такого выбора.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, приоритетом развития является обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от места проживания – город или сельская местность, уровня социально-экономического развития территорий, доходов семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие и специфика современного рынка педагогического труда 7
1.2 Факторы, влияющие на рынок педагогического труда 17
1.3Критерии оценки педагога на рынке труда 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В РАБОТЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 31
2.1 Анализ проблем рынка педагогического труда Омской области 31
2.2 Деятельность Комитета по образованию по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области 41
2.3 Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской областинаправленная на развитие системы образования 46
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 163.60 Кб (Скачать файл)

– Усовершенствование работы творческих профессиональных объединений педагогов, системы проведения конкурсов для учащихся и педагогов и коллективов.

2.3  Деятельность Комитета по образованию Калачинского муниципального района Омской области направленная на развитие системы образования

 

В Программе  Калачинского муниципального района Омской области               «Развитие системы образования Калачинского  муниципального района Омской области (2013-2017 годы)» учтены положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года № 18, основные направления реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:

- устойчивое  развитие системы образования  Калачинского муниципального района  Омской области;

- проведение  мониторинга состояния системы  образования Омской области, анализа  и прогноза влияния различных  факторов на реализацию Программы;

- корректировку  Программы в зависимости от  изменений состояния системы  образования Калачинского муниципального  района Омской области.

Вероятными последствиями  отказа от использования программно-целевого метода при решении проблем развития и функционирования системы образования  Омской области могут стать:

- невозможность  формирования единого образовательного  пространства, модернизации системы  образования Омской области;

- недоступность  качественного образования;

- снижение уровня  развития и адресной поддержки обучающихся в образовательных учреждениях и работников системы образования Омской области.

Целью Программы Калачинского муниципального района Омской области  «Развитие системы образования Калачинского  муниципального района Омской области (2013-2017 годы)» является обеспечение населения Калачинского муниципального района Омской области качественным образованием современного уровня.

Задачами Программы являются:

1) повышение доступности качественных  услуг в сфере дошкольного,  общего, дополнительного, профессионального  образования;

2) обеспечение безопасности участников  образовательного процесса в  образовательных учреждениях, сохранение  и укрепление здоровья обучающихся;

3) развитие инфраструктуры, ресурсного  обеспечения системы образования  Калачинского муниципального района  Омской области;

Решение поставленных задач позволит наиболее эффективно достичь цели Программы с учетом социальных и экономических факторов посредством:

- развития инновационной  деятельности образовательных учреждений, системы дистанционного образования;

- организации  обучения с использованием современной  учебно-материальной базы и информационно-коммуникационных  технологий;

- обеспечения  индивидуализации обучения с  учетом интересов, потребностей  и возможностей обучающихся, в  том числе с использованием  профильного и модульного обучения;

- обеспечения  доступности информации о функционировании  и развитии системы образования  Калачинского муниципального района  Омской области;

- привлечения  в систему образования молодых  специалистов.

Реализация Программы  будет осуществляться в течение 2013 - 2017 годов. Выделение отдельных  этапов реализации Программы не предполагается.

Целевой программой предусматривается реализация комплекса  мероприятий, направленных на развитие сферы образования Калачинского муниципального района.   Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета.

Планируется привлечение  дополнительных средств посредством  участия Калачинского муниципального района в конкурсах, грантовой деятельности. 

Реализация запланированных  мероприятий будет способствовать эффективному решению проблем и  задач, определенных Программой, что  принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит  социально-экономические результаты.

Целевой программой предусматриваются меры, направленные на создание условий по обеспечению  здоровья школьников.

В целях содействия развитию сети дошкольных образовательных  учреждений, обеспечения преемственности  всех уровней образования, повышения  доступности и качества образовательных услуг, в 2013 г. Планируется начать строительство нового детского сада, на 150 мест. Это позволит увеличить долю дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги в дошкольных образовательных учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Программой предусматриваются  меры, направленные на развитие системы  выявления и поддержки интеллектуально-способных  и талантливых детей и подростков. Это позволит обеспечить индивидуализацию обучения с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся, единство образовательного и культурного  пространства, интеллектуального, гражданского и духовно-нравственного развития подрастающего поколения, а также  поощрение детских и молодёжных инициатив. За период с 2013 по 2017 годы на указанные цели из бюджета муниципального района планируется направить 2636,0 тыс. рублей, что позволит увеличить долю детей и подростков муниципального района - победителей и призеров конкурсов, фестивалей, соревнований и иных мероприятий творческой и интеллектуальной направленности.

В целях создания условий для развития творческой активности педагогов всех типов  образовательных учреждений, повышения  профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных  учреждений муниципального района с 2013 по 2017 годы на реализацию мероприятий  целевой программы в данном направлении  планируется направить из бюджета  муниципального района 375,0 тыс. рублей. Это позволит увеличить долю участников конкурсов профессионального мастерства разных уровней, конференций, педагогических чтений, выставок, увеличить долю педагогов, прошедших аттестацию на высшую, I квалификационные категории, а также долю педагогов, занимающихся экспериментальной и инновационной деятельностью.

Реализация мероприятий по развитию современной инфраструктуры образовательных  учреждений позволит создать условия  по обеспечению безопасности, охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников  и работников образовательных учреждений муниципального района. За период с 2013 по 2017 годы на указанные цели из бюджета муниципального района планируется направить 27350,0  тыс. рублей. Для обеспечения  прохождения процедур государственной аккредитации и лицензирования6 а также организации государственной итоговой  аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы общего образования предусмотрены средства в размере 155,0 тыс. рублей из средств муниципального бюджета.

Программой предусмотрены меры по  обеспечению  образовательных  учреждений спортивным, компьютерным  и учебно-наглядным оборудованием, мебелью и  лицензионным программным  обеспечением.

Рис. 2.7 Динамика финансирования целевых  программ

 

Объем финансирования Программы за счёт средств районного  бюджета  составит 57540,0 тыс. руб., в том числе (Рис. 2.8):

Рис. 2.8 Объем финансирования Программы за счёт средств районного бюджета  за период 2013 – 2017 гг. (тыс. руб.)

Реализация Программы  позволит к 2017 году обеспечить достижение следующих основных результатов (по сравнению с 2012 годом):

1) обеспечить:

- государственную  аккредитацию 100 процентов муниципальных  образовательных учреждений общего  образования;

- поощрение  образовательных учреждений, педагогических  работников, внедряющих инновационные  образовательные программы, талантливых  детей и молодежи;

2) увеличить:

- на 50 процентов  долю детей дошкольного возраста, получающих дошкольную образовательную  услугу в образовательных учреждениях  дошкольного образования, организациях  различных организационно-правовых  форм и форм собственности;

- получение детьми  в возрасте до 18 лет дополнительного  образования – на 7 процентов;

- на 40 процентов  долю образовательных учреждений  реализующих образовательные программы  с использованием дистанционных  образовательных технологий;

- на 15 процентов  долю муниципальных образовательных  учреждений общего образования,  внедряющих информационно-коммуникационные  технологии в образовательный  процесс;

3) привлечь в  систему образования Калачинского  муниципального района высококвалифицированных  педагогов, в том числе молодых  специалистов.

Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать рынок педагогического труда  путем привлечения молодых специалистов, развития социальной поддержки педагогов  на муниципальном, областном и федеральном  уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

 

Исследование  рынка педагогического труда  в работе муниципального управления Калачинского района Омской области позволило сделать следующие выводы.

Наиболее актуальными проблемами образования Калачинского муниципального района  Омской области являются:дефицит мест в муниципальных образовательных учреждениях дошкольного образования;недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений;устойчивая тенденция старения педагогических кадров, недостаточное количество молодых специалистов в системе образования;учебные перегрузки детей.

Положительным фактором формирования рынка педагогического труда  в районе является преодоление демографической  ямы, увеличение количества учащихся. Однако следует отметить и «старение» педагогических кадров, массовый уход на пенсию педагогов, недостаточный«прилив» молодых кадров в образование.

В связи с этим, основными направлениями деятельности органов управления образованием по повышению профессиональной подготовки педагогов Калачинского муниципального района Омской области: обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся и воспитанников; планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования. Проведение курсовой подготовки на базе центра по программе от 72 до 200 часов. Открытие факультетов переподготовки для педагогических работников (на основе договора с ИРООО и ОмГПУ); подготовка педагогических коллективов для реализации инновационных проектов, подготовка специалистов для служб системы образования; усовершенствование работы творческих профессиональных объединений педагогов, системы проведения конкурсов для учащихся и педагогов и коллективов.

Необходимо постоянно  привлекать молодых специалистов в ОУ района, развития социальной поддержки педагогов на муниципальном, областном и федеральном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ  источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы.

Рынок педагогического труда в Российской Федерации представляет собой сферу формирования спроса и предложения на учительский  профессионализм, в основе которого – доскональное знание педагогических технологий. Непременное условие развития рыночных отношений в сфере педагогических услуг – гарантии высокого качества продукта.

Анализ демографической  ситуации в Омской области свидетельствует, что главным фактором повышения  рождаемости, как за прошедшее десятилетие, так и на ближайшую перспективу, является рост населения репродуктивного  возраста.

Система дошкольного  образования региона к повышению  рождаемости оказалась не готова. Рост численности детей соответствующих  возрастов не сопровождался адекватными  изменениями сети ДОУ. Недостаточный  уровень обеспечения населения  услугами дошкольного образования  наблюдается, прежде всего, в городской  местности.

В системе подготовки дошкольных педагогов уже продолжительное  время сохраняются значительные диспропорции: объемы выпуска специалистов существенно отстают не только от перспективной потребности, но и  не в силах закрыть даже текущие  вакансии.

выбытия по причине достижения предельного  возраста оказывает, что в течение  ближайшего десятилетия из общеобразовательных  школ Омской области уволятся около 5 тыс. учителей-пенсионеров. И если увеличение объемов работы в школах может быть в определенной мере компенсировано повышением учебной нагрузки на 1 учителя  и ростом наполняемости классов, то кадровые потери из-за увольнений пенсионеров  восполнить будет не просто. По этой причине в период с 2010 по 2020 год  ожидается появление в среднем около 500 вакансий учителей ежегодно в системе общего и 100 вакансий воспитателей в системе дошкольного образования области.

При определении  объемов подготовки специалистов педагогического  профиля следует поставить во главу угла не сокращение абитуриентов и спроса на услуги профессионального  образования, а перспективную потребность  отрасли образования в педагогических кадрах.

Для оценки труда  педагога на рынке труда используют следующие критерии: объективные, субъективные,результативные, процессуальные, нормативные, индивидуально-вариативные, критерии наличного уровня, прогностические, критерии профессиональной обучаемости, творческие критерии, критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе, критерии профессиональной приверженности, качественные и количественные, наличие личностных качеств, точнее их сочетание.

Информация о работе Исследование рынка педагогического труда