История образования как наука и учебный предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

Вложенные файлы: 1 файл

История педагогики(экзамен).docx

— 94.57 Кб (Скачать файл)

Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

 

20. Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в реформаторской педагогике к.  19  – н. 20 вв. (экспериментальная педагогика,  прагматическая педагогика, теория «нового воспитания» и т.д.).

На рубеже 19 – 20 вв. знаменитым событием в антитрадиционном воспитании стало рождение «экспериментальной педагогики», наиболее видными представителями которой был немецкий педагог Э. Мейман, французский педагог А. Бине, американский – Э. Торндайк и др.

Создатели экспериментальной педагогики полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут не путем абстрактных теорий, а лишь на основе использования положительных и достоверных фактов из педагогической практики. Эти факты должны дополнительно проверяться опытным экспериментальным путем.

В экспериментальной педагогике сложилось  несколько направлений. Вильгельм Август Лай (1862- 1926) полагал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать в и лабораториях, и в естественных условиях.

Эрнст Мейман (1862-1915), в отличие от А.Лая, был за разносторонний подход к изучению личности ребенка. Он объединял в этих целях данные анатомии и физиологии, педагогики, психологии, психопатологии Э. Мейман разработал методику изучения психики ребенка в лабораторных условиях.

Альфред Бине (1857 -1911), анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьников. А. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что ученик должен стать активным участником собственного образования.

Видным представителем экспериментальной  педагогики в США был Эдуард Торндайк (1874 - 1949). В американской психолого-педагогической науке доминировала им разработанная теория бихевиоризма, согласно которой поведение человека – чисто внешние реакции организма, вызываемые стимулами и закрепляемые многократными упражнениями. Таким образом, все воспитание сводится к дрессировке – развитию желательных реакций на определенные стимулы, игнорируются социальные основания поведения человека в процессе воспитания. В школьной практике США экспериментальная педагогика сводилась главным образом к тестовому изучению коэффициента умственного развития ребенка и организации обучения путем его широкой дифференциации и индивидуализации. Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование.

Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность вырабатывать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Наиболее ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). В своем труде «Школа будущего» Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания, по его мнению, накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Он предлагал решать задачи воспитания посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего

Оригинальный тип экспериментального среднего учебного заведения был  создан в 1920 г. Хелен Паркхерст (1887-1959) в г. Дальтон, штат Массачусетс, США. Большую популярность в мире получила ее система индивидуализированного обучения – Дальтон-план. Философия образования, положенная в основу Дальтон-плана, базируется на двух пастулатах:

- индивидуальное развитие ребенка  до максимально высокого уровня;

-преданность социуму.

Х. Паркхерст была убеждена в том, что ребенок – существо социальное и школа должна стать моделью общества, где дети должны научиться жить вместе с другими. Учебная деятельность при использовании Дальтон-плана предполагала индивидуальную работу учащихся по усвоению годового объема учебного материала, который разбивался на ежемесячные разделы, в свою очередь, подразделявшиеся на недельные и ежедневные. Предусматривалось детальное совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями в самом начале учебного года. В распоряжении в выполнении учебной программы с методическими указаниями по их овладению.

Уильям Килпатрик (1871-1965) американский педагог и психолог предложил « метод проектов», предусматривавший такую систему обучения, когда учащиеся получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий. У. Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного, служили развитию и обогащению последующих.

Главными представителями теории « свободного воспитания» можно считать шведскую писательницу и педагога Э. Кей, немецкого педагога Л. Гурлитта. К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори.

Манифестом « свободного воспитания»  стала книга Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (в русском переводе вышла в 1905 г.). Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Э. Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания.

Разделяя эту точку зрения, Людвиг Гурлитт (1855-1931) обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требовала общественность, а преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.

Символом педагогики Марии Монтессори (1870-1952) стало обращение ребенка к учителю - « Помоги мне это сделать самому» - предоставление маленьким детям возможности самостоятельных действий. Главный принцип ее педагогики – это принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие. Она создала метод, адекватный природе ребенка – личности, которая развивается. Занимаясь умственно отсталыми детьми, М. Монтессори разработала оригинальные методики обучения письму, чтению, счету. Затем она перенесла свою методику на здоровых детей и достигла высоких результатов. Ее система главным образом была предназначена для работы с детьми дошкольного возраста и начальной школы.

 

21. Развитие теории свободного воспитания  в позитивистско - антропологической теории М. Монтессори, антропософском  подходе Р. Штейнера.

Педагогика Монтессори идет "от ребенка", в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - "уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка".

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом. Монтессори выдвигала идею о том, что человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка среды.

В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средовое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию, отношения к нему людей (прежде всего, родителей, братьев и сестер). Ребенок делает максимальное усилие в своем становлении, как уникального неповторимого создания природы.

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 4-6 лет способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш сам хотел бы выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять независимость от взрослого.

От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориентация на мир посредством собственной деятельности, создание с помощью воображения его целостной картины. Этот период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира, он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.

У Р. Штейнера свобода - это самоопределение ребенка на основе развития его живого мышления в постоянном диалоге с природой. Р. Штейнер подлинной свободой ребенка считал его внутреннее переживание и утверждал, что существо самого ребенка покажет путь, по которому будет осуществляться процесс его свободного становления. Штейнер пытается найти в этом процессе место воспитания и воспитателя: "Подлинное воспитание заключается в том, чтобы избежать вторжений в область личности и предоставить этой личности самой осуществить то, предпосылки чего были заложены педагогом".

Результатом развития идеи свободного воспитания в России явились педагогические теории свободного воспитания, которые  включили в себя определенные знания о сущности процесса взаимодействия взрослого и ребенка, имеющего своей  целью развитие творческого потенциала личности.

Антропософское общество, которое перестало быть адекватным выросшему антропософскому движению. К антропософскому движению подошли люди самых разных духовных складов и устремлений, что часто приводило к серьезным осложнениям. Поэтому Р. Штайнер предпринимает попытку реорганизовать Антропософское общество, которое должно стать адекватным антропософскому движению. Для осуществления этих целей он, до того не бывший даже членом Антропософского общества, берет на себя руководство последним и осуществляет в Обществе целый ряд нововведений, целью которых была попытка осуществить в Антропософском обществе организацию нового типа, построенную на чисто духовных, человеческих связях. Членом Антропософского общества может быть каждый человек, независимо от убеждений, религиозной и национальной принадлежности, который признает правомерность антропософского импульса в культуре; «общество отклоняет любые сектантские устремления... и исключает догматизм в какой бы то ни было области…». Все публикации, в том числе и лекции, прочитанные для членов Теософского, позже Антропософского общества, доступные до преобразований только членам общества, становятся публичными и поступают в открытую продажу «для того чтобы уничтожить последние остатки «таинственности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История образования как наука и учебный предмет