сравнительный метод, состоящий
в том, что сравниваются какие-либо группы
испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,
лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.
комплексный метод, когда в одной
исследовательской программе участвуют
специалисты самых разных областей знания:
психологи, педагоги, медики, математики
и т.п.
2. Эмпирические
методы. Слово эмпирический означает
основанный на опыте. Таким образом, в
названии этой группы методов подчёркивается
практическая направленность методов.
Более подробно об этих методах см. ниже.
3. Методы обработки
данных.
методы количественного анализа,
здесь имеются в виду очень обширная группа
методов математической обработки данных
и методов статистики в приложении к задачам
психологического исследования.
методы качественного анализа:
дифференциация фактического материала
по группам, описание типовых и исключительных
случаев.
4. Интерпретационные
методы.
Необходимо чётко осознавать,
что сами фактические данные ещё мало
что значат. Исследователь получает результаты
в процессе интерпретации фактических
данных, поэтому именно от той или иной
интерпретации очень многое зависит.
Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает
"горизонтальные" связи между различными
элементами психики, при этом применяются
обычные методы изучения всевозможных
структур, в частности, классификация
и типологизация.
Наблюдение и самонаблюдение
Он является незаменимым везде,
где не разработаны или неизвестны стандартизированные
процедуры, вроде тестов и опросников.
При этом исследователю для проведения
наблюдения не требуемся согласия со стороны
наблюдаемых и кооперирования с ними.
В методе наблюдения в качестве
измерительного инструмента выступает
сам наблюдатель, поэтому очень важно,
чтобы он владел техникой наблюдений на
высоком уровне и в полном объеме.
Научное наблюдение как исследовательский,
психодиагностический метод характеризуется
постановкой проблемы,
выбором ситуаций для наблюдения,
определением психологических
качеств или особенностей поведения, которые
должны стать объектом наблюдения,
разработанной системой фиксации
и записи результатов.
Другими словами, наблюдение
как метод включает цель и схему.
Цель наблюдения.
Наблюдение может носить поисковый
и конкретный, строго определенный характер.
Цель поискового наблюдения, которое обычно
проводится на начальном этапе разработки
какой-либо проблемы, - получить наиболее
полное описание всех свойственных этой
проблеме сторон и отношений, охватить
ее целиком. Такого рода наблюдение М.
Я. Басов называет наблюдением вообще,
наблюдением всего, чем характеризуется
объект, без отбора каких-либо определенных
его проявлений.
Если цель наблюдения конкретна
и определенна, то в этом случае производится
отбор только нужных фактов и явлений.
Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь
заранее определено предметное содержание
наблюдения (что наблюдать) и проведено
расчленение наблюдаемого на единицы.
Предметное содержание наблюдения
может быть достаточно общим, широким,
а может быть узким и частным.
Схема наблюдения.
Независимо от того, какой характер
носит наблюдение - поисковый или исследующий,
наблюдатель должен иметь определенную
программу, схему действий. Схема наблюдения
включает
перечень единиц наблюдения,
способ и форму описания наблюдаемого
явления.
Прежде чем наблюдать, надо выделить
из общей картины поведения определенные
его стороны, отдельные акты, доступные
прямому наблюдению, - единицы поведения,
которые и становятся единицами наблюдения.
Эти единицы поведения в поисковом наблюдении
могут быть сложнее, в исследующем - проще.
Так, наблюдая за поведением вообще, исследователь,
тем не менее, делит его на ряд единиц:
моторика, речь, общение, эмоции и т. д.
В педагогических и психологических
исследованиях применяется широкое разнообразие
видов, форм наблюдения. К числу наиболее
распространенных видов можно отнести
следующие:
1. Наблюдения, распределённые
во времени:
лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения);
периодические, (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных
промежутков времени);
единичные, или однократные
(обычно представлены в виде описания
отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации
наблюдения могут быть
полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия),
лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и
спровоцированными в естественных
условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по
отношению к объекту наблюдение может
быть
открытым и
скрытым (например, через стекло Гезелла), или
наблюдением со стороны и
включенным (исследователь является
членом группы, полноправным ее участником).
Включенное наблюдение, как
и наблюдение со стороны, может быть открытым
и скрытым (когда наблюдатель действует
инкогнито).
Перечисленные виды наблюдения
не противостоят друг другу и в реальном
конкретном исследовании могут сочетаться.
В заключение нужно еще раз подчеркнуть,
что метод наблюдения является достаточно
трудоемким и сложным диагностическим
инструментом, требующим от наблюдателя
большого профессионального опыта и специальной
подготовки.
А теперь о самонаблюдении.
Самонаблюдение - наблюдение
человека за внутренним планом своей собственной
психической жизни, с последующей фиксацией
ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний,
мыслей, чувств и др.). В современной психологии
данные самонаблюдения не принимаются
на веру, а учитываются в качестве фактов,
требующих научного истолкования. Результаты
самонаблюдения могут фиксироваться в
различных документах - письмах, автобиографиях,
анкетах и др.
Самонаблюдение характеризуется
тем, что наблюдаемые явления, процессы
должны завершиться, и только
потом события восстанавливаются
по памяти; именно поэтому искажения,
обусловленные процессом самонаблюдения,
как таковым, отсутствуют.
Результатом самонаблюдения
является в ряде случаев самоотчет - описание
человеком самого себя в относительной
целостности психических и личностных
проявлений. Самоотчету бывают свойственны
систематические ошибки, важнейшая из
которых состоит в том, что значительная
часть испытуемых склонна, давая его, представлять
себя в возможно более выгодном свете.
5.3.
Психологический эксперимент
Эксперимент в психологии (от лат. experimentum
- проба, опыт) - один из основных, наряду
с наблюдением, методов научного познания
вообще, и психологического исследования
в частности. Отличается от наблюдения
активным вмешательством в ситуацию со
стороны исследователя, осуществляющего
планомерное манипулирование одной или
несколькими переменными (факторами) и
регистрацию сопутствующих изменений
в поведении изучаемого объекта.
Правильно поставленный эксперимент
позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных
отношениях, не ограничиваясь констатацией
связи (корреляции) между переменными.
Разделяют традиционные и факторные
планы проведения эксперимента.
При традиционном планировании
эксперимента меняется лишь одна независимая
переменная, при факторном - несколько.
Достоинством последнего является возможность
оценки взаимодействия факторов - изменения
характера влияния одной из переменных
в зависимости от значения другой, но зато
значительно увеличивается трудоёмкость
исследования.
Если изучаемая область относительно
неизвестна, и система гипотез отсутствует,
то говорят о пилотажном эксперименте
{пилотажное исследование). Его результаты могут
помочь уточнить направление дальнейшего
исследования.
Когда имеются две конкурирующие
между собой гипотезы и эксперимент позволяет
выбрать одну из них, говорят о решающем
эксперименте (лат.- experimentum crucis).
Контрольный эксперимент осуществляется
с целью проверки каких-либо зависимостей.
Итак, специфика эксперимента
как метода психологического исследования
заключается в том, что в нем целенаправленно
и продуманно создается искусственная
ситуация, в которой изучаемое свойство
выделяется, проявляется и оценивается
лучше всего. Основное достоинство эксперимента
состоит в том, что он позволяет надежнее,
чем все остальные методы, делать выводы
о причинно-следственных связях исследуемого
явления с другими феноменами, научно
объяснять происхождение явления и его
развитие. Однако организовать и провести
настоящий, отвечающий всем требованиям
науки, психологический эксперимент на
практике бывает нелегко, поэтому в научных
исследованиях он встречается реже, чем
другие методы.
Одна из трудностей применения
эксперимента в психологии заключается
в том, что исследователь зачастую оказывается
включенным в ситуацию общения с обследуемым
лицом (испытуемым) и может невольно повлиять
на его поведение.
Эксперимент формирующий
(синонимы - преобразующий, созидательный,
воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий
эксперимент, метод активного формирования
психики) позволяет направленно
формировать особенности таких
психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление. Тем самым
он принципиально отличается от всех других
видов психологического исследования.
Применяется в возрастной и педагогической
психологии.
Формирующий эксперимент состоит
в прослеживании изменений психики ребенка
в процессе активного воздействия исследователя
на испытуемого. Формирующий эксперимент
позволяет не ограничиваться регистрацией
выявляемых фактов, а через создание специальных
ситуаций раскрывать закономерности,
механизмы, динамику, тенденции психического
развития, становления личности, определяя
возможности оптимизации этого процесса.
Кроме формирующего эксперимента
имеются ещё две основные разновидности
эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от
друга они отличаются тем, что позволяют
изучать психологию и поведение людей
в условиях, отдаленных и приближенных
к действительности. Естественный эксперимент
организуется и проводится в обычных жизненных
условиях, где экспериментатор практически
не вмешивается в ход происходящих событий,
фиксируя их в том виде, как они разворачиваются
сами по себе. Лабораторный эксперимент
предполагает создание некоторой искусственной
ситуации, в которой изучаемое свойство
можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном
эксперименте, лучше всего соответствуют
типичному жизненному поведению индивида,
реальной психологии людей, но не всегда
точны из-за отсутствия у экспериментатора
возможности строго контролировать влияние
всевозможных факторов на изучаемое свойство.
Результаты лабораторного эксперимента,
напротив, выигрывают в точности, но зато
уступают в степени естественности - соответствии
жизни.
5.4.
Диагностические методики
Психодиагностика (от греч psyche - душа и diagnosti kos
- способный распознавать) область психологической
науки, разрабатывающая методы выявления
и измерения индивидуально-психологических
особенностей человека.
Средства, которыми располагает
современная психодиагностика, по своему
качеству подлежат разделению на две группы:
методики высокого уровня формализации,
или строго формализированные, и методики
малоформализованные.
К строго формализованным методикам
относятся тесты, опросники, методики
проективные и психофизиологические методики.
Для них характерны
определенная регламентация,
объективизация процедуры обследования
или испытания (точное соблюдение инструкций,
строго определенные способы предъявления
стимульного материала,
невмешательство исследователя
в деятельность испытуемого и др.), стандартизация
(установление единообразия проведения
обработки и представления результатов
диагностических экспериментов),
надежность, т.е. свобода теста
от погрешностей измерения,