Коммуникативная компетентность учителей средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.

Содержание

Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

22.Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. / Ред.- сост. С.С. Стивенс. Ред. русск. пер. П.К. Анохин, В.А. Артемов. М., 1985. Т. 1.

23.Философский энциклопедический  словарь.- М., 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ А

МЕТОДИКА  ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И  ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КОС)

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте своё мнение по каждому вопросу. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Время выполнения методики 15 минут. »

ВОПРОСНИК КОС

  1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам  удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённое Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли , что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда  внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно сразу не было принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

При обработке результатов  следует сопоставить ответы испытуемого  с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным  и организаторским склонностям

 

                             Дешифратор

Коммуникативные склонности :положительные ответы-вопросы первого столбца; отрицательные ответы-вопросы третьего столбца.

Организаторские склонности: положительные ответы-вопросы второго  столбца; отрицательные ответы-вопросы  четвёртого столбца.

Затем необходимо вычислить  оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным и организаторским склонностям к максимально возможному числу совпадений.

Для качественной оценки результатов  необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.1).

К(ком.)

К(орг.)

Шкальная оценка

0,10-0,45

0,20-0,55

1

0,46-0,55

0,56-0,65

2

0,56-0,65

0,66-0,70

3

0,66-0,75

0,71-0,80

4

0,76-1,00

0,81-1,00

5


              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ОЦЕНКА  УРОВНЯ  ОБЩЕТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ

 Общий уровень общительности (по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых  вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1.Вам предстоит ординарная  или деловая встреча. Выбивает  ли Вас из колеи её ожидание?

2.Вызывает ли у Вас  смятение и неудовольствие поручение  выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании,  собрании или тому подобном  мероприятии?

3.Не откладываете ли  Вы визит к врачу до последнего  момента?

4.Вам предлагают выехать  в командировку в город, где  Вы никогда не бывали. Приложите  ли Вы максимум усилия, чтобы  избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться  своими переживаниями с кем  бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на  улице обратиться к Вам с  просьбой (показать дорогу, назвать  время, ответить на какой-то  вопрос)?

7.Верите ли Вы, что существует  проблема «отцов и детей» и  что людям разных поколений  трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы  напомнить знакомому, что он  забыл Вам вернуть деньги, которые  занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в  столовой Вам подали явно недоброкачественное  блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на  один с незнакомым человеком,  Вы не вступите с ним в  беседу и будете тяготиться, если  первым заговорит он. Так ли  это?

11.Вас приводит в ужас  любая длинная очередь, где  бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете  ли вы отказаться от своего  намерения или встанете в хвост  и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать  в какой-либо комиссии по рассмотрению  конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные  сугубо индивидуальные критерии  оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких  чужих мнений на этот счет  Вы не приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в  кулуарах высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному  Вам вопросу, предпочитаете ли  Вы промолчать и не вступать  в спор?

15.Вызывает ли у Вас  досаду чья-либо просьба помочь  разобраться в том или ином  служебном вопросе или учебной  теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете  свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в  устной?

Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тексту В.Ф.Ряховского

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

ТЕСТ  НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ

Тест разработан американским психологом М. Снайдером.

ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно  прочтите 10 предложений, описывающих  реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к  себе. Если предложение кажется Вам  верным или преимущественно верным, то поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным-«Н».

 

1.Мне кажется трудным  искусство подражать привычкам  других людей.

2.Я бы, пожалуй , мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3.Из меня мог выйти  неплохой актёр. 

4.Другим людям часто  кажется, что я переживаю что-то  более глубоко, чем это есть  на самом деле.

5.В компании я редко  оказываюсь в центре внимания.

6.В разных ситуациях  и в общении с разными людьми  я часто веду себя совершенно  по-разному.

7.Я могу отстаивать  только то, в чём искренне убеждён.

8.Чтобы преуспеть в  делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким  меня ожидают видеть.

9.Я могу быть дружелюбным  с людьми, которых я не выношу.

10.Я не всегда такой,  каким кажусь.

 

Подсчёт результатов

По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «Н» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла- у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.

4-6 баллов- у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов- у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной  компетентности.

День 1

Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лёд» и  быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время: 30 минут.

Материал: бумага, карандаш, ручки.

Подготовка: Каждому члену  группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбиках цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я?». Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»… После того как закончите составлять этот перечень, прикройте этот листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников.

Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы