Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке процессуально - технологического обеспечения процесса развития коммуникативной компетентности у учителей средней школы.В соответствии с целью, предметом, объектом исследования и выдвинутой гипотезой сформированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, выявить место коммуникативных способностей в структуре профессионально-педагогической компетентности.
2. Раскрыть сущность, структуру коммуникативной компетентности, уровни и критерии её развития.
3.Описать диагностическую методику определения уровня развития коммуникативной компетентности.
Введение
Глава 1: Коммуникативная компетентность учителей средней школы как предмет научного познания.
1.1.Понятие коммуникации.
1.2.Общение как коммуникация.
1.3.Коммуникативная компетенция учителя.
1.4.Педагогические способности учителей средней школы.
1.5.Коммуникативные барьеры.
1.6.Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.
Глава 2: Изучение особенностей коммуникативной компетентности учителей средней школы.
2.1. Методы, которые можно использовать для изучения коммуникации.
2.2. Обработка и анализ результатов.
Заключение
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
22.Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. / Ред.- сост. С.С. Стивенс. Ред. русск. пер. П.К. Анохин, В.А. Артемов. М., 1985. Т. 1.
23.Философский
ПРИЛОЖЕНИЕ А
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ (КОС)
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте своё мнение по каждому вопросу. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Время выполнения методики 15 минут. »
ВОПРОСНИК КОС
При обработке результатов следует сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям
Дешифратор
Коммуникативные склонности :положительные ответы-вопросы первого столбца; отрицательные ответы-вопросы третьего столбца.
Организаторские склонности:
положительные ответы-вопросы
Затем необходимо вычислить оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным и организаторским склонностям к максимально возможному числу совпадений.
Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.1).
К(ком.) |
К(орг.) |
Шкальная оценка |
0,10-0,45 |
0,20-0,55 |
1 |
0,46-0,55 |
0,56-0,65 |
2 |
0,56-0,65 |
0,66-0,70 |
3 |
0,66-0,75 |
0,71-0,80 |
4 |
0,76-1,00 |
0,81-1,00 |
5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩЕТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Общий уровень общительности (по В.Ф. Ряховскому)
Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?
2.Вызывает ли у Вас
смятение и неудовольствие
3.Не откладываете ли
Вы визит к врачу до
4.Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилия, чтобы избежать этой командировки?
5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9.В ресторане либо в
столовой Вам подали явно
10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11.Вас приводит в ужас
любая длинная очередь, где
бы она ни была (в магазине,
библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете
ли вы отказаться от своего
намерения или встанете в
12.Боитесь ли Вы участвовать
в какой-либо комиссии по
13.У Вас есть собственные
сугубо индивидуальные
14.Услышав где-либо в
кулуарах высказывание явно
15.Вызывает ли у Вас
досаду чья-либо просьба
16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.
Классификатор к тексту В.Ф.Ряховского
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ
Тест разработан американским психологом М. Снайдером.
ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно
прочтите 10 предложений, описывающих
реакции на некоторые ситуации. Каждое
из них Вы должны оценить как верное
или неверное применительно к
себе. Если предложение кажется Вам
верным или преимущественно верным,
то поставьте рядом с порядковым
номером букву «В», если неверным
или преимущественно неверным-«
1.Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2.Я бы, пожалуй , мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3.Из меня мог выйти неплохой актёр.
4.Другим людям часто
кажется, что я переживаю что-
5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7.Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.
Подсчёт результатов
По 1 баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «Н» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла- у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.
4-6 баллов- у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов- у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Разработка социально-
День 1
Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лёд» и быстро познакомить участников друг с другом.
Необходимое время: 30 минут.
Материал: бумага, карандаш, ручки.
Подготовка: Каждому члену группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию. Напишите в столбиках цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я?». Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я»… После того как закончите составлять этот перечень, прикройте этот листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников.
Информация о работе Коммуникативная компетентность учителей средней школы