Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети приступают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает поощрительную карточку с изображением поросенка и, если позволяет время, приступает к повторному строительству.

 

 

Примерный комплекс упражнений для глаз

 

 Комплексы гимнастики  для глаз, рекомендованные методическими  разработками НИИ дошкольного  воспитания АПН СССР, доступны  детям. Однако мы считаем, что  для повышения интереса к упражнениям  и качественного выполнения их  желательно проводить в игровой  форме.

 

 

«Поиграем с матрешками» Упражнения   выполняются   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  матрешка.

 

1. «Посмотрите, какая красивая  матрешка пришла к вам в  гости, какой красивый у нее  платочек (2—-3 сек).

 

Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

 

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

 

2. «Матрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними внимательно   следите   глазами:   матрешка   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

 

3. «Матрешки любят кружиться  в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить  за ними». Повторить 4 раза.

 

4. «Моя матрешка очень  любит играть в прятки. Вы сейчас  крепко зажмурите глаза, а она  спрячется. Попробуем глазами найти  ее». Повторить 4 раза.

 

О роли интереса в приобщении

 

старших дошкольников к компьютеру

 

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

 

И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет и то воздействие, которое оказывает компьютер на ребенка. И если сегодня уже можно говорить о допустимости использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.

 

Предлагаемая вашему вниманию статья отражает результаты эксперимента, проводимого кафедрой дошкольной педагогики Российского государственного педагогического уни­верситета им. А. И. Герцена и Центра гармоничного развития детей дошкольного возраста «Сказка» (С.-Петербург) на протяжении ряда лет.

 

В ходе эксперимента осуществлялось теоретическое осмысление целей, задач, принципов использования компьютера в педагогическом процессе, разрабатывались и апробировались практические основы и методика работы, определялись критерии оценки эффективности применения компьютера.

 

Разделяя точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении всестороннее развитие ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчит ребенку вхождение во взрослую жизнь, но и будет способствовать эффективности обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности.

 

Ведущая роль в процессе адаптации ребенка к компьютеру принадлежит интересу к нему и деятельности с ним, причем особенно важны возникновение интереса и его развитие на этапе знакомства с компьютером, поскольку без этого не произойдет переход на более высокий уровень овладения им (Н. Чудова).

 

Интерес к компьютеру у детей старшего дошкольного возраста проявляется в устойчивом положительном отношении к нему, в желании и стремлении действовать с ним, в предпочте­нии этого вида деятельности другим.

 

Нам могут возразить: все дети, знакомясь с компьютером и узнавая его возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ним. Действительно, подобное имеет место — это не что иное, как реакция на новизну, рефлекс «что такое?» (И. П. Павлов), но, как и любой рефлекс, такой интерес без соответствующего подкрепления быстро сходит на нет, и повторное его возбуждение требует больших усилий. Более того, наш опыт показывает, что при неправильной организации и методике проведения знакомства с компьютером интерес не только не возникает, но и уступает место такому нежелательному эмоциональному состоянию, как страх. Следовательно, первоначальная реак­ция на компьютер и действия с ним не может служить достаточным основанием для формирования адекватного положительного отношения, она является лишь отправной точкой для развития интереса к компьютеру.

 

В зависимости от длительности и устойчивости проявления интереса определяются основные ступени (уровни) его развития. Это:

 

1) поверхностный интерес  к особенностям внешнего вида  объекта, его наиболее впечатляющим  действиям («реакция на новизну»);

 

2) ситуативный интерес, проявляющийся  кратковременно, эпизодически при  непосредственном контакте и  угасающий с его прекращением;

 

3) интерес, проявляющийся  в положительном, достаточно устойчивом  отношении к компьютеру и действиям  с ним и существующий наравне  с интересом к другим объектам  и явлениям окружающего мира;

 

4) элементарный познавательный  интерес, в котором, в отличие  от предыдущего, определяющую роль  играет познавательный мотив  — настойчивое желание больше  узнать о компьютере, освоить  новые способы действия с ним; интерес, проявляющийся как выраженное  предпочтение деятельности с  компьютером другим видам деятельности .

 

Однако последовательное изменение отношения ребенка к компьютеру, проходящее через все ступени, не является абсолютной закономерностью. В соответствии с особенностями мыслительной деятельности, личностными качествами, склонностями и предрасположенностью к подобного рода деятельности тенденция в динамике изменений интереса может осуществляться по одному из следующих направлений.

 

1. Нейтральное отношение. Ребенок не проявляет интереса  к компьютеру ни при знакомстве  с ним, ни в дальнейшем. Такие  дети вообще отличаются низким  уровнем развития познавательной  активности и, как правило, не  проявляют интереса и к другим  видам деятельности. (Однако следует  помнить, что некоторые дети не  готовы к овладению именно  этим видом деятельности, они  еще не созрели до уровня, позволяющего  им самостоя­тельно контактировать с компьютером, значит, отсутствие интереса будет проявляться у них только по отношению к компьютеру.)

 

2. Постепенное снижение  интереса. Чаще всего наблюдается  у детей, не готовых к подобной  деятельности. Характерно, что угасание  интереса не всегда означает  неразвитость мотива-ционно-потребностной сферы, но может свидетельствовать о склонности ребенка к другим видам деятельности. Первоначальный интерес к компьютеру может быть достаточно сильным, но, удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребенку по уровню его развития, он неизбежно снижается.

 

3. Стабильный интерес. Может  характеризоваться различными уровнями. Особое внимание педагогов должны  вызывать дети, проявляющие стабильный  интерес высокого уровня. Изучение  особенностей их мыслительной  деятельности, склонностей и личностных  качеств позволяет не только  найти индивидуальный подход  к ним, но и выявить (что вполне  реально) их дальнейшую профессиональную  ориентацию.

 

4. Постепенное повышение  интереса. Детей этой группы характеризует  достаточно развитая познавательная  потребность, выражающаяся в активном  заинтересованном отношении к  новому, в стремлении к новым  знаниям, в пытливости, любознательности.

 

Определение направления развития интереса имеет большой практический смысл. Результаты нашего эксперимента свидетельствуют : преобладающими являются второе и четвертое направления. Объединение детей с разными тенденциями в отношении к действительности, с разными потребностями в уровнях познавательной активности в одну группу не позволит достичь желаемого результата, т.е. качественного усвоения детьми необходимой информации. Дифференциальное отношение к детям  в соответствии с направлением развития интереса должно найти отражение в специфических приемах организации и руководства взаимодействием ребенка с компьютером.  Таким образом, изучение уровня и динамики развития интересов детей является  эффективным диагностическим средством, позволяющим скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребенка.

 

Для изучения интереса может быть использована методика выявления предпочтений «Выбор привлекательного вида деятельности», позволяющая получить достаточно объективные данные. Ребенку предлагается три серии картинок, изображающих детей, занятых разными видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные игры, различные занятия, в том числе и за компьютером), из которых он должен выбрать наиболее привлекательную для него. Оценка и анализ полученных данных, сопоставление их на разных этапов приобщения детей к компьютеру позволяют определить, как протекает процесс развития интереса к нему.

 

Развитие детей в условиях взаимодействия с компьютером основывается на создании у них соответствующих мотивационных установок, на изменении (при необходимости) характера и объема заданий, на обеспечении активности в работе с компьютером, в ходе которой дети постепенно становятся субъектами деятельности. А все это ведет к осознанию ребенком своих возможностей, их росту, увеличению самостоятельности в общении с компьютером и итоге – к решению основной задачи – развитию личности, адаптированной к «компьютерной деятельности».

 

 

 

 

 

Компьютер  в детском саду.

 

 

      Компьютеризация  школьного образования в нашей  стране уже  имеет  свою,

хотя и небольшую историю. А вот  использование  компьютеров  на  занятиях  в

детских садах  только  начинается.  Но  это  новшество  требует  тщательного

изучения не  только  со  стороны  педагогов  и  психологов,  но  и  медиков.

Основания  для  беспокойства  самые  весомые.  Гигиенические   исследования,

проведенные в школах, показали, что занятия с компьютером могут приводить  к

утомлению и появлению жалоб  не  зрительный  дискомфорт  —  усталость  глаз,

боль, зуд, мелькание или двоение и т.  д.  Чаще  всего  жалуются  школьники,

которые имеют те или иные дефекты зрения, не скорригированные очками.

      Степень  утомления на занятиях с ЭВМ  определяется качеством изображения

на экране дисплея, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

      Дошкольники  более  чувствительны  к  воздействию  различных  факторов

среды, поскольку их организм находится в  состоянии  интенсивного  развития.

Именно  в  возрасте  5—6  лет  формируется   нормальная   рефракция   глаза,

происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в  нормальную  или

близорукую, если  к  этому  имеются  генетические  предпосылки  или  условия

зрительной  работы  не  соответствуют  гигиеническим   требованиям   (низкий

уровень освещенности, напряженная длительная зрительная  работа  на  близком

расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза  и  т.

д.).  Интенсивно  развивается  костно-мышечная   система,   совершенствуется

работа внутренних органов и коры головного мозга,  формируется  произвольное

внимание и многие  другие  функции,  определяющие  общее  развитие  ребенка.

Поэтому   очень   важно,   чтобы   занятия   не   оказали   неблагоприятного

воздействия   на   здоровье.

      С этой  целью в НИИ гигиены и профилактики  заболеваний  среди  детей  и

подростков ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР  и  НИИ  физиологии

детей  и  подростков  АПН  СССР  были  проведены  наблюдения  за  состоянием

здоровья и  работоспособности  детей  шести  лет  одного  из  детских  садов

Москвы, в учебно-воспитательном процессе которого использовался компьютерно-

игровой комплекс (КИК) «Электроник». В сосстав КИК  входит  ЭВМ  БК  0010  с

видеотерминалом  цветного  изображения.  Занятия   проходят   в   специально

оборудованном  компьютерном  зале.   Содержание   программного   обеспечения

занятий  разработано   НИИ   дошкольного   воспитания   АПН   СССР.   Анализ

используемых  игровых  программ  показал,  что   все   они   соответствовали

возрастным возможностям детей.

      Для оценки  влияния игровых занятий с  использованием  КИК  до  и  после

этих занятий  у  детей  определялись  функциональное  состояние  зрительного

анализатора,   центральной    нервной    системы    (ЦНС)    и    умственная

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу