Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:36, реферат

Краткое описание

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Компьютер в детском саду.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

уровень  сформированности  творческой  игры.  Именно  в  творческой  игре  у

ребенка развирается способность  наделять  тот  или  иной  предмет  каким-то

игровым значением, что необходимо для  осмысленного  оперирования  символами

на экране дисплея,

      8. Следует  подчеркнуть, что режиссерские игры, а также игры  из  серии

«Изобразительное  творчество»  имеют  много  общего  в  способах  и   этапах

выполнения задания. Поэтому, освоив последовательность  выполнения  действий

в одной  игре  (например,  «Космос»),  дети  легко  переносят  их  в  другие

(«Город», «Море»),

      9. Замечено, что дети лучше справляются  с заданием, если  работают  за

компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением задания,

      10.  Параллельно  с  обычными  группами  в  компьютерно-игровом   зале

занимаются дети логопедических групп (даже  с  общим  недоразвитием  речи  и

задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько  хуже,

но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не  решая

подобных вопросов на обычных занятиях.

      11. Важным  моментом, на наш взгляд, является  и  то,  что  компьютерные

игры   (особенно   математические)   являются   своеобразной    диагностикой

деятельности воспитателя, так как сразу выявляют  пробелы  в  тех  или  иных

вопросах воспитательно-образовательной работы.

      Компьютерная  техника используется не только  для игр  детей.  Благодаря

множительному  печатному  устройству   к   каждому   педсовету   выпускается

«Педагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным  договором  с

медицинским  институтом  внедряется   программа   индивидуального   прогноза

здоровья   ребенка.   Суть    данной    методики    в    следующем:    путем

автоматизированного  (компьютерного)  тестирования  родителей  (о  состоянии

здоровья малыша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т.  д.)

определяется  предрасположенность   ребенка   к   каким-либо   заболеваниям,

прогнозируется вероятная  патология  и  даются  конкретные  рекомендации  по

профилактическим  физкультурно  оздоровительным  мероприятиям.  Причем   все

данные о детях закладываются в память  компьютера  и  могут  в  любое  время

воссоздаваться для контроля и сравнения результатов.

 

      Приведем  примерный конспект занятия по  игре «Построй домик».

      Воспитатель   обращается   к детям  :  «Посмотрите,  какую  интересную

книгу я для вас  приготовила.  Как  она  называется?    («Три   поросенка».)

Кто  помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему  Ниф-Нифа  и  Нуф-

Нуфа называют  глупыми  поросятами?   В   каком доме они спаслись от  волка?

Хотите прослушать продолжение этой интересной сказки?

      Некоторое  время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа  в  его

крепком каменном доме. Но со  временем поросята подросли, и им  стало  тесно

даже в этом просторном помещении.  Решили  два  глупых  поросенка  построить

себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в  него  кирпичи

и поехали на строительную площадку. Но поросята очень торопились и ехали  по

кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись  до  стройки,  они  увидели,

что все кирпичи раскололись, осколки  растерялись  по  дороге.  Прикладывали

поросята  один  кирпич  к  другому,  прикладывали,  да   все   равно   дырки

получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить  кирпичи  и  построить

домики, чтобы не замерзли поросята зимой».

      После  краткого  объяснения  способов  работы   с   клавиатурой   дети

приступают  к  выполнению  задания.   Построив   домик,   ребенок   получает

поощрительную карточку с изображением поросенка  и,  если  позволяет  время,

приступает к повторному строительству.

 

 

      Примерный  комплекс упражнений для глаз

 

 

        Комплексы  гимнастики  для   глаз,   рекомендованные   методическими

разработками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, доступны детям. Однако  мы

считаем,  что  для  повышения  интереса  к   упражнениям   и   качественного

выполнения их желательно проводить в игровой форме.

      «Поиграем  с матрешками» Упражнения   выполняются   стоя,    у  каждого

ребенка   в  руках  матрешка.

      1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла  к вам  в  гости,  какой

красивый у нее платочек (2—-3 сек).

      Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

      А теперь  опять посмотрите на свою матрешку  (2—3  сек)».  Повторить  4

раза.

      2. «Матрешки  у нас веселые,  любят  .  бегать,  прыгать.  Вы  за  ними

внимательно     следите     глазами:     матрешка     подпрыгнула     вверх,

присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

      3. «Матрешки  любят кружиться в хороводе. Они  пойдут  по  кругу,  а  мы

будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

      4. «Моя матрешка  очень  любит  играть  в  прятки.  Вы  сейчас  крепко

зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее».  Повторить  4

раза.

 

 

                        О роли интереса в приобщении

                      старших дошкольников к компьютеру

 

      Компьютеризация, постепенно проникающая практически  во все сферы жизни

и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в  подходы  к

воспитанию  и  образованию  детей  дошкольного  возраста.  Отечественные   и

зарубежные  исследования  по  использованию  компьютера  в   детских   садах

убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но  и

особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка  (С.

Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

      И действительно, компьютер, обладая  огромным  потенциалом  игровых  и

обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на  ребенка,  но,

как и любая техника, он не самоценен, и только  во  взаимодействии  педагога

(воспитателя),   ребенка   и   компьютера   можно   достичь   положительного

результата. То, какие цели ставит перед  собой  воспитатель,  какими  путями

добивается их  решения,  определяет  и  то  воздействие,  которое  оказывает

компьютер на ребенка. И если  сегодня  уже  можно  говорить  о  допустимости

использования  компьютера  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста,   то

теоретические, дидактические и  методические  аспекты  подобной  работы  еще

требуют всестороннего и глубокого изучения.

      Предлагаемая  вашему вниманию статья отражает  результаты  эксперимента,

проводимого  кафедрой  дошкольной  педагогики  Российского  государственного

педагогического  университета  им.  А.  И.  Герцена  и  Центра  гармоничного

развития детей дошкольного возраста «Сказка»  (С.-Петербург)  на  протяжении

ряда лет.

      В ходе  эксперимента  осуществлялось  теоретическое  осмысление  целей,

задач,  принципов  использования  компьютера  в   педагогическом   процессе,

разрабатывались и апробировались  практические  основы  и  методика  работы,

определялись критерии оценки эффективности применения компьютера.

      Разделяя  точку зрения многих исследователей, мы считаем основной целью

использования  компьютера  в  дошкольном  учреждении  всестороннее  развитие

ребенка,  его  подготовку   к   жизни   и   деятельности   в   «компьютерной

действительности», т. е. формирование у него  положительного  эмоционального

отношения к компьютеру, восприятие  его  как  помощника  в  различных  видах

деятельности,  понимание  его  назначения  и  возможностей  для   достижения

поставленных целей. Адаптация к миру компьютеров не только облегчит  ребенку

вхождение  во  взрослую  жизнь,  но  и  будет  способствовать  эффективности

обучения с помощью компьютера и использования его в игровой деятельности.

      Ведущая  роль в процессе адаптации  ребенка  к  компьютеру  принадлежит

интересу к нему и деятельности с ним, причем  особенно  важны  возникновение

интереса и его развитие на этапе знакомства  с  компьютером,  поскольку  без

этого не произойдет переход  на  более  высокий  уровень  овладения  им  (Н.

Чудова).

      Интерес  к компьютеру у детей старшего  дошкольного возраста проявляется

в  устойчивом  положительном  отношении  к  нему,  в  желании  и  стремлении

действовать с ним, в предпочтении этого вида деятельности другим.

      Нам могут  возразить: все дети, знакомясь с  компьютером и  узнавая  его

возможности, испытывают интерес, удивление  и  радость  от  общения  с  ним.

Действительно, подобное имеет место —  это  не  что  иное,  как  реакция  на

новизну, рефлекс «что такое?» (И. П.  Павлов),  но,  как  и  любой  рефлекс,

такой интерес без соответствующего подкрепления  быстро  сходит  на  нет,  и

повторное его возбуждение требует  больших  усилий.  Более  того,  наш  опыт

показывает,  что  при  неправильной  организации   и   методике   проведения

знакомства с компьютером интерес не  только  не  возникает,  но  и  уступает

место   такому   нежелательному   эмоциональному   состоянию,   как   страх.

Следовательно, первоначальная реакция на  компьютер  и  действия  с  ним  не

может  служить   достаточным   основанием   для   формирования   адекватного

положительного отношения, она является лишь отправной  точкой  для  развития

интереса к компьютеру.

      В зависимости  от  длительности  и  устойчивости  проявления  интереса

определяются основные ступени (уровни) его развития. Это:

      1) поверхностный  интерес к особенностям  внешнего  вида  объекта,  его

наиболее впечатляющим действиям («реакция на новизну»);

      2) ситуативный  интерес, проявляющийся кратковременно, эпизодически при

непосредственном контакте и угасающий с его прекращением;

      3)  интерес,  проявляющийся  в  положительном,  достаточно  устойчивом

отношении к компьютеру и действиям с ним и существующий наравне с  интересом

к другим объектам и явлениям окружающего мира;

      4) элементарный  познавательный  интерес,  в  котором,  в  отличие  от

предыдущего, определяющую роль играет  познавательный  мотив  —  настойчивое

желание больше узнать о компьютере, освоить новые способы  действия  с  ним;

интерес,  проявляющийся   как   выраженное   предпочтение   деятельности   с

компьютером другим видам деятельности .

      Однако последовательное  изменение  отношения  ребенка  к  компьютеру,

проходящее через все ступени,  не  является  абсолютной  закономерностью.  В

соответствии  с   особенностями   мыслительной   деятельности,   личностными

качествами,   склонностями   и   предрасположенностью   к   подобного   рода

деятельности тенденция в динамике изменений  интереса  может  осуществляться

по одному из следующих направлений.

      1. Нейтральное  отношение. Ребенок не проявляет  интереса  к  компьютеру

ни при знакомстве с ним, ни  в  дальнейшем.  Такие  дети  вообще  отличаются

низким  уровнем  развития  познавательной  активности  и,  как  правило,  не

проявляют интереса и к другим видам деятельности. (Однако  следует  помнить,

что некоторые дети не готовы к овладению  именно  этим  видом  деятельности,

они еще не созрели до уровня, позволяющего им самостоятельно  контактировать

с компьютером, значит, отсутствие интереса будет проявляться  у  них  только

по отношению к компьютеру.)

      2. Постепенное  снижение интереса. Чаще всего  наблюдается у  детей,  не

готовых к  подобной  деятельности.  Характерно,  что  угасание  интереса  не

всегда означает неразвитость  мотива-ционно-потребностной  сферы,  но  может

свидетельствовать  о  склонности  ребенка  к  другим   видам   деятельности.

Первоначальный интерес к  компьютеру  может  быть  достаточно  сильным,  но,

удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребенку  по  уровню

его развития, он неизбежно снижается.

      3. Стабильный  интерес. Может  характеризоваться  различными  уровнями.

Особое внимание  педагогов  должны  вызывать  дети,  проявляющие  стабильный

интерес   высокого   уровня.   Изучение   особенностей    их    мыслительной

деятельности, склонностей и личностных качеств  позволяет  не  только  найти

индивидуальный  подход  к  ним,  но  и  выявить  (что  вполне  реально)   их

дальнейшую профессиональную ориентацию.

      4. Постепенное  повышение интереса.  Детей  этой  группы  характеризует

достаточно развитая  познавательная  потребность,  выражающаяся  в  активном

заинтересованном отношении  к  новому,  в  стремлении  к  новым  знаниям,  в

пытливости, любознательности.

      Определение  направления развития интереса  имеет  большой  практический

смысл.  Результаты  нашего  эксперимента  свидетельствуют  :  преобладающими

являются  второе  и  четвертое  направления.  Объединение  детей  с  разными

тенденциями в  отношении  к  действительности,  с  разными  потребностями  в

уровнях  познавательной  активности  в  одну  группу  не  позволит   достичь

желаемого  результата,  т.е.  качественного  усвоения   детьми   необходимой

информации.  Дифференциальное  отношение   к   детям    в   соответствии   с

направлением  развития  интереса  должно  найти  отражение  в  специфических

Информация о работе Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду, и дефектологу