Контрольная работа по дисциплине "Педагогические технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели нужно выполнить следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторского искусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие ораторского искусства 4
2. Педагогическое воздействие 6
3. Организация работы оратора 17
4. Взаимодействие со слушателями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

пед технологии.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

Не менее распространен и другой тип вопроса – риторический. Риторический вопрос – это утверждение, произносимое в вопросительной форме, поэтому нет смысла требовать на него ответа, ибо этот ответ будет всего лишь формальным откликом, подтверждающим присутствие собеседника. Специалисты по ораторскому искусству используют риторический вопрос, чтобы украсить свою речь, заполнить паузу, вызвать доверие слушателей, получить от них позитивный отклик на выдвигаемый тезис. Умелое применение риторического вопроса позволяет педагогу управлять вниманием учеников, повышать их уверенность в себе и своих знаниях, выстраивать более демократичный стиль общения.

Третий тип вопроса – проблемный. Он используется в целях создания интеллектуального и духовного затруднения ребенка, когда он не может решить проблему известными ему способами, и это заставляет его искать новые варианты действий. Постановка проблемного вопроса имеет ряд особенностей: он должен быть ориентирован на уровень знаний и представлений детей, должен учитывать их умение самостоятельно решать проблемы, а также соотноситься с психологическим климатом в группе и состоянием отдельных учеников.

Достоинством проблемного вопроса является творческий характер последующей деятельности, но его применение ограничивается временным фактором, так как самостоятельный поиск ответов требует больших усилий и времени.

Выстраивая свое обращение к детям, педагог должен иметь в виду, что слова, с которых начинается фраза, воспринимаются с наибольшим вниманием. Неслучайно в культуре человеческих взаимоотношений выработаны определенные нормы приветствия: прежде чем обратиться к кому-либо, следует назвать его по имени, произнести слова приветствия и извинения или использовать другие традиционные формы, типа товарищ, сударыня, мадам и т.д. Это позволяет уже с самого начала разговора выразить уважение к собеседнику, расположить его к себе. В процессе последующего общения, когда субъекты обмениваются информацией, их фразы тоже следует выстраивать с учетом эмфатической перестановки и эмфатической выразительности, то есть начинать с того, что в смысловом значении представляет наибольший интерес, и говорить это выразительно. В деятельности педагога данное психологическое положение означает первоочередное сообщение детям информации основополагающего характера (правил, законов, теорем и т.п.).

В заключение разговора делается вывод, перечисляются рассмотренные вопросы, производится соотнесение результата с первоначальной целью. Краткое изложение сути сказанного на уроке или внеклассном мероприятии предоставляет детям возможность еще раз осмыслить изучаемый или обсуждаемый вопрос, мысленно расставить значимые для себя акценты, логически увязать отдельные части и представить общую картину всего разговора. Резюмирование как заключительный итог может производиться устно и письменно, его может делать педагог, но в отдельных случаях с этим справляются сами дети. Облегчить эту задачу им помогает использование учителем плана, который не только оглашается, но и записывается на доске или в тетрадях. Тогда ученики, как по алгоритму, проверяют себя и, если возникает потребность, задают дополнительные вопросы педагогу.

3. Экспрессивные умения составляют третью группу информативных речевых умений. Они повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия детей. Здесь можно выделить два компонента: образность и интонационную выразительность.

Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Действительность и условность соединяются в образе вместе, в то время как жесткая апелляция к факту или акцент на индивидуальном субъективном состоянии разрушают его. Образ – чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре, сравнении, аналогии, символе.

В качестве примера обычно используются случаи, произошедшие с кем-либо и когда-либо, подтверждающие, поясняющие или доказывающие какое-то положение. В работе с детьми педагог использует как примеры из обыденной жизни, ориентируясь на уровень их представлений, так и примеры из жизни великих людей, так называемый "прием персоналий".

Основанием для метафоры является сходство явлений, но употребляемый для сравнения союз "как" в метафоре отсутствует, поэтому, по определению Гегеля, ее можно назвать "сокращенным сравнением". В метафорической фразе характеризуемый объект может сравниваться с другим объектом, явлением или даже субъектом, но возможно объяснение и через отдельные признаки. От сравнения метафора отличается тем, что сопоставляемые предметы не отделяются, не противопоставляются друг другу, а образуют единство иного качественного уровня. Для иллюстрации приведем всего лишь одну поэтическую строчку С.Есенина, отражающую данное положение: "Проскакал на розовом коне". Поэт объединяет в этой фразе живое с неживым, рождая нечто целое, но нереальное, однако его метафора позволяет читателю на уровне художественного образа представить реальный момент жизни, реального коня, освещенного реальным солнечным светом. Нелепое с рациональной точки зрения сочетание вызывает в воображении человека динамичную картину, разворачивающуюся во времени и пространстве, пробуждая острое духовное переживание.

Повышению убедительности доводов способствует использование в речи сравнения. Э.О.Иоч условно выделяет четыре вида сравнения. Сравнение рациональное, разумно обоснованное, опирающееся на требования рассудка (вселенная так же бесконечна, как и время), эмоциональное, адресуемое чувствам и переживаниям (они поссорились внезапно, будто между ними пробежала черная кошка), наглядное, очевидное, непосредственно наблюдаемое или представляемое (темный, как ночь; стройный, как кипарис), сравнение с разной долей юмора (задумался, как роденовский мыслитель).

Аналогия тоже может быть отнесена к своеобразному виду сравнения. Через аналогию выявляется сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями. Основу такого сравнения составляет условие: то, с чем сравнивают, должно быть в большей степени знакомо и понятно, чем то, что сравнивают.

Еще одной характеристикой экспрессивных умений педагога в момент реализации информативного воздействия выступает символ. "Символ -- конкретно зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми обусловливается развитие и функционирование культуры". Являясь источником эмоциональных переживаний, он может быть условен в той или иной степени, эта условность связана с уровнем обобщения и пониманием значения символа определенной группой людей или отдельным человеком. Уровень развития абстрактного мышления у ребенка выступает своеобразным ограничивающим фактором применения символа в работе с детьми, но разнообразие символов позволяет педагогу избирать среди них такие, которые соответствовали бы возрастным и индивидуальным особенностям учеников. В качестве символа могут использоваться предметы, рисунки, схемы, песни, элементы одежды, цветы, жесты и т.д. Например, каждому школьнику хорошо известны такие символы, как звонок, перевязанный ленточкой, который является безусловным атрибутом праздников "Первое сентября" и "Последний звонок", или песня о школьных чудесных годах, без которой не обходится ни один выпускной вечер. Такими же понятными символами для каждого человека является новогодняя елка, свечи, украшающие торт в день рождения, скрепленные вместе два кольца на свадебной машине, пять колец на олимпийском флаге.

Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. Вспомним еще раз слова А.С. Макаренко о том, что он стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить "иди сюда" с двадцатью оттенками в голосе. Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия. Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, преподавателю следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике.

4. Дискуссионные умения. С помощью этих умений педагогу в работе с детьми удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования.

Любая школьная деятельность (учебная, трудовая, эстетическая и т.д.) должна совершаться ребенком на фоне инструментуемой педагогом общности индивидуальных и коллективных усилий, выводить на осознание единства с другими. Педагог может способствовать созданию такого положения в коллективе путем организации совместно разделенной деятельности. Это означает, что все этапы: постановка цели, мотива, выбор средств, совершение трудовых действий, получение и оценка результатов – должны совершаться педагогом вместе с детьми. Вся информация при этом подается с позиции "Мы" и ориентируется на житейский опыт детей. Выстраиваемое общение принимает форму диалога, поощряется подача детьми реплик, которые, тем не менее, принимаются только культурно оформленными ("Извините, не могли бы вы...", "Возможно, это покажется незначительным, но я бы хотел..."), и обязательно производится положительное подкрепление в адрес отдельных детей и коллектива в целом. Все это позволяет каждому ученику ощутить свою сопричастность общему труду и внести вклад в общее дело, что в итоге и рождает образ сотрудничества.

Образ собеседования представляет собой своеобразную технологию ведения дискуссии и складывается из следующих правил. Во-первых, необходимо научиться уяснять смысл разговора или отдельных фраз оппонента, а для этого следует воспроизвести его тезис и исключить возможные неточности восприятия. Во-вторых, требуется определиться в исходных понятиях и согласовать трактовку употребляемых терминов. В-третьих, нужно поощрять партнера по дискуссии, создавать условия, исключающие недосказанность, чтобы лучше и глубже понять его. В-четвертых, предоставлять ему право на несогласие. И, в-пятых, "не давить" на авторитеты.

5. Перцептивные умения. В эту группу входят умения, связанные с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.). В отличие от психологического взгляда на эти процессы, здесь акцент делается на умении педагога воспринимать мир так, как воспринимают его дети, и с учетом особенностей детского отражения действительности выстраивать свое взаимодействие с ними. Наблюдая за учениками, преподаватель способен выявить эти особенности, и для такой исследовательской работы ему не требуются специальные научные знания. Разве не знаем мы, что первые минуты урока уходят на то, что и дети, и учитель изучают друг друга; что через некоторое время после начала урока наблюдается спад активности и внимания; что в самом конце урока требуются дополнительные усилия, чтобы сохранить деловую атмосферу. Э.О.Иоч дал образные названия этим моментам: "первая минутка", "мертвые точки", "подтягивание окончания". "Первую минутку" он советует отдавать на "разграбление" детям, удовлетворяя их интерес, "мертвые точки" использовать для эмоциональной разгрузки, а "подтягивание окончания" производить таким путем: объявить, сколько времени осталось до конца занятия, и определить те вопросы, которые будут рассмотрены в этот период.

 

3. Организация работы  оратора

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков: обустройство оратора (подготовка места работы расположение стола, стула, кафедры, доски, мела и прочих средств, а также расположение приготовленного наглядного материала);

  • пластический образ оратора (свободная, открытая, расположенность к слушателям и доброжелательная мимика, некоторый наклон в сторону слушателей);
  • предъявление и демонстрация наглядного материала (совпадение момента предъявления с произнесением понятия, общедоступность восприятия материала, инструкция для восприятия материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);
  • при современных технических средствах использование фонозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая демонстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассистента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;
  • работа с доской и графическое обозначение рассматриваемого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость записи, логичность распределения записей, понятность символических знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех слушателей).

Художественные средства Наряду с требованием наглядного материала стоит требование использования художественных средств в тексте выступления оратора, назначением которых является создание образной картинки явления: - эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

  • метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоции;
  • сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк, красивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);
  • аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);
  • фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей – тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным фоном.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Педагогические технологии"