Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 22:05, реферат
Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Особенностью
субъекта познавательного процесса,
его отношения к объекту
Дидактическую основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация. Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, конструкцию ее создаст педагог в целях стимулирования деятельности учащихся. Для преподавателя построение проблемы составляет условие организации проблемного обучения. Педагог разрабатывает задачи и задания, позволяющие включить учащихся г. активный познавательный процесс, создает проблемные ситуации [11, С. 67].
Дидактическая характеристика проблемного обучения основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Педагог создает проблемные ситуации заданного типа и тем самым оказывает необходимую помощь учащимся в анализе учебного материала и в организации мыслительного поиска для ее решения, регулирует процесс решения: вводит необходимую информацию, руководит ценностной организацией, определяет степень свободы выбора, направляет на поиск адекватных способов действий, способствует смысловому пониманию информации.
Проблемное обучение состоит из проблемного преподавания и проблемного учения. Проблемное преподавание основано на проектировании учебной деятельности, системы познавательных ситуаций, а также психолого-педагогическом управлении их разрешением со стороны учащихся. Проблемное учение может быть рассмотрено как полная структура учебной деятельности по усвоению знаний и способов действий, в которой представлен анализ задачи-ситуации с позиции информационного состава, целей и условий для решения, заканчивающийся формулировкой проблемы, выдвижением гипотезы и ее обоснованием, «принятием решения и рабочей программы действий, исполнительской деятельностью и анализом полученных результатов.
Учебная ситуация становится проблемной, если ее характеристики воспринимаются и оцениваются субъектом с точки зрения его целей и ценностей. Проблемная ситуация понимается как разрыв в деятельности, рассогласование между целями и возможностями субъекта, как задача, которая и представляет собой модель проблемной ситуации. Но всякая учебная задача аналогична проблемной ситуации, а только лишь те из них, которые предполагают учебные действия по достраиванию информационной основы действий. Учебные задачи, направленные исключительно на исполнительскую деятельность и достижение учебных целей, связанных с закреплением знаний, а также с выработкой алгоритма решения, не составляют проблемной ситуации для учащихся, а выполняют роль упражнений, когда решение задачи строится по известным правилам. Тем более это очевидно, если рассматривать учебную задачу как дидактическую единицу учебного текста, идентичную информационной единице. Характерным для проблемной ситуации Ю.Н. Кулюткин считает: объективно возникающее рассогласование (противоречие) между целью, отвечающей некоторой актуально действующей практической потребности, и средствами ее достижения; возникновение собственно познавательного отношения к ситуации; появление у субъекта ориентировочной реакции, возникновение потребности понять ситуацию, формирование позиции субъекта.
Таким образом, субъективная позиция человека, находящегося перед проблемной ситуацией, складывается из двух условий, которые, несомненно, играет принципиальную роль в принятии решения:
1) субъективного понимания целей, отношения к объекту изучения;
2) видения
неопределенности, существующей в
явном или в скрытом виде, в
ситуации имеющегося разрыва
между тем, что известно, и тем,
что неизвестно [14]. Только при
этих условиях возможны
Согласно
этой логике любая проблемная ситуация
рассматривается с позиции
Субъективная
оценка проблемной ситуации персонифицирована
в полной мере, так как зависит
от ее субъективного понимания
Конечная цель учителя — формирование личности. Средством является учебная деятельность, содержанием — информация о человеке, о природе, веществе, ноосфере. Ее структура и состав детерминируют учебную деятельность, в процессе чего складывается система поведения ученика, развиваются его познавательные действия, активность, мотивация, формируются цели и ценности. Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировки учебной проблемы и составляет результат определенного этапа профессиональной деятельности педагога по структурированию учебного материала. Педагогическое моделирование учебной проблемы в процессе обучения связано с целым рядом предварительных действий:
1) педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;
2) анализом содержания учебного материала;
3) анализом
подготовленности учеников и
определением уровня
4) установлением
соответствия между уровнем
После этого подготовленного этапа работы педагог осуществляет следующие действия:
1) формулирует проблему в виде вопроса или задания;
2) проектирует
педагогическое управление
3) создает
методический аппарат по
4) организует
самоконтроль учащихся за
5) проверяет
выполнение учениками работы, организует
обсуждение и дискуссию по
результатам работы, вводит в
учебный процесс
6) итоги самостоятельной
работы учащихся включает в
изучение нового научного
В ходе обсуждения
результатов выполнения работы учащихся
и необходимо обратить внимание на
методику корректировки допущенных
ошибок. Выправление хода решения
педагог осуществляет посредством
серии дополнительных вопросов или
заданий, вытекающих из обсуждаемых
результатов, которые условно приняты
за достоверные. Посредством рассуждения
и последовательного построения
выводив на основе полученных результатов
требуется подвести учащихся к явно
абсурдному положению, показывающему
ошибочность полученного
На этом завершается
один цикл проблемного обучения, который
влечет за собой следующий, связанный
с новой проблемой. Очень важно
при этом, чтобы последующая учебная
проблема органично вытекала из решения
первой. Последовательное решение этих
задач должно быть связано между
собой. Образуется система задач, определяющая
последовательный ход решения этих
задач. В целом логика познавательного
процесса подчинена достижению образовательных
целей. Требуется ясная структура
задачного состава
Проблемная ситуация возникает всякий раз, когда перед человеком встает необходимость получить новое информационное или процедурное знание, которое рождается в процессе перестройки усвоенной информации или принципов действия.
В процессе проблемного
обучения учебная деятельность осуществляется
в форме учебно-
Вопрос о творчестве далеко не новый в педагогике. Он привлекал к себе внимание ученых разных эпох мировой культуры. В последние годы проблема формирования творческих качеств личности оказалась в центре жизненно важных требований общества [7].
Интересна дидактическая
регуляция эвристической
Всякое решение проблемной задачи предполагает перестройку информации в условиях учебно-исследовательской деятельности [17, С. 99].
Повторное применение однажды найденных способов решения задачи не будет уже творчеством, так как используется алгоритм решения. Множество оригинальных задач предполагает множество алгоритмов. Мышление будет работать с выбором алгоритмов как с самостоятельной задачей; их применение связано с анализом проблемной ситуации, с постановкой вопроса, вскрывающего отношение между известным и неизвестным, и с поиском требуемого решения.
Наблюдается
последовательное чередование элементов
творчества (когда впервые происходит
нахождение способа решения задачи)
и использование алгоритма
Познавательный
процесс в учебно-
Современные исследования, проведенные в области педагогики, убеждают в необходимости и возможности применения методов проблемного обучения в целях обеспечения общего развития учащихся, формирования теоретического стиля мышления, опирающегося на конкретное. Посредством познания учащимися специальных структур содержания учебного материала, отображающих детерминизм изучаемых явлений, событий, фактов, можно показать их взаимосвязь и взаимообусловленность [17].
Как известно,
в процессе обучения имеет место
взаимосвязанная деятельность преподавателя
и учащихся. Педагогическое управление
учебной деятельностью может
быть различным. Важно, чтобы наряду
с репродуктивной познавательной деятельностью
имело место и творческие способы
познания. В ходе такого обучения учащиеся
вовлекаются в процесс решения
познавательных задач, в результате
чего ими усваивается опыт творческой
деятельности и приобретаются
Таким образом, в основе проблемной дидактической ситуации лежит задача, направленная на преобразование объекта познания, на поиск способов решения, предполагающая некоторые ограничения в выборе способов решения. Проблема или проблемная ситуация является таковой прежде всего постольку, поскольку в ней имеются неизвестные, как бы неопределенности, которые подлежат заполнению, — иксы, на место которых должны быть поставлены знания.