Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа
1. Общая характеристика концепции
2. Четыре периода жизни ребенка
3. Религиозное воспитание
4. Руссо о воспитании девочек
ребенка (хотя Руссо на них постоянно ссылается), но и, пожалуй, в первую
очередь, направляющая рука самого воспитателя. Хотя несколько раньше Руссо и
выдвинул тезис о том, что "непосредственный интерес - вот великий двигатель,
единственный, который ведет верно и далеко", однако, когда педагог
практически подходит к вопросу об определении содержания обучения, он
руководствуется не только интересами своего питомца, но и другими
критериями: пользой, окружающей обстановкой, возможностями показать предмет
или вещь наглядно, доступностью Понимания этого предмета для ребенка и т.д.
Особое значение придает Руссо обучению ребенка тем знаниям, которые полезны в
жизни, пригодятся ему уже в настоящий момент, "Надлежит знать не то, что
есть, но только то, что полезно". Ясно, что полезность тех или других
знаний может определить не ребенок, а только педагог. Хорошо понимая это,
Руссо и обращает внимание читателя на необходимость, в случае надобности, не
только разъяснять ценность изучаемого, но и доказать, убедить ребенка
в этом.
"Легко доказать ребенку полезность того, чему хотят его научить, но это
доказывание не имеет никакого значения, если не умеют его убедить".
Польза же предметов, как и всех знаний, полагает Руссо, определяется тем,
насколько они способствуют нашему самосохранению и благосостоянию. В
дальнейшем буржуазная педагогика (Спенсер, Дым и др..) широко использует эти
односторонние взгляды великого французского просветителя и педагога в своих
классовых интересах, забыв о том, в какое время и в связи с чем
разрабатывались эти идеи Руссо.
Мы же останавливаемся на данном вопросе не с тем, чтобы показать узость
подхода Руссо к определению содержания обучения (это сделано другими
исследователями), а для того, чтобы выяснить, как понимаются Руссо вопросы
педагогического руководства, в частности, руководства учением ребенка.
Исходя из этих принципов подхода к знаниям, Руссо знакомит своего Эмиля с
геометрией, географией, природоведением, начатками космографии, т.е. с
основами естественных наук, утверждая, что именно природа, т.е. то, что
непосредственно окружает ребенка и что ему полезно знать уже сейчас,
заинтересует его в большей степени.
Важно добавить, что Руссо и в этом возрасте категорически отрицает книжное
обучение, признавая полезной для Эмиля лишь одну книгу - "Робинзон Крузо",
как наиболее удачный трактат, по его мнению, о естественном воспитании.
Отрицание книжных знаний аргументирует Руссо рядом соображений: книги учат
говорить лишь о том, чего не знаешь, т.е. не способствуют развитию ума, а
дают ему ложное направление; книжные знания ведут к заблуждениям и
предрассудкам, чего больше всего боится Руссо, и, наконец, пожалуй, самое
главное - цель обучения, по Руссо, создать не ученого, а человека вообще,
развить ум и способность суждения, потребность и сейчас и в дальнейшей жизни
приобретать знания самостоятельно.
Вот почему он считает истинными учителями не книги и систематическое
обучение, а личный "опыт и чувствования". К тому же, по мысли Руссо, наука -
это "бездонное море", глубин которого никогда не достигнуть, да к тому же
еще за такой короткий промежуток времени, который сама природа отвела ребенку
для учения.
Исходя из этих своих соображений, Руссо и строит процесс обучения Эмиля по
своей системе и рассматривает этот процесс не как передачу знаний в
определенном логическом плане, а как направленное педагогом воздействие на
развитие ума и умственных способностей (прежде всего любознательности,
пытливости, воображения, интересов, способности суждения и пр.), основанных
на инстинкте ребенка к познании, на выработке у него методов самостоятельного
приобретения знаний. Ученик у Руссо - это маленький исследователь,
открыватель истин, подобно Робинзону осваивающий окружающий мир в
соответствии со своими насущными потребностями и нуждами в данный момент".
На что это нужно?" - эту фразу Руссо хочет сделать и для Эмиля путеводителем
в его умственных занятиях и основой обучения и предостеречь тем самым своего
питомца от ненужной траты времени на усвоение массы бесполезных знаний и во
многом бессмысленной книжной премудрости. Особое место в умственном
воспитании Эмиля занимает развитие у него способности к суждению. Главное,
считает Руссо, не знания, а способность суждения. Одну из основных задач
данного периода Руссо в начале третьей книги романа так буквально и
определяет: "Переход от чувственного познания к суждению".
Способность суждения основана на естественных потребностях ребенка к
"любознанию". К познанию мира. Способность суждения предполагает размышление
("Всякое суждение есть размышление"), выработку собственных понятий о
вещах, а не усвоение кем-то навязанных. "... Если хотят сделать молодого
человека рассудительным, то нужно хорошо развить в нем способность судить
вместо того, чтобы диктовать ему наши собственные суждения".
Руссо, как не трудно в этом убедиться читателю, ставит исключительно важную и
ценную для педагогики проблему о выработке у детей собственных понятий,
взглядов, суждений. Другое дело, что решение самой проблемы является
односторонним и по сути -ошибочным, т.к. она разрешается не путем усвоения
системы знаний, а путем лишь "добывания их", "открытия" истин, к тому же во
многих случаях отрывочных, изолированных друг от друга сведений о жизни, о
природе.
Эту мысль о противопоставлении изучения науки и развития умственных
способностей ребенка Руссо проводит довольно последовательно, различными
способами пытаясь аргументировать ее. "Пусть он не выучивает науку, а
выдумывает ее". Главное в учении - не преподавание истин ("число истин
неисчерпаемо"), а предохранение -воспитанника от ложных знаний, т.е. от
заблуждений; умение же самостоятельно судить о вещах и способствует
различение идей правильных от идей ложных. Имея в виду своего воспитанника,
Руссо пишет: "Если бы он ничего не знал, мне горя мало, лишь бы он не
заблуждался ..." И, как бы обобщая свои мысли на этот счет, Руссо решительно,
в категорической форме, убежденный в своей правоте, утверждает? "Вопрос не и
том чтобы преподать эму науки: нужно лишь зародить в ней вкус, чтоб он
полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше
разовьется. В этой, без сомнения, состоит основной принцип всякого хорошего
воспитания".
Таким образом, главные задачи обучения, по Руссо,- приучить ребенка
мыслить, привить ему любовь к знаниям, научить его пользоваться
методами самостоятельного приобретения знаний. В этих положениях Руссо,
несомненно, несмотря на ошибочность общей дидактической концепции, содержится
немало ценного, оригинального и поучительного не только для того времени (как
удар по схоластике я догматизму), но и для наших дней.
Какова же в этих условиях роль учителя - воспитателя, какова конкретно и как
проявляется функция педагогического руководства (т.е. воспитания со стороны
людей) в процессе обучения ребенка?
Выше отмечалось, что функция руководства в этом процессе приобретает характер
направленного воздействия воспитателя на развитие ума ребенка и его
умственных способностей, что означает, что педагогическая активность
воспитателя теперь, по сравнению с предшествующим периодом (до 12 лет),
значительно усиливается. Однако сущность руководства в принципе не
изменяется: это по-прежнему не волевое давление и принуждение со стороны
педагога ("внедрение" истин), а воздействие тонкое, мягкое, косвенное.
За счет же чего идет это усиление направляющей роли воспитателя?
Прежде всего, за счет разнообразия и, можно сказать, обилия приемов
педагогического воздействия на ребенка, за счет создания условий и
специальных ситуаций для умственного его развития (накопление впечатлений,
наблюдений, постановки жизненных задач и т.д.). В принципиальном плане это
направленное воздействие как форма руководства состоит в том, что Руссо
выводит своего Эмиля в жизнь, знакомит его с окружающими явлениями, чего
раньше не было. Теперь воспитанник уже не предоставлен сам себе. Руссо как
бы берет своего питомца за руку, держит его довольно твердо
("руководительство") и отправляется с ним в путь, если можно так сказать, по
жизни. Сама жизнь ставит перед подростком массу загадок, необъяснимых задач.
Воспитатель не старается объяснить их, а наталкивает воспитанника на
открытия, собственные размышления, самостоятельные выводы, пусть даже
ошибочные. Более того, ошибаясь, как считает Руссо, ребенок тоже познает
мир, тоже приобретает жизненный опыт. "Если он ошибается, оставьте его в
покое, не исправляйте ошибок, ждите молча, пока он сам не будет в состоянии
увидеть их и исправит», или, самое большее, приведите при удобном случае
какую-нибудь выкладку, которая давала бы ему заметить свой промах. Если бы он
никогда не ошибался, он так хорошо не научился бы".
Впоследствии буржуазная педагогика превратит это положение Руссо в целую
теорию "проб и ошибок", стремясь обосновать своей теорией весь путь развития
и формирования ребенка. Сам же Руссо таких далеко идущих выводов никогда не
делал, признавая этот тезис лишь как один из многих в своей теории
умственного развития детей.
Направленное воздействие на развитие ребенка проявляется у Руссо в различных
формах: это и возбуждение (по сути, стимулирование) любознательности, это и
внушение любви к знаниям (путем показа их пользы и значимости в жизни), это
и постановка познавательных задач, заставляющих искать выход из положения
(случай в лесу с ориентированием на местности), это и создание
соответствующих ситуаций (приглашение на обед в богатый дом) с последующим
совместным обсуждением вынесенных оттуда впечатлений и наблюдений.
Мысль о том, что подросток должен следовать не авторитету и людскому мнению,
даже не авторитету и примеру, учителя, а приобретать собственный опыт,
собственные знания, собственные суждения,- эту мысль Руссо повторяет
настойчиво и неоднократно, т.к. именно она отражает в наибольшей степени
дух его учения об умственном развитии и воспитании ребенка. Приведем лишь
некоторые высказывания самого Руссо, подтверждающие его взгляды на данный
вопрос: "Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а
не чужим; ибо кто не хочет уступать людскому мнению, тот не должен уступать
и авторитету; а большая часть наших заблуждений зарождается не в нас самих,
но переходит к нам от других". И далее: "У Эмиля мало познаний, но те, какие
есть у него, являются поистине его собственными... " Руссо осуждает, по
сути, и школьные уроки и школьных учителей, прежде всего за то, что они
заменяют собственный опыт ребенка и развитие его разума "опытом и авторитетом
учителя", что, по Руссо, противоречит естественному и свободному
воспитанию, гласящему (как уже отмечалось выше), что истинные наши учителя
- это опыт и чувствование. Однако и здесь Руссо не может уйти от противоречий
и непоследовательности. Признав в качестве главных учителей личный опыт
ребенка и его чувства, отвергнув авторитет и людское мнение старших как
источник заблуждений и предрассудков, не признавая, по существу, даже силы
авторитета учителя., зачем же Руссо в таком случае, хотя и исподволь,
однако от страницы к странице все настойчивее и заметнее усиливает
направляющую роль учителя-воспитателя?!
Не повторяя сказанного выше о тех средствах, которыми пользуется наставник с
целью умственного влияния на своего питомца (возбуждение любознательности и
т.д.), остановимся еще на одном принципиально важном для процесса учения
вопросе. показывающем, что Руссо в качестве главных учителей признает (не на
словах, а на деле) не только опыт и чувства ребенка, но и деятельность самого
учителя. Речь идет о мотивах, стимулах учения (эти понятия и термины именно
в таком словесном выражении и встречаются у Руссо). Ведь именно учитель, как
это вытекает из рассуждений Руссо, определяет, направляет и развивает те
мотивы учения, которые, по мнению Руссо, являются наиболее ценными для
общего развития ребенка: не только умственного, но и нравственного. В
качестве наиболее важных мотивов, например, признаются не только
непосредственные интересы ребенка, но и польза и ценность знаний для жизни,
их практическая приложимость и одновременно категорически, самым
решительным образом, отвергаются такие, как тщеславие, зависть,
соперничество, конкуренция и соревнование, возбуждающее, по мнению Руссо,
недобрые чувства к другим людям (чувство превосходства, высокомерия и т.д.).
Пусть соревнуется ребенок, как считает Руссо, не с другими, а с самим собой.
Наставнику он советует: "... Избегайте сравнения с другими детьми: не нужно
соперников, не надо конкурентов,- даже в беге,- коль скоро ребенок начинает
рассуждать; по моему мнению, во сто раз лучше не учиться вовсе, чем учиться
из-за одной зависти или тщеславия". В качестве одного из педагогически и
психологически ценных стимулов, помимо выше указанных, Руссо признает
одобрение успехов ребенка в учении (и в развитии физических сил) в конце года
и сравнение этих успехов с достижениями предшествующего года. "Таким образом,