Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

1. Общая характеристика концепции

2. Четыре периода жизни ребенка

3. Религиозное воспитание

4. Руссо о воспитании девочек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по педагогики.docx

— 180.71 Кб (Скачать файл)

своих первых трактатов, пишет следующее: "Хотя в состоянии общественном

человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладает в естественном

состоянии,  но зато он приобретает гораздо большие преимущества - его

способности упражняются и развиваются, мысль его расширяется, чувства его

облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы

злоупотребления новыми условиями . жизни не низводили его часто до состояния

более низкого, чей то, из которого он вышел,  он должен был бы беспрестанно

благословлять счастливый момент, вырвавший его навсегда из прежнего

состояния и превративший его из тупого и ограниченного животного в существо

мыслящее,  в человека".

Преимущество "естественного" общества перед "гражданским" Руссо видел прежде

всего в том, что там все люди были равны, свободны. Все бедствия

человеческие, утверждает Руссо, начинались с неравенства, которое возникает

в гражданском обществе и приводит к вырождению человеческой личности. Таким

образом, возникновение гражданского общества,  основанного на частной

собственности, Руссо характеризовал как шаг вперед в сравнении с первобытным

"естественным состоянием" и одновременно как шаг назад  ввиду появления

неравенства,  нищеты, всевозможных болезней и нравственного одичания. Как же

мыслит себе разрешить это противоречие Руссо? Какой вывод предлагает он?

Разумеется, позитивной программы, основанной на научных началах, у Руссо в

условиях того времени не было и не могло быть. И здесь ему присущи

противоречия. Однако многие мысли Руссо по этим вопросам, несмотря на

противоречия и известный утопизм, отличается ярко выраженным демократизмом: в

области социально-политической он решительно выступает за демократическую

республику; в области экономической - за равенство; в области педагогической

- за последовательно осуществляемое  естественное воспитание, основанное  на

принципе свободы.

Понятие "свобода" как в плане социальном, так и педагоги­ческом у Руссо

выступает не однозначно, и претерпевало известные изменения в разные периоды

жизни в связи с общей эволюцией его мировоззрения. Первоначально, когда Руссо

ратовал за естественное состояние человека в условиях дикости, когда

идеальный человек выступал у него в виде свободного, не зависимого ни от

кого "дикаря",  свобода понималась Руссо как безграничное проявление

свободного духа,  свободы воли, как отсутствие каких-либо обязанностей перед

людьми. В тот период, думал Руссо, человек должен самостоятельно, без помощи

других, добывать средства для существования, приобретая тем самым полную

независимость от людей. Позднее свобода человека ограничивается в трактовке

Руссо, законами природы, необходимости, законами возможного и невозможного

и, следовательно, понимается   им   уже   как   добровольное подчинение

человека разумным законам общества или (если речь идет о ребенке) разумной

воле воспитателя. В дальнейшем мы постараемся раскрыть это последнее

положение на различных этапах воспитания Эмиля.

Выяснив взгляды Руссо на природу человека, его естественное состояние и

свободу, перейдем теперь к его собственно педагогическим воззрениям, к

пониманию им сущности воспитания.

 

Педагогические воззрения

 

Воспитание Руссо рассматривает как содействие саморазвитию я развитию

природы ребенка. Как указывалось выше, природа ребенка не терпит грубого

вмешательства, а тем более насилия, это может помешать ее естественному ходу,

свободному проявление ее сил и возможностей. Природа (тело и душа, инстинкты,

потребности, врожденные чувства и пр.) развивается по своим собственным

внутренним законам, первым и главным из которых является закон "... Первый

закон природы,- пишет Руссо, - это закон самосохранения".

В ряде случаев Руссо не отделяет четко и последовательно процесс развития от

процессов воспитания,  отождествляя их на отдельных этапах роста ребенка

(особенно первых), тем  самым как бы биологизируя социальную сущность

воспитания. Уже в предисловии к своему "Эмилю" Руссо провозглашает, что

предлагаемая им система воспитания - ход самой природы, что, не изучив,

прежде всего, хорошо природу ребенка,  нельзя браться за его воспитание.

В дальнейшем,  на многих страницах трактата,  развивается мысль о том,  что

главный воспитатель - природа самого ребенка, что педагог лишь следует ее

естественному ходу и не мешает ей развиваться. На первый взгляд создается

впечатление, что Руссо отводит воспитанию пассивную роль, а воспитатель в его

представлении - в одном случае сторонний наблюдатель, в другом случае - не

более как помощник природы и, прежде всего, озабочен тем, как бы своим

вмешательством и руководством не испортить то дело саморазвития, которое так

успешно и мудро совершает сама природа. Так, например, Руссо пишет:  "Вы,

начав с того, что ничего не делали, произвели бы чудо в деле воспитания". В

дальнейшем свой метод воспитания он характеризует как "бездеятельную методу",

утверждая, что он решительно настаивает на таком воспитании и не думает

отказываться от него, несмотря на все возможные возражения. Однако

действительно ли Руссо отводил воспитанию и воспитателю такую пассивную

роль, а если нет, то зачем потребовались ему та категоричность и даже

парадоксальность, которые  звучат в только что приведенных словах? Дело в

том, что, провозгласив "бездеятельную методу" как основу воспитания, Руссо в

дальнейшем фактически отказывается от этого своего положения, когда

рассматривает конкретные вопросы воспитания Эмиля. Более того, Руссо

буквально ни на шаг не отпускает от себя своего подопечного, постоянно следит

за его поступками и действиями.

Следовательно, педагог у Руссо не только не пассивен, но, напротив, весьма

активен,  но активность его коренным образом отличается от активности

педагогов - представителей  авторитарного воспитания, сводивших свою

деятельность к строжайшему надзору, к жесточайшей регламентации всей жизни

ребенка, к насилию над его волей, к грубому вмешательству в его внутренний

мир.

К тому же следует иметь в виду, что "пассивность" педагога Руссо допускает

лишь в том случае, когда происходит воспитание природой, т.е. внутреннее

развитие способностей и органов. Здесь, как полагает Руссо, воспитатель не

властен над природой, он лишь ждет, когда организм созреет, и следует за

развитием ребенка. Разумеется, в ту пору Руссо не мог правильно, на научной

основе, решить вопроса о соотношении воспитания и развития, о том, что

воспитание и обучение не плетется в хвосте у развития, а активно воздействует

на процесс развития, ускоряя появление природных задатков и формирование

способностей и положительных качеств.

Воспитание природой, о котором мы говорили, Руссо выдвигает на первый план,

считая его решающим фактором. Второй автор воспитания, го Руссо,- это

обучение тому, как пользоваться этим развитием, т.е. это воспитание со

стороны людей. И, наконец, третий фактор - "... приобретение нами

собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть

воспитание со стороны вещей".

Далее Руссо пытается доказать, что воспитание со стороны природы вовсе не

зависит от людей, воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторой

степени и только воспитание со стороны людей определяется самими людьми. Из

этих рассуждений Руссо делает вывод о том, что, поскольку над природой люди

не властны, следует два последних фактора  (т.е. воспитание со стороны вещей

и со стороны людей) подчинить первому фактору, т.е. природе. Успех воспитания

и зависит, прежде всего, от согласования всех трех факторов.

В соответствии с этими факторами и сущность воспитания понимается Руссо по-

разному. Если речь идет о воспитании природой, то здесь Руссо, как

указывалось выше, отождествляет воспитание   с   развитием (воспитание есть

внутреннее развитие наших способностей и наших органов). Когда он говорит о

воспитании через вещи, то теперь он понимает под воспитанием   содействие

ребенку в приобретении собственного опыта. И, наконец, когда рассматривается

воспитание со стороны людей, то в данном случае под воспитанием понимается

руководство   детьми. Мы видим, что Руссо проводит определенную и,

достаточно выраженную тенденцию: воспитание идет от   развития, которое

независимо от воспитателях, поскольку это внутренний, самопроизвольный,

спонтанный процесс) к более активному процессу содействия (в приобретении

опыта) и к еще более активному руководству. Таким образом, сущность

воспитания, как это явление понимает  Руссо, можно представить в следующей

схеме: саморазвитие - содействие - руководство. Руссо тем самый поставил

исключительно важную проблему о соотношений биологического и социального в

развитии ребенка, однако, всецело подчинив социальное биологическому (что

приводило его к педоцентизму), решить   эту   проблему на­учно он не смог.

Воспитание есть всегда и во всех случаях функция общественная, и развитие

ребенка, формирование его личности определяется не "природой" ребенка, а

обществом, социальными условиями жизни и деятельности. Однако Руссо,

несмотря на ошибочную концепцию о приоритете саморазвития над собственно

воспитанием, наносил своими идеями сокрушительный удар по всей системе

аристократического и религиозного воспитания, где совершенно не считались с

"природой" ребенка, т.е. с закономерностями его физического  и психического

развития, с его истинными потребностями и стремлениями. Смелое и

последовательное выступление великого французского мыслителя в защиту

природы и прав ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения

Личности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека -

выдающийся вклад Руссо в развитие педагогической, психологической и

философской мысли.

 

Первый период - от рождения до 2 лет

 

Первый период - от рождения до 2 лет - характеризуется тем, что ребенок,

появившись на свет беспомощный и слабым, нуждается в уходе и заботах старших.

Таким образом, первая функция собственно воспитания  (т.е. воспитания со

стороны людей) - это   уход и забота о ребенке. Эта функция органически

связана с природой ребенка, вернее, вытекает из природы, подчинена ей, т.к.

организм требует соответствующих условий для своего созревания   и

дальнейшего физического развития. В связи с этим Руссо с особой силой

подчеркивает объективную необходимость воспитания и его исключительное

значение в жизни человека: "Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы

рождаемся всего лишенными,- нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными, -

нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем

обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием".

Уже из этих слов Руссо видно, что он не сводил процесс воспитания лишь к

саморазвитие, как это иногда звучит в отдельных работах о Руссо, а весьма

высоко оценивал роль руководства со стороны старших ("Человек всю жизнь

нуждается в совете и руководстве") и,  в частности, значение ухода в первые

годы жизни ребенка.

В соответствии со своей общефилософской концепцией дуализма о

самостоятельности двух субстанций - души и тела - Руссо и в педагогическом

плане придерживается этой своей точки зрения. Он считает, что душа в этом

возрасте (вплоть до 12 лет) должна находиться в бездействии, и все заботы

воспитателя  (и вообще старших - кормилицы,  отца, матери и т.д.) должны быть

направлены на развитие и укрепление тела. Вообще Руссо полагает, что с

первых дней и до 12 лет ребенок должен развиваться в основном как существо

физическое, должен созревать биологически для дальнейшего (после 12 лет)

умственного и, наконец, нравственного развития.

В первый период жизни наряду с уходом (т.е. питанием,  за­ботой о здоровье,

обереганием от болезней и пр.) большое значение приобретает   приучение

ребенка к невзгодам и лишениям. Руссо решительно выступает против "нежного"

воспитания, он ратует за формирование человека здорового и крепкого.

"Приучайте, советует педагог , -детей к невзгодам, которые им придется со

временем выносить. Приучайте тело их к суровостям времен года, климатов,

стихий, к голоду, жажде, усталости. Пока тело не приобрело привычки, его без

опасности можно приучить к чему хочешь; но раз оно в полном развитии, всякая

перемена становится для него гибелью". В этом отношении Руссо согласен с

Локком и неоднократно ссылается на его высказывания.

Приучение, таким образом, наряду с уходом выполняет важную функцию в

воспитании детей со стороны взрослых. И та и другая жизненно необходимы для

ребенка, но в плане воздействия на него, в плане руководства   последняя

функция (т.е. приучение) выполняет более активную роль в процессе воспитания.

Вместе с  тем и приучение, и уход в их органическом единстве способствуют

самосохранению ребенка. А это (т.е. самосохранение), по Руссо,- первый закон

природы. И, обосновывая необходимость приучения, Руссо снова обращается к

своему излюбленному приему доказательства, ссылаясь на природу. "Наблюдайте

природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно

упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с

ранних пор учит их, что такое труд и боль".  Следующую функцию воспитания,

Информация о работе Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо