Концепция воспитания Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - описать педагогические концепции Л. Н. Толстого
Задачи данной работы:
1. Раскрыть сущность понятия воспитание;
2. Охарактеризовать педагогические концепции II половины XIX века;
3. Рассмотреть воззрения Л. Н. Толстого на сущность воспитания;
4. Раскрыть основные положения проекта Яснополянской школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблемы воспитания и образования в педагогике II половины XIX века...7
1.1 Понятие воспитания. Подходы к трактовке воспитания............................................7
1.2 Педагогические концепции II половины XIX века………………………………...11
Глава 2.Вклад Л.Н. Толстого в педагогическую мысль……………………………….16
2.1 Воззрения Л. Н. Толстого на сущность воспитания………………………………..16
2.2 Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого…………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2. Вклад Л. Н. Толстого в педагогическую мысль

2.1 Воззрение Л. Н. Толстого на сущность воспитания

 

 

Выдающийся педагог Лев Николаевич Толстой, всю свою жизнь посвятивший изучению феномена человека, одну из своих главных задач видел в раскрытии вопросов становления человека как нравственного существа. Позиция Л.Н. Толстого по вопросам определения сущности нравственного воспитания, влияния личности учителя на его успешность, являясь во многом созвучной гуманистическому пафосу отечественной педагогической мысли второй половины XIX – начала XX вв., содержит в себе ряд существенных отличительных черт. Для Л.Н. Толстого воспитание есть «воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, «можно только гипнотизацией, заразительностью примера». «Ребенок увидит, – пишет мыслитель, – что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями». «И потому, – делает вывод Л.Н. Толстой, – все или 0,999 воспитания сводится к примеру» [3, с.12].Учатся и воспитываются дети, считает Толстой, только благодаря заразительности примера, в состоянии, которое он называет «первой степенью гипноза». Все, чему обучают детей, пишет он, «от молитв и басен до танцев и музыки, – все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети, в особенности в нашей жизни, в наших поступках, есть бессознательное внушение. Сознательное внушение – это обучение, образование, бессознательное –это пример, воспитание в тесном смысле, или... просвещение» [3, с.17].Внушаемость детей отдает их в полную власть взрослых. И поэтому, считает Л. Н. Толстой, «нельзя быть достаточно внимательным» к тому, что и как внушается им. Мыслитель констатирует, что на разработку основ сознательного внушения – обучения в обществе направляются практически все силы, бессознательное же внушение –воспитание, «вследствие того, что наша жизнь дурна», находится в пренебрежении. «В воспитании всегда, везде, – пишет Л.Н. Толстой, – у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум. И воспитывают один разум, а все остальное, то есть все главное, идет, как оно хочет. Обдумают систему воспитания разумом опять, и по ней хотят вести все, не соображая того, что воспитатели сами люди и беспрестанно отступают от разума. В школах учителя сидят на кафедрах и не могут ошибаться. Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми» [1,т.61,с.122].Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, «есть самое важное» [3, с.18]. Для того же, утверждает он, чтобы воспитание было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, настаивает отечественный педагог, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. «Чтобы воспитывать хорошо, – пишет Л.Н.Толстой, – надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» [3, с.14]. Главной же чертой «хорошей жизни» человека, согласно воззрениям русского философа, является его стремление к совершенствованию в любви. «Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурное» [3,с.18].«Воспитание представляется сложным и трудным делом, – говорит Л.Н. Толстой, – только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то и дети будут то же делать» [3, с.11].Он считает, что для достижения положительных успехов в деле нравственного просвещения учащихся воспитателю следует придерживаться двух основных правил: «самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». Л.Н. Толстой подчеркивает, что «лучше, чтобы дети знали про слабые стороны» своих воспитателей, чем то, чтобы они чувствовали, что у них есть скрытая и показная жизнь. Отечественный мыслитель был против старой педагогической догмы, согласно которой воспитание возможно только на положительных примерах, а отрицательное в жизни и людях лишь развращает и нравственно уродует людей. По его мнению, практика наглядно демонстрирует, что нравственно воспитывает не только положительное, но и отрицательное. Рассуждая в своем дневнике на эту тему, Л.Н. Толстой 23 июня 1903 года записывает: «Я очень дурной по свойствам человек, очень туп к добру, и потому мне необходимы большие усилия, чтобы не быть совсем мерзавцем... Юрий Самарин как-то очень хорошо сказал, что он – прекрасный учитель математики, потому что очень туп к математике. Я – совершенно то же в математике, но главное, то же в деле добра – очень туп, и потому не совсем дурной, – нет, смело скажу: хороший учитель» [1, т.54, с. 180-181] Русский педагог не видел в этом никакого парадокса нравственного воспитания. Хорошим учителем нравственности, считал он, может быть и дурной человек, но только при одном условии: он должен делать усилия добра. Кроме того, безобразное и нравственно уродливое вызывает как в ребенке, так и во взрослом чувство отвращения, ведь в них Богом вложено нравственное чувство, в них пульсируют силы добра. В целом же, по твердому убеждению опередившего свое время гениального педагога, основная миссия учителя в свободной школе должна состоять в воспитании духовности, человечности в человеке.

Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861- 1862 годах Яснополянская школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Проект Яснополянской школы Л. Н. Толстого

 

 

Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши  дни находится литературный музей.[14, с.45] Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом, дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день,до позднего вечера.[5, с.89] Отношения с учителем- Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного учителю, как бы говоря: « я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без некоторой робости принимал его вызов. Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку, 10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из учеников... При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них влияние учителя».[8, с.203] Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям. Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе -рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке. Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше ...»[16,с.140] Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли, он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей». И это не было сказано «для красного словца», -Толстого в этом никогда нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно

«знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике, и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858 и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого высоко оценивалась теми, кто посещал ее и наблюдал за занятиями учеников. Этими результатами школа была обязана обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который непобедимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатлительное сердце. В связи с вышеприведенными словами, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения по педагогической концепции Л. Н. Толстого был эффективным и может быть применен и в наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате проведенного исследования , нами были сделаны следующие выводы:

1.Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на историческую необходимость (отмена крепостничества, потребность народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения), она сформировалась в ходе его путешествий по европейским школам, его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Однако же, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности, его характера, его нравственных убеждений. Таким образом, Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.

2. Лев Николаевич ратовал  за свободу в образовании, нравственность  в воспитании, непрерывное развитие  не только самого учащегося, но  и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании  играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая деятельность в Ясной Поляне полностью подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием, как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность. Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: “Выучить, запомнить!”. Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее. Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

 

 

Источники:

  1. Толстой Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951
  2. Толстой Л. Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951//Собр.соч.: В 90 т.- М.,1928-1951.Т.8
  3. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14.
  4. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

Литература:

  1. Апостолов Н. Н. Живой Толстой: Жизнь Л. Н. Толстого в воспоминаниях и переписке.- М., 2001
  2. «Педагогика». Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», Москва,1983
  3. Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. № 2
  4. Воспоминания Яснополянских крестьян о Л. Н. Толстом.- Тула, 1960
  5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006
  6. Гончаров Н. К. Историко- педагогические очерки/ Н. К. Гончаров- М.: « Академия педагогических наук», 2003
  7. Константинов Н.А.,Медынский Е. Н.,Шабаева М. Ф., «История педагогики» "Просвещение", Москва, 1982 г.
  8. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.- 2004.- № 3.
  9. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 2001. - № 9.
  10. Пузин Н. П. Ясная Поляна.: Дом - музей Л. Н. Толстого .-М., 1986
  11. Романова Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века// Русская словесность.- 2005- №1.
  12. Смирнов Н. А. Лев Толстой – редактор журнала «Ясная поляна».- Тула, 1972
  13. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир “Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 2005.
  14. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России// Начальная школа.- 2006-№5.
  15. Шацкий С.«Толстой - педагог». Пед.соч. т.3. 1964 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Концепция воспитания Л.Н.Толстого