Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

1. Общая характеристика концепции

2. Четыре периода жизни ребенка

3. Религиозное воспитание

4. Руссо о воспитании девочек

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по педагогики.docx

— 180.71 Кб (Скачать файл)

Вопрос 7. Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо

 

 

Вопрос 37. Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо

 

1.  Общая характеристика  концепции

 

2.   Четыре периода  жизни ребенка

 

3.  Религиозное воспитание

 

4.  Руссо о воспитании  девочек

 

1. Основным педагогическим  сочинением Руссо является роман-трактат "Эмиль, или О воспитании", целиком посвященный изложению его взглядов на воспитание.

В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего "места" в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди, но результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу:

✓ природа - природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе;

✓ вещи - окружающий мир, от которого ребенок получает много. Ребенок появляется на свет "чувственно восприимчивым" и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются;

✓ люди - родители, воспитатели, учителя. От них зависит основное воспитание. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно.

2. Воспитание детей начинается  с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии  с природными особенностями детей  делится на 4 периода:

✓ младенчество - от рождения до 2 лет;

✓ детство - от 2 до 12 лет;

✓ отрочество - от 12 до 15 лет;

✓ юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает "не идеи, но образы"; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии.

В отроческом возрасте (12 - 15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения.

Юношеский возраст (от 15 лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца. В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

3. Эмиль постепенно и  естественно приходит сам к  познанию Божественного начала, к мысли о Творце мира.

В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

4. Концепция воспитания  девочек раскрыта в пятой книге  романа, названной "Софи, или Женщина".

Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т. п. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 48 - 55.

 

Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

Концепция естественного воспитания. 5

Педагогическая теория Руссо. 6

Сущность естественного(свободного воспитания) 7

Влияние взглядов мыслителей  на формирование творчества Руссо. 8

Педагогические воззрения. 10

Первый период - от рождения до 2 лет. 11

Второй период жизни ребенка -  возраст от 2 до 12 лет. 14

Третий период - от 12 до 15. 24

Трудовая деятельность подростка. 29

Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак. 30

Заключение. 35

Список использованных источников. 36

 

 

Введение

 

Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания:

природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа

развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и

явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие

ребенка. Задача воспитателя — с гармонизировать действие этих факторов.

Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное

накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть

приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания

человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в ак­тивный, исполненный

оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая,

слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.

Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом

возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был

физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить

свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от

ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого

повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает

необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными

последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен

опекать наставник.

Естественное воспитание должно явиться живительным про­цессом, в котором

учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду

необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией

этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как

фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что

материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в

постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место

физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека

с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей,

формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма.

Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия

жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в

интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить,

то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспи­танника даже

известному риску.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед естественным воспитанием и задачи гражданского

формирования человека. Им предложена целая программа соответствующих

педагогических мероприятий (общественно полезная деятельность, совместные

игры, празднества и т. д.).

Подлинно новаторский характер имели идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании и

обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.)

провозглашался важнейшим средством воспитания. Ж.-Ж Руссо был убежден, что

свою независимость человек может - обеспечить, прежде всего, собственным

трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказы­вается целью

воспитания в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности,

предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание.

Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Сын века, Ж.-Ж.

Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал

религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образования),

однако его педагогические идеи оказались высочайшим до­стижением человечества

и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики.

Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Ж.-Ж. Руссо закономерен.

Его идеи уважения к ребенку, воспитания в труде получили дальнейшее

развитие в советской педагогике, в практике нашей школы.

 

 

Концепция естественного воспитания

 

Концепция естественного воспитания зародилась во Франции, ее основоположником

был Жан Жак Руссо (1712-1778). Франция ХVШ в. переживала бурное время.

Противоречия между развивающимися производительными силами, интенсивный

ростом капиталистической мануфактуры и феодальными отношениями,

тормозившими этот объективный процесс, должны были вот-вот привести и в

дальнейшем действительно привели к революционному взрыву. Господство

духовенства и дворянства, первых двух сословий феодальной иерархической

лестницы, их привилегии и неограниченные права, жестокая эксплуатация

народных масс вызывали возмущенно и ненависть третьего сословия, которое,

будучи неоднородным, объединяется в тот период против об­щего врага -

феодального строя.

Одновременно идет я идеологическая подготовка буржуазной революция. Острие

беспощадной критики направляется со стороны французских просветителей   как

идеологов нового нарождающегося класса   против религии и духовенства,

королей я монархов, феодальной идеологии, против феодального строя вообще и

всех его порождений. Однако, как третье сословие в целом (буржуазия,

ремесленники, крестьяне, городская беднота) не было однородным», так и

просветители, как выразители их чаяний и нужд,  не были едиными в своих

взглядах и устремлениях. Достаточно отметить лишь тот факт, что Вольтер,

аристократ по происхождению, резкий и решительный в борьбе против духовенства

и более умеренный в отношениях к дворянству, неприязненно относился к Руссо,

плебею по происхождению, и не разделял многих его демократических взглядов,

называя его "босяком".

Жан Жак Руссо занимает выдающееся место среди французских просветителей. Как

отмечает В.Ф. Асмус, гуманизм Руссо объединяет его с просветителями, а его

демократизм во многом опережает просветителей.

Руссо, не получив систематического образования, был обра­зованнейшим

человеком своего времени. Круг его интересов, диапазон его духовных запросов

являлся весьма широким и разносторонним, философия и социология, литература

и педагогика, поэзия и драматургия, искусствоведение и музыка - ни в одной из

этих областей Руссо не показал себя дилетантом, напротив, оставил в каждой из

них заметный след, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие духовной

культуры человечества. Не так уж много среди великих деятелей прошлого

найдется людей, чья личность, чьи взгляды вызывали так много споров, подчас

прямо противоположных оценок, как личность и взгляды Руссо. Даже буржуазия,

идеологом которой был Руссо во время её юности, отворачивается теперь от

своего бывшего кумира.

От наследия Руссо, пишет Н.К.Крупская, отрекается современ­ная, одряхлевшая

буржуазия. "Предки ее, не отделявшие еще интересов своего класса от дела

народа, превозносили Руссо; теперешняя буржуазия относится к Руссо холодно,

свысока и хотя по традиции называет его "великим", но неизменно добавляет

"утопистом". Причем  под утопией понимает не только то, что действительно

утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед

"человеком", перед "трудом".

Более того. На великого французского гуманиста нередко кле­ветали и при жизни

и после смерти. Клеветали,   извращали и продолжают извращать как сущность

его взглядов (в том числе и педагогических), так и истинные мотивы его

деятельности. Взгляды великого реформатора на воспитание, например,

трактовались во многих случаях как проявление педагогического анархизма

(особенно в трудах  немецких историков педагогики).

Педагогическая теория Жан Жака Руссо не стоит особняком от его социально-

политических и философских взглядов. Путь духовного развития Руссо, особенно

философского развития, был более сложен и противоречив, чем, скажем, путь

таких французских просветителей, как Гельвеции,  Гольбах и др., которые были

последовательными материалистами в понимании многих вопросов философии.

Такой последовательности у Руссо мы не увидим. Напротив, наряду с элементами

материализма и диалектики у него можно встретить изрядную долю идеализма, а

по ряду вопросов - и чистейший идеализм. Непоследовательностью и

противоречивостью отличаются    воззрения Руссо на религию. Не менее

противоречив Руссо и как   социальный мыслитель. Исследователь его творчества

И. Верцман пишет, например: "Руссо метался от одной крайности к другой - то

жаждал переворота и верил в осуществимость своих замыслов, то боялся

Информация о работе Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо