Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени2 кор.-раб..docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

     1.4 Организация слухо-речевой среды

     Развитие  речи глухих детей является центральным  звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление  тяжелых вторичных нарушений, обусловленных  снижением слуха.

     Речевое развитие глухих дошкольников является многоплановым процессом.

     Работа  по речевому развитию детей с нарушениями  слуха в специальных дошкольных учреждениях осуществляется в разнообразных  условиях и тесно связана с  режимными моментами, играми и другими  видами детской деятельности, фронтальными и индивидуальными занятиями.

     Необходимо  подчеркнуть, что взаимосвязь в  работе сурдопедагога, воспитателей, других педагогов и родителей позволяет  обеспечить разнообразие условий практической и игровой деятельности, в которых  происходит усвоение речевого материала.

     Важным  условием речевого развития глухих детей  является создание слухо-речевой среды, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей (С.А. Зыков, Л.П. Носкова и др.).

     Создание  слухо-речевой среды предполагает постоянное пребывание ребенка в среде говорящих людей, организацию речевого общения с ним независимо от состояния его собственной речи и возможностей понимания речи окружающих.

     В создании этой среды участвуют прежде всего педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребенком.

     Взрослые  организуют постоянное мотивированное общение с детьми, связанное с  их бытовыми потребностями, играми рисованием. В зависимости от этапа обучения взрослые побуждают детей пользоваться доступными им речевыми и неречевыми средствами.

       Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

     - мотивированное речевое общение  с детьми в процессе практической  деятельности;

     - формирование у детей потребности  в речевом общении;

     - поддержание всех проявлений  речи ребенка, каким бы ни  был их уровень;

     побуждение  детей к активному применению речи;

     - использование остаточного слуха  как необходимого условия формирования  устной речи и общения;

     - контроль за речью детей со стороны взрослых;

     - соблюдение единых требований к речи взрослых.[3, с. 123]

     Важным  требованием к организации слухо-речевой среды является постоянное использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более полное восприятие речи и звуков окружающего мира; формирование устной речи и общения.

     В дошкольных учреждениях обеспечивается контроль за речью детей с учетом исходного уровня ее развития и сформированных речевых умений, предъявляются требования к речи детей со стороны всех взрослых. Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость.

     Специальное обучение языку строится с учетом особенностей психического и слухо-речевого развития глухих детей. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрослыми.

     Развитие  речи как многоплановый процесс  пронизывает всю жизнь ребенка  в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает различные  условия для речевого развития глухих детей.

     Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями в процессе выполнения различных режимных моментов (умывания, одевания, приема пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих  слов и выражений. Такое ситуативное  усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся  типичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и  специальной отработки. Многократное использование речевого материала  способствует его запоминанию и  практическому усвоению на ситуативном  уровне в узком, конкретном значении.

     Другим  условием накопления и активизации  слов и фраз являются разные виды деятельности ребенка, к которым относятся  игра, изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым  для обозначения предметов и  действий, характерных для определенной деятельности. Важнейшим мотивом  усвоения различных выражений является их необходимость для общения  детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности.

     Особое  значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет формировать представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием детей.

     Важнейшим условием речевого развития глухих детей  является организация специальных  занятий по развитию речи.

     Развитие  речи глухих детей в семье –  важнейшее условие эффективной  работы по речевому развитию, так как  здесь создаются основания для  расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребенка. Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

     При правильно организованной работе воспитателя  все ситуации, связанные с выполнением  режима дня, могут быть основой для  знакомства со словом.

     Организовывая детский коллектив в различных  бытовых ситуациях, воспитатели  пользуются устной речью, сообщая детям  слова, обозначающие названия необходимых  предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей.

     Из  общего речевого потока выделяются отдельные  слова, поручения, вопросы, которые  отражают содержание данного режимного  момента, и детям необходимо их запомнить.

     Отбор речевого материала, предъявляемого в  быту, воспитатель осуществляет заранее  вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках.

     Для старших глухих дошкольников, владеющих  устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, сообщается и уточняется устно-дактильно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устной форме.

     Регулярность  использования одних и тех  же фраз и слов в тех же ситуациях  будет способствовать лучшему запоминанию  их детьми, пониманию в структуре  различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала  будет повышаться за счет его использования  на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружающим, на специальных занятиях по развитию речи. [8, с. 245]

     Работа  по развитию речи тесно взаимосвязана  с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным  воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития глухих детей.

     Важное  значение придается игре как средству развития речи. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации речи детей, формирования их речевого общения.

     По  мнению Г.Л. Выгодской, «игра создает  такие ситуации, в которых условия  усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны; перенос  действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения». Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой в ходе деятельности.

     Дети  в процессе игровой деятельности овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др. Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, которые знакомы детям, но в условиях данной деятельности получают дальнейшее уточнение и конкретизацию. В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией детей, оценкой их деятельности.

     Продуктивные  виды деятельности развивающий характер и являются основой для развития речи глухих детей: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной  речи.

     В процессе обследования предметов дети знакомятся с их названиями, определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей; узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов  и техники рисования.

     Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ и  или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной  направленности высказывания: вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий и их работ.

     Продуктивные  виды деятельности способствуют формированию речи как средства общения. Решение  этой сложной задачи происходит в  естественных условиях при изготовлении различных объектов, когда у детей  формируют потребность в слове, понимание речи и умение ею пользоваться, которые затем совершенствуются на других уроках.

     Важно то, что каждое усваиваемое слово  необходимо ребенку для общения  с товарищами, со взрослыми. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

     В свободной деятельности педагог  обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек  и атрибутов, организует их общение  между собой. Используя разговорную  речь. Речевой материал употребляется  в основном в логике данных видов  деятельности.

     В процессе умственного развития ребенка  особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков  предполагает и овладение соответствующей  терминологией.

     Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.

     Другие  виды занятий воспитателей или организация  свободной деятельности глухих детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития глухих детей.

     Объем, содержание и структура используемого  речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность  и характер речевых конструкций  определяется требованиями программы  по развитию речи.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей