Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа
Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.
В ходе обследования и занятий подбирается такой режим работы аппарата, при котором на уровне безусловно-ориентировочного рефлекса у ребенка первого года жизни отмечается четкая реакция на тоны аудиометра интенсивностью 60 — 75 дБ, подаваемые в звуковом поле в максимально широком диапазоне частот, пропускаемых аппаратом. Выбор интенсивности стимула определяется средней интенсивностью голоса разговорной громкости. Лишь в некоторых случаях частично подавляются звуки низкой частоты (при хорошей сохранности их восприятия).
Режим
работы аппарата определяется для каждого
уха в отдельности и
Первоначально подобранный уровень усиления и частотная характеристика постоянно уточняются в процессе занятия. После того как малыш научится воспринимать на слух первые звукоподражания и слова, режим работы считается оптимальным в том случае, если ребенок различает их на слух при удалении говорящего от микрофона аппарата на расстояние не менее 1 м (при меньшем расстоянии режим вновь уточняется).
С того времени, как для ребенка подобран режим работы индивидуального слухового аппарата, его надо приучать пользоваться им в течение всего дня. Аппараты надеваются сразу после умывания и снимаются только на время сна и при купании. Важно гулять с аппаратами, потому что на улице много звуков, доступных слуху малыша: шум транспорта, лай собаки, карканье вороны, стук мяча о стену и т.д.
В случае, когда ребенок с аппаратом беспокоен, пытается его снять, следует выяснить причину, побуждающую его к этому. Сначала нужно выключить аппарат, не снимая его с малыша. Если беспокойство его сохраняется, значит ему неприятны ушные вкладыши (следует заметить, что вкладыши должны быть специально сделанными для ребенка, а не фабричными). Нужно посмотреть, не покраснели ли ушные раковины; вкладыши могут быть слишком большими или шершавыми, тогда в ушах появляется опрелость. Если видимых причин для беспокойства нет, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу, чтобы выяснить, нет ли воспалительного процесса в ухе. Если с ушами у малыша все в порядке, то нужно терпеливо приучать его к аппаратам, постепенно увеличивая время пребывания в них, т.к. ребенку просто неприятно наличие вкладышей в ушах. Малыша следует отвлечь от аппаратов: заинтересовать игрушкой, дать в руки любимый предмет, организовать совместную игру.
Период
привыкания малыша к аппарату, как
правило, длится около недели. В основном
детей смущают вкладыши, помещенные
в уши, само же звукоусиление при
правильном его подборе обычно никаких
отрицательных реакций не вызывает.
Большинство родителей
Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом году жизни нивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью. Содержание и организация занятий определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями его психофизического развития.
В младенчестве ведущей деятельностью ребенка является общение. В раннем детстве формирование разнообразных видов деятельности происходит в ходе общения. Именно в процессе общения по поводу совместной деятельности у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь.
Общаясь с неслышащим малышом, следует помнить, что речь взрослого является для него образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, без утрированного произнесения отдельных звуков и слогов, нормальной по темпу, очень выразительной. Вместе с тем для успешного овладения речью неслышащим ребенком важно в общении с ним использовать все имеющиеся языковые средства, в том числе выражение лица и естественные жесты. Например, прося у ребенка игрушку, взрослый естественным жестом, мимикой и интонацией должен подчеркнуть свою просьбу. Или другой пример: взрослый организует игру с собачкой, в процессе которой она, лая, пугает игрушки. Мама ругает ее: "Ай-яй-яй, фу! Нельзя!» и при этом грозит пальцем, делает строгое лицо, хватается за голову. Этому же она учит и малыша. При таком обучении ребенок рано начинает использовать в общении естественные жесты, мимику лица, которые сопровождают интонированные голосовые реакции, а позже и слова. В некоторых случаях голосовые реакции могут появиться несколько позже. Естественных жестов, мимики лица не нужно бояться, наоборот, следует помнить, что овладение ими способствует как общему, так и речевому общению малыша (Е.И. Исенина).
2.3. Коррекционная работа в первое полугодие жизни
В первые три месяца жизни важно развивать у ребенка умение поднимать голову, удерживать ее в положении лежа на животе и на руках у взрослого. Мама вешает в коляске и кроватке разные по величине, форме и цвету погремушки, меняет их через 1 — 2 недели. Она учит малыша останавливать взгляд на яркой, блестящей игрушке, следить взглядом за ее перемещением вправо, влево, вперед, назад на небольшом расстоянии (примерно 0,5 м). Такие упражнения желательно проводить с теми игрушками, которые могут звучать. В этом случае зрительные впечатления будут дополняться слуховыми. В первые месяцы жизни важно приучать малыша всматриваться в лицо говорящего с ним взрослого. Для этого почаще нужно брать ребенка на руки, наклоняться над ним, ведя «разговоры». Естественно, что семантическая, смысловая сторона таких бесед безразлична, так как ребенок еще не понимает речи. Но в ответ на вид ласкового лица, поглаживание, произнесение различных слогов, слов, фраз с разной интонацией у него появляется зрительное сосредоточение, улыбка (уже на втором месяце жизни), первые спокойные голосовые реакции (на третьем месяце), позже проявляется комплекс оживления, выражающийся в улыбке, активизации движений рук и ног, спокойных голосовых реакциях.
В
этом возрасте важно развивать у
ребенка умение прислушиваться к
разным звукам: речи, пению взрослого,
звучанию различных игрушек и
предметов. С этой целью взрослый
ласково разговаривает с
В возрасте 3 — 6 месяцев важно развивать движения, подготавливающие к ползанию. Для этого нужно почаще класть ребенка на животик, побуждать переворачиваться со спины на живот, подползать к заинтересовавшему его предмету, игрушке.
В этом возрасте необходимо учить ребенка не только останавливать взгляд на неподвижном предмете, игрушке, прослеживать за ярким движущимся предметом, но и овладевать хватанием. Внимание ребенка привлекают к той или иной игрушке, вызывая желание дотянуться и взять ее. При этом вначале игрушки располагаются на расстоянии вытянутой руки над грудью малыша, а позже — и над головой, и сбоку. Для ребенка 3 — 4 мес. игрушки следует подвешивать так, чтобы малыш мог легко натолкнуться на них руками, а в 5 — 6 мес. они размещаются таким образом, чтобы захватывание их требовало бы точной координации движений руки. В этот период ребенка побуждают брать и удерживать игрушку, которую взрослый держит над его грудью, а позже — над головой и сбоку (в 5 мес.), а также брать в каждую руку по игрушке и удерживать их некоторое время (с 5 мес).
В этом возрасте важно побуждать ребенка искать звучащую игрушку, говорящего взрослого, сначала рядом, а позже и в некотором удалении, поворачивая голову вправо, влево.
Первое полугодие жизни является крайне важным периодом коррекционной работы и, в первую очередь, он определяет дальнейший путь развития речи малыша. Если у него появится лепет и начнет развиваться, дальнейшее формирование речи пойдет путем наиболее близким к нормальному. Вновь подчеркнем, что обязательным условием является постоянное использование индивидуальных слуховых аппаратов (если нет медицинских противопоказаний к звукоусилению).
Малыш 3 — 4 мес многое может, многому может научиться. Он живо реагирует на лица близких и посторонних людей, отвечая первым радостной улыбкой, общим оживлением, а вторым — нахмуренным пристальным взглядом, иногда плачем. В этот период ребенок становится способным различать звуки, развиваются его голосовые реакции. Приблизительно к трем месяцам появляются гортанные звуки, чуть позже и певучее гуление (гласные), в 5-6 мес. — отдельные слоги типа ба, па, ма, причем голосовые реакции возникают в различных ситуациях: в общении со взрослым, во время манипуляции игрушками, в момент двигательной активности; их необходимо стимулировать и развивать. Ласковое, с улыбкой обращение к малышу способствует этому, на фоне яркого проявления положительных эмоций — смеха, оживления движений — активизируются и голосовые реакции.
Ухаживая за ребенком, к нему обращаются по имени, произносят вслед за ним его же звуки, а также предлагают новые, воспроизводя их в разном темпе и с разной интонацией.
Уже в этом возрасте с малышом несколько раз в день можно проводить 3 — 5 минутные занятия.
Вначале
необходим эмоциональный
В
ходе постоянного эмоционального общения
с ребенком и проведения специальных
занятий меняются его голосовые
реакции: от коротких вскриков, тихих
протяжных гласных, похожих на звук
э, горловых звуков к появлению отдельных
слогов, их многократному повторению
под контролем зрения и слуха,
к появлению возможности
В дальнейшем малыш не только отвечает звуками на «разговор» с ним взрослого, но и сам, по своей инициативе, затевает «беседы» с мамой. Наряду с этим ребенок начинает произносить звуки и вне ситуации общения.
Развитию голосовых реакций младенца и его слуха способствует напевание малышу различных мелодий веселого и спокойного характера. При этом полезно двигаться вместе с ним, передавая движениями характер мелодии. Пение вызывает у ребенка зрительное и слуховое сосредоточение, улыбку, активизацию движений и голосовых реакций[17]
В
этом возрасте важно научить маму
проводить и специальные
Также проводятся специальные упражнения по дифференциации звучания игрушек (например, барабана и гармошки). При этом одна игрушка, например гармошка, всегда звучит справа от ребенка, а другая, например барабан, — слева. Аналогично можно проводить работу и по различению голоса мамы и папы. Малыша побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки или голоса папы и влево — барабана и голоса мамы. Чтобы проверить различает ли ребенок эти звучания, нужно 1 — 2 раза предъявить звук с другой стороны. Если малыш по-прежнему поворачивает голову в сторону постоянного появления звука, то это значит, что он дифференцирует эти звуки.
Если коррекционная работа начата рано и проводится систематически, то к 5 — 6 мес движения и звуковые реакции ребенка становятся средствами для выражения его желаний.
При приближении взрослого, видя его или слыша его голос, ребенок начинает лепетать, пытается ползти к нему, старается схватить за лицо, за волосы. Звуки становятся для ребенка инициативной формой общения и средством выражения своих желаний.
Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей