Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Процесс развития устной речи глухих дошкольников. Ранняя коррекционная помощь по формированию устной речи с неслышащими детьми на разных этапах их развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени2 кор.-раб..docx

— 91.28 Кб (Скачать файл)

     Малыш начинает узнавать людей, предметы, реагирует  на них дифференцированно. Он также  различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи и развития познавательной деятельности.

     2.4.Коррекционная  работа во  второе полугодие жизни

     Для физического и общего развития малыша, расширения доступного ему пространства, важно побуждать его к ползанию, к умению самостоятельно сесть и  лечь, развивать движения, подготавляющие к ходьбе: вставать на ноги, держась за опору, ходить по кроватке, манежу, переходить от одного предмета к другому, придерживаясь за опоры. На первом году ребенка следует побуждать к самостоятельной ходьбе. Учите малыша перелезать через препятствия, влезать в ящик и вылезать из него.

     Со  второго полугодия жизни резко  возрастает интерес ребенка ко всему, что его окружает. Малыш начинает все более дифференцированно  реагировать на взрослых и детей, проявляет живой интерес к  животным, игрушкам, различным предметам. К знакомому человеку ребенок  старается приблизиться, вступить с  ним в контакт, при виде «чужого» может заплакать, настойчиво пытаться достать привлекающую его игрушку.

     Взрослому необходимо создавать условия для  развития действий ребенка с различными предметами. В 6-8 мес малышу предлагаются игрушки и предметы для рассматривания, перекладывания, постукивания, а с 9 мес — для катания, вкладывания, нанизывания. Игрушки должны различаться по величине, цвету, форме, материалу, фактуре, а также по назначению (игрушки и предметы для сжимания, разбрасывания, вкладывания, а также издающие различные звуки). [11]

     С 9 — 10 мес. следует учить ребенка выполнять действия, направленные на достижение определенного результата: доставать предметы из коробки, ведерка и складывать их туда, открывать и закрывать игрушки с крышками, коробки, кастрюльки, снимать и надевать кольца на стержень, ставить кубик на кубик и т.п. Малыша учат выполнять простые действия по подражанию, например, кормить куклу и т.п. В этом возрасте можно разнообразить игры с мячом, обучая ребенка его бросанию, катанию, подбрасыванию вверх.

     В 11 — 12 мес. малыша начинают учить раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета, например: в одно ведерко (коробку, грузовик) большие кубики, а в другое — маленькие; в одно — шары, а в другое — кубики.

     К году малыш начинает интересоваться картинками. Его следует учить  соотносить картинку с игрушкой, реальным предметом, животным.

     Второе  полугодие жизни является важным периодом в речевом развитии малыша. В это время слышащий ребенок  переходит от пассивного восприятия к активному сотрудничеству со взрослым. В процессе совместной деятельности ребенка и взрослого, подразумевающей и действия с предметами, появляется понимание слов: названий действий — дай, возьми, пока, привет, «ладушки», «сорока-ворона», и т.п.; названий предметов, входящих в повседневный обиход ребенка, игрушек, в первую очередь звукоподражательных.

     С неслышащим малышом продолжают проводить занятия по развитию его голосовых реакций (как в возрасте 3 — 6 мес). Ребенка побуждают произносить слоги с различными интонациями, с разным темпом и громкостью, прислушиваться к звукам своего голоса и вновь их повторять, подражая взрослому. Для формирования звукового подражания необходимо, чтобы малыш овладел умением менять движения артикуляционного аппарата под контролем зрения и слуха. С этой целью взрослый, склонившись над ребенком или держа его на руках лицом к себе, произносит сначала одни слоги, например, ба-ба-ба, а затем — другие — да-да-да. Это могут быть слого-сочетания, которые мама повторяет за малышом, или новые, которые она предлагает ему для подражания. При этом важно помнить о необходимости пауз в эмоциональном «разговоре», чтобы монолог взрослого превращался в диалог с ребенком.

     Эти игры-упражнения, как и в 5 — 6 мес, целесообразно сочетать с разными движениями; при этом разные по характеру звуки и звукосочетания сопровождаются разными по характеру движениями.

     Однако  во втором полугодии жизни деятельность младенца становится более разнообразной, его внимание сосредоточено не только на взрослом, а все больше и больше на различных предметах. Вследствие этого, с одной стороны, общение  становится более содержательным, а  с другой — труднее долгое время  удерживать внимание малыша на лице взрослого.

     Подобные  упражнения целесообразно проводить  до того времени, пока они вызывают интерес у ребенка (обычно до 1 года, до 1,5 лет).

     В ходе этих упражнений малыш в первую очередь овладевает не звуковой, а  ритмико-интонационной стороной речи. Именно первый год жизни является периодом наиболее благоприятным для  вызывания естественного звучания голоса и различных его модуляций, связанных с различными эмоциями, что, как известно, крайне затруднено на более поздних этапах обучения.

     Во  втором полугодии начинается целенаправленная работа по формированию понимания речи, которое появляется при многократном повторении названия предметов, действий в то время, когда ребенок сам  смотрит на предмет, манипулируете  ним, а также в процессе совместной деятельности взрослого и малыша.

     В это время слово еще не является самостоятельным сигналом и воспринимается ребенком как компонент комплексной  ситуации. Весь распорядок дня младенца представляет собой постоянный ряд  последовательно сменяющих друг друга ситуаций: туалет, одевание, кормление, сборы на прогулку и т.д. Общение  с ребенком организуется таким образом, чтобы устное слово наряду с другими  компонентами (место, время) составляло неотъемлемую часть этой ситуации. Например, в течение дня ребенка  несколько раз умывают, этот процесс  связан у него с постоянным местом — ванной комнатой. Первоначально взрослый связывает эту ситуацию лишь с одним словом «вода», произнося его каждый раз, когда включает воду (Что там? Вода. Это что? Вода.) и выключает ее (Где вода? Нет воды!). Когда у ребенка сформирована связь между словом «вода» и местом ее обычного появления (т.е. когда малыш в ответ на слово смотрит на кран или показывает рукой), словесное оформление данной ситуации постепенно расширяется за счет новых слов («мыло», «полотенце», «будем мыть ручки (лицо)» и т.д.). Слово же «вода» начинает включаться в новые ситуации, ребенку называют воду и в чашке, и в кастрюльке, и в тазу, и в луже и т.д.

     Одевая  малыша, мама показывает ему рубашку, называет ее, дает ребенку, который  ее теребит, мнет, тянет в рот. Мама в это время вновь и вновь  повторяет: «рубашка». Затем она  надевает ее на него, говоря: «наденем рубашку. Вот рубашка». Этот ритуал повторяется каждый раз, когда малыша переодевают.

     азательного жеста взрослого. Когда тот или иной предмет ребенок увидел, мама вновь и вновь называет его. В ходе таких упражнений малыша знакомят не только с близко расположенными предметами, но и находящимися на определенном удалении.

     К 11 — 12 мес. ребенок начинает интересоваться действиями, производимыми с игрушками. Взрослый показывает, как «лает» собака, пугается, вызывая этим восторг малыша, и неоднократно называет «действующее лицо» — ав-ав-ав (собака). Можно разыгрывать небольшие сюжеты с машиной (— у): катать, перевозить кубики, сажать куклу, многократно называя «транспортное средство» — у. [17]

     С 10 мес. следует учить малыша выбирать предмет по требованию взрослого из ряда других предметов, например: «дай лялю», «дай ко-ко-ко» и т.п.

     Следует помнить, что в этом возрасте малыш  еще не может обобщать словом, поэтому  он соотносит ав-ав-ав (собака) только с конкретной плюшевой собачкой и не может показать или дать по просьбе взрослого, например, пластмассовую. Поэтому нужно организовывать игры, в ходе которых, с одной стороны, группируются, например, разные собаки, а с другой — лошадки (пр.).

     В общении и в играх-занятиях с  различными предметами мама учит малыша узнавать имена близких взрослых и детей, названия игрушек, животных, их изображение на картинках (с 9 — 10 мес,): мама, папа, баба (бабуля), деда (дедуля), имя ребенка, имена братьев и сестер, название часто употребляемой еды, фруктов и овощей, посуды, одежды, частей тела, игрушек (звукоподражательные, лепетные и полные).

     Важно познакомить малыша и со словесным  обозначением действий. Например, он тянется  к игрушке, всем видом выражая  нетерпение. Мама спрашивает: «Что ты хочешь? Что? Это?» и предлагает попросить: «дай-дай», воспроизводя рукой ребенка  естественный жест. Затем малыш получает игрушку.

     Для развития моторики ребенка важно  учить его произвольно выпускать  предмет из руки. Можно организовывать игру по бросанию мелких предметов  в какой-нибудь сосуд с широким  горлом. Эта игра создает благоприятные  условия для формирования понимания  глагола «упал» — «бах!" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы

     Воспитывать и учить каждого малыша необходимо с рождения. Особенно остро стоит  этот вопрос относительно детей с  нарушениями слуха. Начинать систематические  занятия с ребенком нужно с  того дня, когда появилось первое подозрение, что он плохо слышит. При этом необходимо, как можно  быстрее, обследовать малыша в специализированном медицинском учреждении — сурдологическом кабинете, отделении или центре по месту жительства, которые есть в каждом республиканском, краевом, областном центре, во многих крупных городах России. В ходе обследования выявляется, снижен ли у ребенка слух и в какой степени. Установлению точного диагноза будут способствовать занятия с малышом.

     Успех работы во многом определяется наличием эмоционально-личностного, а позже  и ситуативно-делового общений с  малышом и возможностью речевого контакта с ним. Без этого все  усилия, интенсивное проведение различных  реабилитационных занятий обречены на неудачу. Главное, что должен уметь  педагог, работающий с малышами, и  чему он должен научить родителей  — умение общаться с малышом, играть с ним.

     Воспитание  ребенка и проведение с ним  коррекционной работы требует создания таких условий, при которых он в той или иной степени может  слышать обращенную к нему речь. Это достигается в некоторых  случаях простым приближением говорящего к уху малыша. Усиление речи таким  способом возможно и дает достаточно разборчивое восприятие речи,но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение таким образом постоянного восприятия речи ребенком при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинство глухих и слабослышащих детей постоянно (в течение всего дня) пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     На  первом году жизни формируют и  понимание ребенком слов, помогающих регламентировать его деятельность: да, нет, можно, нельзя, хорошо, плохо.

     Чтобы облегчить малышу процесс овладения  речью, взрослый говорит с ним  короткими фразами, выделяет интонацией главное слово, делает паузы после  обращения к ребенку, ожидает  выполнения сказанного. Важно, чтобы  слово, фраза совпадали с моментом, когда ребенок выполняет названное действие смотрит на называемый предмет, на движения или действия, выполняемые взрослым.

     Общаясь с малышом, всегда следует говорить так, чтобы обеспечить ему возможность  воспринимать речь слухозрительно (т.е. видя губы и слушая с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и на слух (т.е. слушая, не видя губ взрослого), для чего мама говорит сзади-сбоку, повернув голову в сторону или прикрыв губы ладонью. Это важно для активизации слуховых возможностей ребенка. Затем высказывание вновь повторяется для восприятия на слухозрительной основе.

     Во  втором полугодии жизни начинается и специальная тренировка речевого слуха. Сроки ее начала определяются индивидуально, по мере формирования понимания  речи. Как только у ребенка выработан  сочетательный рефлекс на слово  в виде поворота головы или глаз к предмету, находящемуся на постоянном месте, начинается работа по различению слов, воспринимаемых только на слух. С  этой целью взрослый с малышом  располагаются между двумя предметами, находящимися на постоянном месте (например, «ляля» и «ав-ав-ав»). Взрослый спрашивает: «где ав-ав-ав?», при этом произнося звукоподражание, закрывает свои губы ладонью, платочком или отворачивается и побуждает ребенка посмотреть на собачку. Если при восприятии слова на слух ребенок не начинает искать нужную игрушку или смотрит на другую (в данном случае на куклу), то звукоподражание нужно повторить так, чтобы ребенок мог видеть губы. После того как малыш посмотрит на собаку, потянется к ней, покажет рукой, оно вновь повторяется для слухозрительного восприятия и на слух.

Информация о работе Коррекционная работа по формированию устной речи неслышащих детей