Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14
ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16
2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16
2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16
2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18
2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21
2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23
2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23
2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24
ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…
3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………
3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. A.C. МАКАРЕНКО»
Дипломная работа
Тема: Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики
Выполнила:
Свиридова Анна Сергеевна Специальность 050710
Специальное дошкольное образование
Курс 5 группа 502
Руководитель: Прокопьева Марина Николаевна
Форма обучения: очная
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение
проблем связной речи детей с общим недоразвитием
речи……………………………………………………….……….
ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16
2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16
2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16
2.2. Коррекционное значение
ритмики в воспитании
2.3. Основные направления
ритмической работы с детьми
с общим недоразвитием речи………
2.4. Использование ритмики
в системе коррекционно-
2.4.1. Особенности двигательной
сферы детей с общим
2.4.2. Обзор методик проведения
ритмических занятий с детьми
с общим недоразвитием речи…………
ГЛАВА 3.
Проект коррекционной работы педагогической
деятельности с детьми дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи средствами
ритмики ………………………………………………………………………………
3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………
3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В наше время достаточно большое количество детей дошкольников имеют проблемы с речью.
Начиная с 30-х гг. изучения
детей с речевыми нарушениями
возникла идея использования музыкальной
ритмики в системе
Эмиль Жак - Далькроз, Александрова
Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина
Н. А., Радынова О.П. и многие другие авторы
говорили о большой значимости музыкальной
ритмики для всестороннего
Проблема формирования лексической стороны речи дошкольников занимает важнейшее место в дошкольной педагогике и психологии. Вопросы состояния словарного запаса при различных речевых нарушениях и методики его развития являются одними из актуальных вопросов логопсихилогии, логопедагогики и логопедии.
Изучение детей с нарушениями
речи и накопленный опыт их воспитания
и обучения убеждают в возможности
успешной коррекционной работы с
ними и в необходимости дальнейшего
изучения, совершенствования и
Известно, что наиболее благоприятным
для развития всех сторон речи и
для коррекции нарушений
Дети с общим недоразвитием речи, по мнению Волковой Г. А., Рачковой Н. А., Шашкиной Г. Р. и других авторов, имеют недостатки психомоторного развития, устранение которых недостаточно отражено в программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Актуальностью является то, что в раннем детстве речь ребенка, выступает как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму - форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: коррекционная работа с детьми имеющими
общее недоразвитие речи.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: ритмика как средство коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.
ЗАДАЧИ:
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование (по В.И.Загвязинскому).
ГЛАВА 1. Коррекционная работа с детьми имеющими общее недоразвитие речи.
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи
В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте [2].
Всё это побуждает ребёнка
предлоги, союзы; он должен
научиться понимать и употреблять
многообразные суффиксы, меняющие значение
слова; он должен научиться правильно
согласовывать слова в
На протяжении дошкольного возраста,
при правильной организации воспитательной
работы, ребёнок практически усваивает
основные правила грамматики родного
языка и пользуется ими в своей
устной речи [15]. Однако путь усвоения ребёнком
грамматики в дошкольном возрасте весьма
своеобразен и существенно
Развитие речи в дошкольном детстве является много аспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Дети с нарушениями речи - это
дети, имеющие отклонения в развитии
речи при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Нарушения речи многообразны,
они могут проявляется в
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Однако в массовых детских учреждениях
дети с нарушениями речи также
нуждаются в специальной
Основной признак тяжелого нарушения
речи - резко выраженная ограниченность
средств речевого общения при
нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями,
обладают скудным речевым запасом,
некоторые совсем не говорят. Общение
с окружающими в этом случае очень
ограничено. Несмотря на то, что большинство
таких детей способны понимать обращенную
к ним речь, сами они лишены возможности
в словесной форме общаться с
окружающими. Это приводит к тяжелому
положению детей в коллективе:
они полностью или частично лишены
возможности участвовать в
Характерно для тяжелых
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии
Специальные исследования детей с общим недоразвитием речи показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы:
У детей первой группы имеют
место признаки лишь общего недоразвития
речи, без других выраженных нарушений
нервно-психической