Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:55, дипломная работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ: выявить эффективность занятий ритмикой в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.





ЗАДАЧИ:
Проанализировать литературу по проблеме коррекционной работы с детьми имеющими общее недоразвитие речи;
Выявить особенности развития психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием;
Проанализировать возможности использование ритмики в коррекционной работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи;
Отобрать методический материал, обеспечивающий системность в работе воспитателя по формированию коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение проблем связной речи детей с общим недоразвитием речи……………………………………………………….………...5
Характеристика детей дошкольного возраста с нормой и общим недоразвитием речи………………………………………………………….……...5
Особенности речи детей с общим недоразвитием речи………………..…11
Роль воспитателя в организации коррекционной работы детей с общим недоразвитием речи……………………………….………………..………..…….14

ГЛАВА 2. Ритмика как средство коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи ………………….………………………………….…16

2.1. Возникновение чувства ритма у детей………………………………………16

2.2. Возникновение и развитие ритмики………………………………………….16

2.2. Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников…………..18

2.3. Основные направления ритмической работы с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………………..…………21

2.4. Использование ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия на детей с общим недоразвитием речи…………………………..….23

2.4.1. Особенности двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи…23

2.4.2. Обзор методик проведения ритмических занятий с детьми с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..….…24

ГЛАВА 3. Проект коррекционной работы педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики …………………………………………………………………………………..…

3.1. Характеристика базы исследования………………….……………………

3.2. Проектирование педагогической деятельности с учетом результатов теоретического анализа литературы ……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Анны Свиридовой.docx

— 82.82 Кб (Скачать файл)

Цель: Выявить умение ребенка  подчиняться указаниям и самому давать задания партнеру.

Ход выполнения

 

Ребенку дается то или иное поручение, которое он должен выполнить. Затем  ребенку предлагается дать какое-либо поручение воспитателю.

  1. Сходи
  2. Принеси
  3. Возьми
  4. Скажи
  5. Спроси
  6. Сделай

Задание 3. Дидактическое упражнение «Необычные слова»

Цель: Выявить умение ребенка образовывать глаголы с приставками.

Ход выполнения

Воспитатель читает ребенку первые строки стихотворения, а он должен продолжить строчку, назвав при этом глагол с  правильной приставкой. После этого  ребенку задается следующий вопрос: какие глаголы встречаются в  этом стихотворении? Что обозначают эти глаголы? Какие приставки были использованы при образовании новых глаголов?

      1.   К дому подъезжают, От дома отъезжают, Яму объезжают,

А с горы съезжают.

      1.   В чашку наливают, Из чашки выливают. В банку насыпают, Из банки высыпают.
      1. В окошко любим мы смотреть. Картинку стоит рассмотреть. Кино хотим мы досмотреть, Опасность же - предусмотреть.
  •        
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           




     Птицы могут летать высоко, Пролетать над озерами синими, Улетать от гнезда далеко,

    Ввысь взлетать над горами красивыми.

        1. Облететь они могут лес, Залететь за башни высокие, Подлететь под низкий навес, Перелететь через рвы глубокие.

    Перспективный план работы воспитателя по формированию предикативной лексики у детей  старшей логопедической группы с  ОНР (II - III уровень речевого развития)

     

     

     

     

     

    Заключение

    Таким образом можно сделать  вывод, что коррекционная ритмика, является необходимой для всестороннего  развития ребенка, поскольку оказывает  огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, сегодня она представляет собой одно из средств преодоления  общего недоразвития речи.

    Анализ существующих на сегодняшний  день методик по проведению ритмических  занятий свидетельствует о том, что движении по музыку на коррекционных  занятиях ритмики помогает приобретению связной речи детей

    с общего недоразвития речи. И это свидетельствует о необходимости  дальнейшего изучения и развития данного направления, так как  ритмика имеет большое значение в развитии ребенка и является одним из ведущих средств преодоления  нарушений психологической, двигательной и музыкально- ритмической сфер. Кроме того, дети с общего недоразвития речи имеют свои особенности и  нуждается в дополнительной коррекционно-развивающей  работе (что также говорит о  большой значимости логопедической ритмики в системе устранения общего недоразвития речи).

    Как я выяснила актуальностью  является то, что в раннем детстве  речь ребенка, выступет как средство общения со взрослыми и с другими  детьми, а дети с  общим недоразвитием речи в этом нуждаются и ритмические занятия имеют очень большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Но, поскольку единые методы не разработаны, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для детей с общим недоразвитием речи, для всестороннего развития и коррекции нарушений которых необходимы такие занятия (как показали исследования их психомоторики). Поэтому мы видим прямую необходимость в продолжении изучения данной науки и создании направлений ритмического воздействия на детей с общим недоразвитием речи.

     

     

     

    Список литературы:

    1. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс.[текст]/Б. В. Асафьев// Музыкальная форма как процесс - 1971. - книги 1, 2, Л.
    2. Бахарева, К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста.[текст]/ К. С. Бахарева// Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
    3. Белкина, С. И., Ломова, Т. П., Соковнина, Е. Н. Музыка и движение.[текст]/С. И. Белкина// Музыка и движение - М.: «Просвещение», 1981 г.
    4. Белкина, С. И. Музыка и движение.[текст]/С. И. Белкина// Музыка и движение - М.: «Просвещение», 1983 г.

     

    1. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность[текст]/ Н. А. Бернштейн //Физиология движений и активность - М.: «Владос», 1990 г.
    1. Власова, Т. М., Пфафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика[текст]/ Фонетическая ритмика// - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996 г.
    1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [текст]/ Логопедическая ритмика//М.: «Просвещение», 1985 г.
    1. Гринер, В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников [текст]/ Логопедическая ритмика для дошкольников // Уч. пед. гиз., М.: «Просвещение», 1958 г.
    1. Голощекина, М. П. Средства и формы работы с детьми по развитию движения [текст]/ Средства и формы работы с детьми по развитию движения// М.: « Просвещение», 1978 г.
    2. Журнал Вопросы логопедии [текст]/ Вопросы логопедии// Харьков, 1937 г.
    3. Журнал Дефектология №6 - М., 1997г., Шашкина, Г. Р. «Логопедическая ритмика в системе коррекционо-педагогических воздействий на детей с ОНР в подготовительной к школе группе».
    4. Журнал «Дефектология №6» Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. Изучение детей с ОНР в специальном детском саду [текст]/ Изучение детей с ОНР в специальном детском саду // М.: «Просвещение», 1985 г

     

    1. Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [текст]/Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников // М., 1990 г.
    1. Иова, Е. П. Утренняя гимнастика под музыку [текст]/ Утренняя гимнастика под музыку // М.: Просвещение, 1977 г.
    1. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) [текст] // М.: Просвещение, 1959
    2. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие, [текст]/ Развитие речи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. // М.: Айрис-Пресс, 2006.
    3. Миронова, С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи [текст]/ Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи// М.: Владос, 1987 г.
    4. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [текст] / О психологии музыкального восприятия// М.: Просвещение, 1972 г.
    1. Пензуева, Л. И. Физические занятия с детьми 5-6 лет [текст] / Физические занятия с детьми 5-6 лет// М. : Просвещение, 1988 г.
    1. Пунина, 3. Е. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи [текст] / Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи // М. : Просвещение, 1948 г.
    1. Руднева, С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение [текст] / Ритмика. Музыкальное движение //М. : Просвещение, 1972 г.

     

     

     


    Информация о работе Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами ритмики