Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 14:16, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования:
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования:
Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Введение…………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Психологическая готовность детей к школьному обучению………………………..5
Понятие психологической готовности к школе………………………………………...5
Глава 2. Особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе…………………………………………………………………………………………...…..15
Глава 3. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению………………………………………………………………...........................................17
3.1. Организация и методы экспериментального исследования …………………………….....17
3.2. Методики диагностики интеллектуальной готовности к обучению в школе…………....17
3.3. Методики диагностики социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………………24
3.4. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………………………………28
Глава 4. Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе ………………………………………………………………………………………………..……..35
4.1. Программа коррекции социально-психологической готовности к обучению в школе …………………………………………………………………………………………………...….35
4.1.1. Пояснительная записка к программе «Путешествие в мир знаний»…………………….35
Выводы …………………………………………………………………………………………….37
Рекомендации ………………………………………………………………………………….….38
Заключение …………………………………………………………………………………..……39
Библиографический список……………………………………………………………….……...42
Протокол психологической диагностики
12) Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лускановой)
МБОУ «Рождественская СОШ» Учащиеся первых классов. 5.02.2013.
ФИ |
Рисунок |
Вопросы |
Результат | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
1.Боталов Н. |
25 |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
20 |
2.Боткова С. |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
3.Гуляев Н. |
20 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
18 |
4.Конин В. |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
5.Макарин Е. |
30 |
3 |
1 |
3 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
22 |
6.Минин Д. |
15 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
11 |
7.Миков Д. |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
8 |
8.Панин М. |
10 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
10 |
9.Палкина А. |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
25 |
10.Патакина М. |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
26 |
11.ПеченкинМ. |
25 |
3 |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
23 |
12.Седых А. |
10 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
19 |
13.Сорокина К. |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
14.Старкова С. |
0 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
24 |
15.Хабаров И. |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
16.Чагина Н. |
30 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
28 |
Приложение 7
Исследование фонематического восприятия
|
|
|
|
|
|
|
ООООО |
ОООО |
ООО |
ОООООООО |
ОООООО |
Приложение 8
Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения
|
|
|
|
|
|
Приложение 9
ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ
№ |
Цель |
Задачи |
Тема |
Содержание |
Кол. |
Стратегия |
Реакция |
1 |
1. Установление эмоционально- 2. Ориентировка 3. Установление |
1. Познакомить детей друг с другом. 2. Познакомить 3.Научить 4. Развивать 5. Выразить 6.Укрепить 7.Поддерживать 9.Развивать |
«Знакомство» |
-Игра -Беседа -Игра -Игра -Рисунок |
1 |
-Не директивная -Представление |
-Внутренний -Веселое, |
2 |
«Дружба» |
-Игра -Игра -Игра -Игра -Игра -Групповой |
1 |
Приложение 10
Конспекты занятий.
1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Цель: 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.
2. Ориентировка в обстановке помещения.
3. Знакомство
с правилами и нормами
4. Установление позитивных взаимоотношений в группе.
Занятие № 2. «Дружба».
Задачи: 1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.
2. Поддерживать интерес к занятиям.
3. Развивать воображение и коммуникативные навыки.
4. Развивать
уверенность в поддержке
5. Поднять эмоциональный тонус детей.
Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).
Игра «Ласковое имя».
Инструкции: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
Игра «Животные».
Ведущий предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).
Игра «Прорвись в круг».
Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.
Игра «Глухой телефон».
Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий говорит на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.
Игра «Енотов круг».
Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).
Групповой рисунок «Волшебная страна».
Дети рисуют на листе ватмана карандашами, фломастерами, красками или мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда не ссорятся, помогают друг другу и т.д.
Ритуал прощания.
Дети благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая игра понравилась больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.
2. ЭТАП НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
Цель: 1. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.
2. Расширение
сферы осознания чувств и
3. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
Занятие № 1. «Королевство внутри нас».
Задачи: 1. Познакомить с основными чувствами и эмоциями человека.
2. Развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства.
3. Развивать умение слушать сверстников.
4. Помощь
в преодолении негативных
5. Учить
самостоятельно принимать
Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).
Ход занятия:
Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.
«Беседа».
«Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?» Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).
Игра «На что похоже настроение».
Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?» Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.
Игра «Слепой фотограф».
В парах, один с закрытыми глазами, другой его водит, помогая познавать мир по-новому. Через несколько минут меняется ролями. Обсуждение: «Что чувствовали? Кем понравилось быть – «слепым» или «фотографом»?
Игра «Салют».
Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.
Игра «Настроение и походка».
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».
Этюд «Солнечный зайчик».
Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему». Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.
Рисование на тему «Мое настроение».
Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.
3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП.
Цель: 1. Развитие познавательных процессов.
2. Формирование
способности регуляции
3. Развитие коммуникативных способностей.
Путешествие в страну Родной речи.
Занятие № 1. «Остров Гласных звуков».
Задачи: 1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать воображение, память, восприятие.
3. Развивать дисциплинированность, организованность, сплоченность.
Материалы: аудиокассета «Шум моря», 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.
Информация о работе Коррекция социально-психологической готовности к обучению в школе