Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 981.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  начального уровня развития диалогических умений у детей экспериментальной группы.

 

Беседа на тему: « Мои любимые домашние животные»

Воспитатель: Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: расскажите мне о ваших домашних животных, как их зовут, как вы с ними играете? Скажи ты, Настя.

Денис В.: Кот  и кошка, кошка ловит мышей.

Настя Ф.: (перебивает) а у меня кот Пушок. Он ко мне спать приходит, а мама его прогоняет.

Матвей П.: А  я видел в городе маленькую,  собачку она была в штанишках  и курточке. Ее тетенька на поводке  вела. (Говорит эмоционально, помогает жестами)

Никита В.: и  у нас есть собака. Ее зовут Альма. У нее были летом щенки, мы с ними играли.

Андрей К.: Летом  у бабушки были гуси и гусята. Я их боялся трогать, потому что их мама гусыня – кусалась.

Воспитатель: хорошо. А какие у тебя Ваня любимые  животные?

Ваня Х.: У  нас корова есть и теленок. Корова белая с черными пятнами, она дает молоко.

Юля Г.: У меня кот и кошка, собака есть.

(Настя П.  и Данил А. тянут руки и  трясут ими) 

Воспитатель: Настя, скажи ты.

Настя П. У нас... у нас дома попугай есть. Я его  кормлю. Мы его выпускаем. Он летает, садится мне на голову и клюет мои волосы (смеется)

Воспитатель: Интересно. А о ком нам хочет рассказать Данил?

Данил А.: А мне  папа привез кролика. Он такой хорошенький, мягкий и морковку так хрум-хрум!

Настя.: А у  нас собачка маленькая, она с нами в садик ходит.

 Воспитатель:  Провожает тебя до детского  сада?

Настя Ф.: Да.

Воспитатель: Очень  хорошо. Вы такие молодцы! Мне было с вами очень интересно. Спасибо  вам. До свидания.

Дети: До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  исследования начального уровня развития диалогических умений у детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Инициативность

Тематика

Умение отвечать на вопросы

Умение задавать вопросы

Умение слушать  собеседника

Дополнительные  наблюдения

1

 Денис В.

+

О домашних кошке и коте

+

_

_

Перебивает

Возбужден, слушает  не внимательно.

2

Настя М.

=

о домашних животных

=

_

+

Ведет себя спокойно, с интересом слушает других детей

3

Настя Ф.

+

о коте, его повадках

+

_

_

Перебивает, слушает  не внимательно

Хочет высказаться  сама, поэтому не внимательно слушает

4

Матвей П.

+

О случае в городе

=

_

_

Перебивает, не слушает других детей, потому что  хочет высказаться сама

5

Никита В.

+

История о собаки и ее щенках

+

_

+

Спокоен.  Слушает  и говорит спокойно

6

Андрей К.

+

Случай с  гусятами

=

_

_

Перебивает, отвлекается  на других детей

Мальчику не сидится на одном месте, слушает  не внимательно, отвлекает других детей

7

Ваня Х.

+

О корове

+

_

+

Рассудительный, спокойный, внимательно прислушивается к общей беседе

8

Юля Г.

+

О кошках

+

_

+

Ведет себя достаточно сдержано, хотя и хочет высказаться  сама. Слушает других детей.

9

Настя П.

+

Про попугая

+

_

+

Не перебивает, тянет руку. Очень эмоциональна

10

Данил А.

+

Подарок папы –  кролик

=

_

_

Хочет сказать  сам, отвлекается на других детей.


 

 

 

Приложение 2

Исследование  начального уровня речевого этикета  у детей контрольной группы

Имя ребенка

Приветствие

Знакомство 

Просьба

Благодарность

Прощание 

Доп. наблюдения

1

Ксюша Д.

+

_

_

+

+

Молча, взяла  игрушку после всех детей

2

Катя З.

+

_

+

Мне блокнотик

+

+

Вначале растерялась, потом игрушки привлекли внимание

3

Егор К.

+

_

_

+

+

Долго стоял  в нерешительности, прежде чем взять  игрушку

4

Андрей М.

+

_

Мне человека паука

+

+

Поздоровался  после всех детей

5

Юля М.

+

_

Я мышку возьму

+

+

Вела себя скромно, первая попросила игрушку

6

Ефим С.

+

_

_

+

+

Взял игрушку  и сразу  ушел.

7

Захар Т.

+

_

_

+

+

Вел себя активно, поддерживал разговор: «У меня дома такая же игрушка-петушок, только он в шапке»

8

Аня Ш.

+

_

_

+

+

Зайдя в комнату, смотрела только на стол с игрушками

9

Глеб З.

+

_

_

+

+

Выбирал из того, что осталось после большинства  детей

10

Артем А.

+

_

_

+

+

Очень обрадовался  игрушке, убежал в группу


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование  начального уровня развития диалогических  умений у детей контрольной группы

 

Беседа на тему: « Мои любимые домашние животные»

ДОУ «Колосок»

Воспитатель: Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: расскажите мне о ваших домашних животных, как их зовут, как вы с ними играете?

(перебивая друг  друга)

Захар: У меня есть кот, его зовут Мурзик. Я с ним не играю, он царапается.

Андрей М.: А  мы с папой ездили к нему на работу. Там было много свиней, быков, коров. Дома у нас тоже есть корова.

Юля М.: А у  нас кошка и котятки маленькие, у них еще глазки не открылись. Я хотела с ними поиграть, а мама не разрешила.

(дети от нетерпения  вскакивают со стульев)

Артем А.: У нас  есть собака большая Граф, он  не кусается.

(Егор К. перебивает)

Егор К.: Один раз у нас поросенок маленький  убежал, мы гонялись за ним, а потом  поймали.

Воспитатель: А  у тебя есть домашние животные, Катя?

Катя З.: У  нас никого нет, а у Насти (сестра) есть, у нее две кошки и еще  на всех тетрадках кошки, она их любит.

Ефим С.: (перебивает) А моего кота Персик зовут, у него нос такой (показывает ладошкой на свой нос)

 Воспитатель:  У кого еще есть домашние  животные? Расскажите, нам всем очень  интересно! Аня, Ксюша, Глеб  кто есть у вас?

Аня Ш.: У нас  никого нет.

Глеб З.: У  моей бабушки есть коза. Она так, прыгала через забор (показывает).

Воспитатель: У  вас в группе есть живой уголок?

(дети перебивая  друг друга)

Захар : У нас  там хомяк живет. Он всегда спит. А летом мы его морковкой кормим.

Юля М.: И рыбки  есть в аквариуме.

Воспитатель: Очень  хорошо. Вы такие молодцы! Мне было с вами очень интересно. Спасибо  вам. Но вам пора идти на занятие. До свидания.

Дети: До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  исследования начального уровня развития диалогических умений у детей контрольной группы

Имя ребенка

Инициатива 

Тематика 

Умение отвечать на вопрос

Умение задавать вопросы

Умение слушать  собеседника

Дополнительные  наблюдения

1

Ксюша Д.

_

Молчала на протяжении всей беседы

_

_

+

Пассивна на протяжении всей беседы

2

Катя З.

=

О кошках, которые  живут у сестры

=

_

+

Внимательно слушает  других детей, вступает в беседу после  просьбы воспитателя

3

Егор К.

+

Случай с  поросенком

+

_

_

Перебивает  других детей

4

Андрей М.

+

О папиной работе

+

_

_

Слушает невнимательно, отвлекается

5

Юля М.

+

Случай с  кошкой и котятами

+

_

+

Внимательно слушает  детей, выступает сама.

6

Ефим С.

+

О коте

+

_

_

Перебивает, отвлекается

7

Захар Т.

+

О коте Мурзике

+

_

_

Перебивает  других детей, сам активно участвует  в разговоре

8

Аня Ш.

=

 

=

_

+

Вела себя сдержана, в основном слушала

9

Глеб З.

=

Про козу, которая  живет у бабушки

+

_

_

Перебивает  других детей

10

Артем А.

=

О собаке

_

_

_

Перебивает  услышав знакомую тему, хотя раньше молчал


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Исследование итогового уровня речевого этикета у детей экспериментальной группы

Имя ребенка

Приветствие

Знакомство

Просьба

Благодарность

Прощание

Доп. наблюдения

1

Денис В.

+

Как вас зовут?

 Можно я  возьму фотоаппарат?

+

+

Интерес вызвали  не только игрушки, но и незнакомый взрослый.

2

Настя М.

+

Меня зовут  Настя, а как тебя зовут?

+

_

+

+

Взяла игрушку, улыбаясь, стояла рядом со столом, пока все дети не взяли игрушки.

3

Настя Ф.

+

_

Я хочу вот этот брелок, а его Настя М. взяла, можно  я тогда картинку с котиком возьму.

+

+

Долго спорила  из-за игрушки с Настей М., не поблагодарила.

4

Матвей П.

+

А я вас раньше не видел, вы кто? Вы еще к нам придете?

Я хочу вот эту, можно? Это что?

+

+

Очень заинтересовался  при виде игрушек. Разговаривал с  взрослым.

5

Никита В.

+

_

_

+

+

Взял то, что  осталось. Не спросил разрешения.  Вел себя рассеянно

6

Андрей К.

+

+

Меня Андрей зовут, скоро за мной мама придет

Я возьму эту  заколочку и маме подарю, у нее  скоро день рожденья

_

+

Вел себя очень  оживленно. Охотно шел на контакт с незнакомым взрослым. Рассказывал о маме.

7

Ваня Х.

+

_

_

+

+

Стоял позади других детей, взяв игрушку ушел в группу.

8

Юля Г.

+

_

Можно мне этот шарик взять?

+

+

Спорила с другими  детьми в итоге взяла то, что  хотела.

9

Настя П.

+

+ меня зовут  Настя, а вас?

А у меня таких  шариков дома много, я календарик возьму

+

+

Вела себя раскованно. Познакомилась с взрослым

10

Денис  А.

+

_

_

+

+

Проявлял интерес  к игрушкам и к новому взрослому, но не познакомился и не спросил  разрешения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование итогового уровня развития диалогических умений у детей экспериментальной группы

Беседа на тему: «Мои любимые домашние животные»

Воспитатель: Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: расскажите мне о ваших домашних животных, как их зовут, как вы с ними играете? Кто хочет рассказать?

Денис В.:  У  меня дома кот и кошка, кошка ловит  мышей, а кот только с другими  котами дерется, я с ними не играю, они царапаются.

Андрей К.:(обращается к Денису) А моя кошка не умеет  мышей ловить, зато она не царапается. Приходи ко мне в гости с ней играть?  А еще у меня есть собака, но она укусить может, так, что ты, когда придешь…

Настя Ф.: (перебивает) А мне папа черепашку подарил, она травку кушает и ползает медленно, а еще иногда прячется, я ее долго  найти не могу. А мама сказала, что она зимой в спячку впадет, правда? (обращается к воспитателю)

Воспитатель: Правда.

Настя Ф.: А что  она там кушать будет?

Матвей П.: Она  не будет кушать, она будет как  медведь, зимой спать, а весной проснется.

Воспитатель: Правильно Матвей.  А у тебя дома есть животные?

Матвей П.: Есть. У меня собака есть. А еще мама цыпляток маленьких купила, они в  коробке живут, а когда вырастут, будут яйца нести.

Никита В.: и  у нас есть собака. Ее зовут Альма. Она на цепи сидит, а иногда мы ее отпускаем, и она бегает по ограде, а потом не хочет обратно на цепь.

Юля Г.: А можно  я расскажу? У моей тети в городе есть кролик, он такой пушистенький и прямо дома в клетке живет, она  его на поводке гулять водит на улицу!

Настя М.: Ух ты! А у нас кролики в сарае живут! А почему этот дома? Как его зовут?

Юля Г.: Он такой  специальный. Его Ляпа зовут.

Воспитатель: Такие  кролики называются декоративными, они живут дома так же как кошки, или черепашки. А какие у тебя Ваня любимые животные?

Ваня Х.: У  нас  две коровы есть. Коровы  дают молоко, мама его соседям продает. А еще у нас недавно собачка ощенилась и их там три.

Настя П. У нас... у нас дома попугай есть…

Данил А.:(перебивает) Ты про своего попугая уже рассказывала! Расскажи про кого-нибудь другого?

Настя П.: Ну у нас еще собака есть, только она злая и я с ней не играю, боюсь ее.

Воспитатель: А  о ком нам хочет рассказать Данил? У тебя есть домашние животные?

Информация о работе Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста