Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:19, курсовая работа
Аравийский полуостров стал отправной точкой для расселения арабских племен. Благодаря значительныв водным ресурсам в южной части полуострова в первом тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которй возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: земледелие, добыча золота, производство благовоний,
1) Вступление
2) Характеристика эпохи
3) Арабская культура
4) Пророк Мухаммад и становление религии
5) Образование
6) Представление о болезни
7) Лечение
8) Строение человеческого тела
9) Хирургия
10) Ибн Сина и его вклад в медицину
11) Заключение
12) Список литературы
Московская медицинская акадамия им.
И.М. Сеченова
Кафедра культурологии и истори медицины.
Курсовая работа на тему:
«Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина»
Студентки
Преподаватель Суровцева Т.И.
Москва 2007 год.
План курсовой работы:
Вступление.
«Вычеркните арабов из истории, и возрождение наук в Европе отодвинулось бы на несколько столетий»
(С.Г. Конвер)
Культура средней Азии отразилась в развитии мировой науки, искусстве и медицине.
В период ослабления Арабского халифата, сформировались новые государства самостоятельные и независимые – это все способствовало развитию и подъему культурной жизни народов Средней Азии и расцвету науки. Широкое развитие получили ремесло, скульптура, живопись, горное дело, строительство. Что принесло огромный вклад с мировую цивилизацию.
Характеристика эпохи.
Аравийский полуостров стал отправной точкой для расселения арабских племен. Благодаря значительныв водным ресурсам в южной части полуострова в первом тысячелетии до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которй возникли первые арабские города-государства. Развитию южных районов способствовали: земледелие, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и посреднеческая торговля между Средиземноморьем и восточными странами – Индией и Эфиопией.
Через Аравийский полуостров проходили караванные торговый пути между Востоком и Западом, в следствии этого в 5 веке н.э. Аравия стала завоевательным объектом для Византии и Персии. Под натиском соседних государств – Эфилопии (с 525 г.), а затем – Сасанидского Ирана (572-628 гг.), некогда процветавшие города Юго-западной Аравии утратили свою самостоятельность.
В 6-7 вв. Большенство арабских племен находилось в стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Жалание арабского народа преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожияи привело к возникновению монотеического учения – ислам [араб. Islam – покорность (Аллаху)] – религии, которая в основных чертах сложилась к 622 г.
Её основоположник пророк Мухаммад, родом из Мекки, создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину, положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Халифат, в котором светская и духовная власти были сосредоточены в руках халифа («преемника или наместника» посланника Аллаха – пророка Мухаммада)
Выделяют три этапа формирования Халифата: ео формирование, расцвет и распад.
Первый период (637-750 гг.) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов («наместников» пророка) – Абу Бакра (632-634 гг.), Омара (634-644 гг.), Османа (644-656 гг.), Али (656-661 гг.) и династии Омейядов (661-750 гг.).
Начав свои завоевания, арабы столкнулись с могущественными державами того времени – Византийской империи и Государством Сасанидов. При первых четырех халифах (632-661 гг.) в состав Халифата были включены обширные византийские (Палестина, Сирия, Месопотамия, Закавказье, Кипр, Египет, Ливия, Тунис) и пресидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии.
В результате второго этапа завоеваний (661-750гг.) были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии (Мавераннахр) и Афганистан. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки.
В начале (до 661 г.) столица Халифата располагалась в Медине, в 661-755 гг. При Омейядах она была перенесена в Дамаск, а во время династии Аббасидов (750-1258 гг.) столицей Халифата был Багдад.
В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определившие дальнейшее развитие философии и других наук в регионе. Первоначально в завоеванных землях сохранились местные порядки и старый государственный аппарат, - арабы не стремились переделывать хорошо заведеннй византийцами или персами порядок управления (они не были к этому готовы). Даже в религиозной сфере во времена правления Омейядов мусульмане проявляли значительную терпимость к иноверцам (христианам, иудеям, зороастрийцам): уплачивая подушную подать, они могли сохранять свою веру, принимали широкое участие в хозяйстве и научной жизни Халифата, служили при дворе и участвовали в управлении. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем из завоеватели. Постепенно в некоторых покоренных странах происходила арабизация населения (Палестина, Сирия, Месопотамия, Египет). Другие страны (Иран, Закавказье, Средняя Азия) не были арабизированны и во многом сохранили свою национальную культуру.
Второй период истории Халифата (750 г. – середина 9 века) – время правления династии Аббасидов – явился периодом наивысшего расцвета многогранной средневековой культуры Халифата. Обычно ее называют «Арабо-мусульманской» или «Арабо-исламской цивилизацией». После 7 века в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, арменя, индийцы и др.), среди которых арабы стали меньшинство. На насколько веков арабский язык стал для них языком религии и политики, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединенных одним языком – арабским, который стал языком культуры и литературы этой цивилизации.
Третий период его истории (9-13 века) – время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Каирский, Кодовский) и национальных государств (например, государство Саманидов в Средней Азии). В результате некогда могущественный Халифат постепенно сократился до размеров небольшого Багдадского халифата. Окончательнй удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. С падением династии Аббасидов Багдадский халифа прекратил свое существование.
В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык.
В других странах (Пиренейского полуострова – на Запеде; в Закавказье, Средней Азии и Персии – на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но и национальный язык и национальную культуру.
Арабская культура.
На территории Аравийского полуострова арабской культуре предшествовала культура доисламских арабов - кочевого и земледельческого населения, находившегося в стадии перехода к ранней форме классового общества. Носители её были в основном политеистами. В 4-6 вв. она испытывала влияние древнейеменской, сиро-эллинистической, иудейской, иранской культур. Характерным элементом доисламской культуры этого периода (т. н. джахилийя) была развитая устная народная словесность. Формирование собственно арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Основанная арабами государственно-политическая общность, дополненная религиозной, а в большинстве районов и языковой общностью, создала условия для возникновения общих форм культурной жизни народов Халифата. На ранних этапах формирование арабская культура представляла собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали арабской культуре такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.
В 9 веке начинается новый период в кулультуре и политическом формировании. Ослабление Арабского халифата, формирование новых самостоятельных независимых государств – все это способствовало развитию и подъему культурной жизни народов Средней Азии и расцвету науки. Широкое развитие получили ремесло, скульптура, живопись, горное дело, строительство. Шел процесс создания новых зданий, строились новые города. В IX-X веках города Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв, Термез считались главными культурными центрами, в которых жили и творили знаменитые мыслители, которые внесли огромный вклад в мировую цивилизацию.
Одним из самых выдающихся мыслителей того времени является Мухаммад ал-Хорезми (783-850) – изучал светские науки, написал труды по математике, астрономии, географии. Основной его труд «Книга сложения и вычитания по индийскому способу» была причиной того, что Папа Римский Сильвесто II в X веке принял решение, чтобы в Испании использовали арабские цифры. Работа «Алжабр» - это основа алгебры, впоследствии «алжабр» с лат. стало читаться как «алгебра». Другой его объемный труд посвящен астрономии, который состоял из 37 глав и116 таблиц.
В произведениях
по географии Хорезми дал
Другим не менее значимым в истории Средней Азии, является имя Ахмада Фергани (797-865 гг.) – астроном, математик и географ. Основной его труд – «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах». Он установил дату самого длинного дня в году – 22 июня, и самого короткого – 23 декабря. Фергани выдвинул теорию о том, что Земля круглая. Работая в Каире, он создал прибор – «ниломер», который определял уровень воды в реке Нил. Предвидел солнечное затмение, которое произошло в 832 году. Также он написал труды «Введение в географию», «Название известных на земле стран и городов, а также их климатические условия». Под руководством ЮНЕСКО в 1998 году отмечали 1200-летие великого ученого, внесший огромный вклад в мировую науку.
Еще один выдающийся мыслитель, который внес вклад в развитие науки – Абу Наср ил-Фароби (873-950 гг.). За все свое время жизни он создал около 160 произведений по различным наукам. Писал комментарии к работам Аристотеля «Метафизика», «Этика», «риторика», «Софистика» и др., к трудам Платона, Евклида, Птолемея и др. Фароби считается основоположником арабской философии: «Слово о субстанции», «О вечности движения», «Происхождение знаний и их характеристика», «О логике». Уделял огромное внимание музыке: «Большой трактат о музыке», «Слово о музыке», «Книга о классификации ритмов». Фароби высказывал также свои политические взгляды на общество и государство. Многие его труды в XII-XIII вв. были переведены на латинский, древнееврейский и другие языки.
С именем Абу Али Ибн Сино (980-1037) связано много открытий в области медицины. Авиценна, как его называют европейцы уже в молодости стал опытным лекарем. Число его трудов составляет около 400, но нам известны только 240. основные труды Трактат «Книга исцеления» (22 тома и 4 части), «Канон врачебной науки» - энциклопедия медицинских знаний. Также писал о своих взглядах о государственном управлении и военном устройстве, о браке и семье. В 1980 году под эгидой ЮНЕСКО отмечали 1000-летие Авиценны, учреждена золотая медаль Абу Али ибн Сино, создан Международный фонд Ибн Сино.
Еще одним выдающимся ученым того времени был Абу Райхон Беруни (93-1048). Главным его изобретением является «глобус». В Индии изучил язык – санскрит. Написал труд «Хронология», «Индия». Но самым большим его турдом явялется «Геодезия» («Определение координат нахождения расстояния между населенными пунктами»). Канон «Маъсуда», «Минералогия» - являются энциклопедиями по астрономии и минералогии. Писал стихи, сочинял музыку. Большинство его произведений было переведено и напечатано.
В этот период жили и творили великие историки Средней Азии. Один из них это Абубакр ибн Жаъфар ан-Наршахи (899-959). Главное его произведение «История Бухары» (943-944) на арабском языке. В этой книге описываются события VII XII вв. Основной материал в ней посвящен Бухаре, ее жизни, населению, проживающему в этом городе. В 1991 г. «История Бухары» была опубликована в Ташкенте.
Как уже говорилось, IX-XII вв. – период расцвета культуры и науки. Это также касается и литературы. Нам известно очень много имен – литераторов, творивших в это время: Абу Абдулло Рудаки (860-941). Нам известно, что он очень много писал. Хотя многие его произведения но нас не дошли. Его лирические произведения характеризуют его как человека мудрого. Он писал о том, чтобы люди учились жизни, воспитывал их. Еще одним представителем литераторов является Дакики (942-979). Основу его поэзии составлял фольклор. Дал жизнь «Шахнаме». Писал на таджикском языке. И завершает этот список Фирдавси (942-1020). Он тоже внес свой вклад в написание «Шахнаме», практически он закончил незавершенный труд Дакики, в котором излагалась история Ирана и Средней Азии. Хорошо почитал традиции той эпохи.
В XI веке в литературной жизни региона появляются новые имена: Юсуф Хос Ходжиб (1016-?). основные его произведения «Знание, ориентированное на счастье», закончено было в 1070 году. Он знал арабский, фарси. Многие философы считают, что это книга хороший источник по философии и нравственности исламской духовности. Махмуд Кашгари - литератор-филолог. Главный его труд «Словарь –книга тюркских слов», в которой даются характеристики более 7500 тюркских слов и выражений. Его считают основоположником сравнительного языкознания. Итак, IX-XII вв. в истории региона – период когда жили и творили великие мыслители и выдающиеся ученые того времени, чьи имена до сих славятся во всем мире. Их вклад в развитие мировой науки и культуры является бесценным наследием.
Информация о работе Культура и медицина народов Средней Азии. Ибн Сина