Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения и до поступления детей в школу. Родоначальником дошкольной педагогики является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Современная дошкольная педагогика изучает:
1. Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.
2. Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.
3. Она несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения.
4. Будучи наукой социальной,
она связана с требованиями
современного общества в
5. Несомненна прогностическая
роль дошкольной педагогики, поскольку
она изучает тенденции и
Опираясь на общие основы педагогики, дошкольная педагогика имеет свой предмет – ребенок-дошкольник и свое содержание, т.к. ребенок обладает большим разнообразием физиологического и психического развития.
2. Значение и
особенности периода
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка.
Особенностями этого периода, являются:
1. Обеспечивает общее
развитие, служащее основой для
приобретения в дальнейшем
2. Большая пластичность нервной системы.
3. Конкретность мышления детей.
4. Повышенная эмоциональность и впечатлительность.
5. Эмоциональность.
6. Подражательность и склонность к повторению.
7. Дети любят делиться своими знаниями и умениями.
Реализация специфических возможностей психического развития происходит в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании (по мере накопления детьми определенного опыта) должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их привлекательность для детей, с другой стороны, наличие в них общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).
3. Основные педагогические понятия дошкольной педагогики.
4. Источники развития
дошкольной педагогики как
Нет ни единого аспекта жизни ребёнка до школы, которыми не интересовалась бы дошкольная педагогика.
Есть у дошкольной педагогики источники, из которых она черпает знания:
1. Народная педагогика. Она
представляет собой
2. Идеи известных мыслителей
прошлого о воспитании и
Учение Я.А.Каменского о «Материнской школе» представило собой первую попытку создания теорий и методик дошкольного воспитания, определения его цели, содержание в соответствии с возрастными особенностями детей. Ж.-Ж.Руссо (франц) подчеркнул необходимость воспитания органов чувств детей, развития их наблюдательности, развитие у детей самостоятельного мышления. И.Г.Пестолоцци (нем) разработал теорию элементарного образования, идею гармоничного природосообразного развития сил и способности детей. Роберт Оуэн (англ) был сторонником общественного дошкольного воспитания с раннего детства. Советские педагоги – К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.С.Макаренко. И.И.Кобитина – роль игрушек самоделок из бумаги в развитии личности ребенка. И.А.Комарова – исследовала проблему формирования культурного поведения. Ее работа «Хорошие манеры». Н.В.Литвина – трудовое воспитание в программе «Пралеска». Л.Е.Никонова – изучала основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Нормативно-правовые документы
в области дошкольного
4. Данные смежных наук, особенно тех, которые изучают человека.
5. Передовой педагогический
опыт. Позволяет установить связь
теории и практики в
6. Современные прогрессивные
теории и опыт зарубежных
5. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.
Педагогика вызрела в недрах философии. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.п. Педагогика связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика (решение проблем нравственного и эстетического воспитания).
Данные социологии — необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания (изучаются разные формы помощи семьям и т.д.).
Педагогика связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.
Анатомия и физиология — основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Знания о высшей нервной деятельности используются для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те жe знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности и т.д.
Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно, что требует от педагогики тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики — лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания для часто болеющих детей.
В 6О — 7О-е гг. педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.
6. Основные воспитательные
идеи белорусской народной
1. Трудовое воспитание
2. Умственное воспитание
3. Религиозное воспитание (помогало держать детей в послушании)
4. Эстетическое воспитание
5. Физическое воспитание (забота о здоровье и крепости ребенка)
6. Народное представление о семье, ее в воспитании детей
7. Нравственное воспитание
8. Идеи воспитания в многодетной семье
9. Многопоколенность (в одном доме жило несколько поколений)
7. Принципы воспитания в белорусской народной педагогике.
По мнению исследователей «народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, которые сохранились в памяти народа».
1) Принцип заботы о детях до их рождения. Прежде всего, это проявлялось в выборе жениха и невесты. Они должны были быть физически крепкими и здоровыми людьми. Народная педагогика утверждает, что семья состоялась только в том случае, если в ней есть дети. “Як добрае семя, то добрае племя” гласит мудрость белорусского народа.
2) Принцип природосообразности – это основной принцип белорусской народной педагогики. В воспитании детей обязательно учитывались их возрастные особенности. Детей воспитывали с учетом пола. У наших предков рождение мальчика было желанным – он будущий кормилец семьи, опора в старости. Девочка же – отрезанный ломоть, выйдет замуж и уйдет из отцовского дома. “Сын у дом грабе, а дачка ў людзі забярэ”, “Хто мае дочкі, той ходзіць без сарочкі, а хто мае сынкі, той пячэ блінкі”. Дочка – помощница в доме: “Без дачкі сям’я, што без агня”.
3) Принцип педагогизации окружающей среды. В воспитании маленьких детей принимали участие бабка-повитуха, мать и отец, сестры и братья, крестные родители, бабушки и дедушки. Родственники, а также соседи. Бабка-повитуха выполняла главную роль – она помогала родиться ребенку. Над новорожденным читала специальную молитву. Именно она в первый раз купала «немаўлятка».
4) Принцип приоритетности роли семейного воспитания. “У каго дзеці – у таго і шчасце”. “Без маткі і сонца не грэе”. “Без маці, без айца блукаецца аўца”. Трудной была судьба детей, у которых умерла мать и их воспитывала мачеха. Дети которые воспитывались без матери и отца чаще всего имели проблемы в воспитании. “Хто сіратою не бываў, той і ліха не знаў”.
5) Принцип имянаречения. Белорусы большое значение придавали имени ребенка. Считалось, что с именем связана судьба человека, его счастье, здоровье или наоборот несчастье, болезни. В некоторых семьях имена передавались из поколения в поколение (все были Иванами). Придерживались церковного календаря. Неворожденным не давали мена умерших детей (может постигнуть такая же учесть). Было поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими чертами характера – пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать.
6) Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай – при рождении ребенка посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста и даже влияет на судьбу ребенка. Наиболее почитаемым деревом у славян был дуб, который символизировал силу, твердость духа. Детей кормили грудью до 1,5 – 2 лет, а некоторые и больше – 2 – 3 лет. Спал ребенок в деревянной люльке, которую летом во время жнива брали с собой в поле. До года ребенка пеленали в пеленки их старого льняного полотна, которое хорошо впитывало влагу, не вызывало раздражения кожи.
7) Принцип воспитания в труде. У белорусов идеальной было принято считать многодетную семью, потому что благосостояние зависело от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил жену: “Радзі мне дзевяць сыноў, а дзесятую дочку… Сыны будуць поле баранаваць, а дачка хустачкі ткаць”. При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка-повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или ткацком станке, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми. К концу первого года ребенка учили самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею.
8. Средства воспитания
в белорусской народной
Народная педагогика - неиссякаемый источник средств воспитательного воздействия. Это: устное народное творчество, разные виды трудовой деятельности, ремесла, игры, традиции, обряды, праздники, декоративно-прикладное искусство, танцы, скульптура, архитектура и т.д. Анализируя белорусский фольклор, А.П. Орлова называет особенные нравственные черты, присущие, по ее мнению, белорусам: патриотизм и коллективизм, терпеливость, чувство благодарности, правдивость, доброта, доброжелательность, вежливость и простота во взаимоотношениях в семье и с другими людьми.