Лекции по "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная педагогока.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

В дошкольном учреждении широко используют авторские технологии педагогов-новаторов. Амонашвили – «В школу – с 6 лет» - это научно обоснованная и проверенная на протяжении 15-лет-го эксперимента технология обучения детей 6-ти лет. Выделяются 3 основных принципа в работе с детьми: игровые моменты, сердечное взаимодействие, личностный подход к каждому.

Методика Е.Н.Потаповой позволяет в процессе игровых ситуаций формировать на только понятие о букве, работать над предложением и словом, но и решать задачи воспитания и обучения.

Е.Е Шулешко - оригинальная комплексная методика обучения дошкольников чтению и элементам письма.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста (Стеркина, Авдеева, Князева)

Лысенкова «Когда легко учится». (Урок - сотрудничество детей и педагогов, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении и желание решать более трудные задачи.)

 

17. Общее понятие  о цели воспитания.

Цель воспитания - это мысленное, заранее определённое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состояния личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Выделяют следующие цели:

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Впервые эта цель была сформирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций). Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребность самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

Цель воспитания - в настоящее время – это всестороннее развитие задатков и способностей ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств с учётом особенностей ребёнка.

Личная цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Конкретно-историческая цель - это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирования гражданской ответственности, правового самосознания: духовности и культуры; самостоятельности; способности к успешной социализации в обществе.

 

18. Основные документы  по дошкольному образованию о  цели воспитания дошкольников.

Нормативные документы по дошкольному образованию.

1. Закон об образовании

2. Положение об учреждении  обеспечивающих получение дош-го образования (2004)

3. Устав дошкольного учреждения.

4. Родительский договор.

Программные документы о правовом воспитании детей дошкольного возраста

- Программа «Пралеска» (2007)

- Патриотическое воспитание (под ред. Л.В.Пишеновой)

- «Я - человек» (С.А.Козлова)

- «Я и мои права» (под  ред. С.В.Федотова)

- «Мои права и обязанности» (автор Н.Ю.Ган)

Цель воспитания – целенаправленное формирование всесторонне и гармонически развитой личности, что полностью соответствует Конвенции о правах ребёнка: в ст. 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребёнка, его умственных, духовных и физических способностей в полном объёме. Решение этих задач в дошкольном учреждении направлено на реализацию цели воспитания- разностороннее развитие личности.

 

19. Задачи воспитания  детей дошкольного возраста.

К задачам воспитания относится:

  1. Физическое
  2. Умственное
  3. Нравственное
  4. Правовое
  5. Трудовое
  6. Эстетическое

Исходя из особенностей дошкольного возраста все указанные задачи имеют свою специфику в дошкольном учреждении. Ведущее место отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего организма, формирование двигательных навыков, умений и физич. качеств, а так же прочных культурно-гигиенических навыков и бережном отношении к своему здоровью. Умственное – развитие речи, обогащение и развитие словаря, звуковой культуры речи умение правильно выражать свои мысли в разговорной речи. Развитие различных видов мышления. Нравственное - развитие нравственных чувств, воспитание привычек, формирование нравственных суждений и оценок. Воспитание уважения к взрослым, сверстникам, культурного поведения. Эстетическое –включает в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественном развитии.

Важная задача – подготовка воспитанников к школе. Важно сформировать умение  общаться со взрослыми и сверстниками.

Все задачи находятся в единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, направлены на реализацию цели воспитания - разностороннее развитие личности.

 

20. Закономерности  и принципы воспитания детей  дошкольного возраста.

Закономерности воспитания представляют собой устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться результатов в формировании и развитии личности.

Ведущие закономерности

- Ориентация воспитания  на развитие личности

- Развитие личности зависит  от ценностных оснований воспитания

- Чем разнообразней значимая  для личности деятельность, тем  эффективнее происходит овладение  общечеловеческой культурой

- Саморазвитие зависит  от творческой направленности  воспитательного процесса

- Соблюдение норм педагогической  этики.

Систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания:

- воспитание личности  в процессе деятельности;

- единство требований  к воспитаннику и уважения  его личности;

- сочетание педагогического  руководства с развитием инициативы  и самодеятельности детей;

- соответствие воспитания  возрастным и индивидуальным  особенностям детей.

 

21. Понятие и  сущность социально-правовой защиты детей.

Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических социальных и юридических норм.

Все права детей можно условно разделить на 4 группы:

  • Права ребенка на существование, выживание. Они включают право на жизнь, медицинское обслуживание, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей, имя, гражданство и прочее.
  • Права ребенка на развитие. Они охватывают права на образование, на отдых и досуг, доступ к информации и др.
  • Права ребенка на защиту обеспечивают его защищенность от всех форм насилия и эксплуатации, включая вооруженные конфликты, сексуальное насилие; а также особые права детей-инвалидов, детей-сирот.
  • Право ребенка на участие в жизни своей страны предполагает право высказывать свое мнение, свободу мысли.

 

22. Ознакомление  дошкольников с правами ребёнка.

В 1959г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка. 20ноября 1989г. Генеральная Ассамблея  ООН утвердила Конвенцию о правах ребенка, которую подписали 193 страны. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990г. Беларусь присоединилась в 1991г. (40 стат.)

Программные документы о правовом воспитании детей дошкольного возраста

- Программа «Пралеска» (2007)

- Патриотическое воспитание (под ред. Л.В.Пишеновой)

- «Я- человек» (С.А.Козлова)

- «Я и мои права» (под  ред. С.В.Федотова)

- «Мои права и обязанности» (автор Н.Ю.Ган)

Компоненты, критерии и показатели правовой воспитанности дошкольников

Компоненты:

- информационно-познавательный

- эмоционально-оценочный

- поведенческий.

Критерии:

- Знание детьми своих прав и обязанностей

- Оценка ребёнком своего  поступка

- Реализация правового  поведения в деятельности.

Показатели:

- Полнота знаний

- Умение адекватно оценивать  поступок

- Умение соблюдать свои  правовые обязанности.

 

23. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.

Международные акты:

  1. Всеобщей декларации прав человека. В ней указывается, что для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей.
  2. В начале 20 века возникла проблема использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка (1924).
  3. Принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе".
  4. В 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.
  5. В 1986 — Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление.
  6. В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира разрабатывали текст нового положения, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

20 ноября 1989 года Генеральная  Ассамблея ООН единогласно проголосовала  за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной. СССР принял Конвенцию о правах ребёнка 13.06.1990 г. Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.

  1. Существует - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

Национальные акты:

  1. Конституция Республики Беларусь.
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  3. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка".
  4. Программа "Дети Беларуси" на 2006–2010 годы.
  5. «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы».

Международный день защиты детей:

1-ого июня - отмечается почти во всех странах мира. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин (1949).

 

24. Структура и содержание Конвенции «О правах ребенка».

Принят 20 ноября 1989г.

Конвенция разрабатывалась несколько лет. В состав группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, деятели религиозных конфессий. В 54 статьях отражены практически все моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения.

Основные положения:

• Каждый ребенок имеет право на жизнь, а государства обеспечивают возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Право ребенка на имя и гражданство.

• Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей.

• Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

• Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления, опеки и попечительства.

• Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства – уделяет внимание на профилактические меры и сокращению детской смертности.

• Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

• Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.

• Государства должны обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

• С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграции в жизнь общества.

• Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.

• Конвенция обязывает государства информировать население о содержащихся в ней правах детей.

 

25. Основные положения Закона РБ «О правах ребенка».

Принят 19 ноября 1993 г.

Настоящий Закон основывается на Конституции РБ и Конвенции ООН о правах ребенка (1989), определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья.

Информация о работе Лекции по "Дошкольная педагогика"