Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций

Краткое описание

1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word (3).docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

 

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция, при которой качества и установки  другого как бы “встраиваются” в структуру личности. Механизм интроекции – это путь построения собственной  личности.

 

Следующий механизм социализации – эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение  в его переживания.

 

В ситуациях, когда человек  переживает страх и тревогу, включается и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается при болезнях, отсутствии работы и  др.

 

Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация, суть которой состоит в том, что  человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения  для ложного объяснения своих  психических состояний (дискредитация  цели, самообман и т.д.).

 

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства  и действия используется механизм “аннулирования действия”.

 

Механизм “сублимации” предполагает перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива в возвышенное стремление и социально  приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности лежат в основе инновационных достижений.

 

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества  обстоятельств. Именно совокупное влияние  этих действий на человека требует  от него определенного поведения  и деятельности. Факторами социализации называются обстоятельства, условия, побуждающие  человека к активности, к действию. Основные факторы социализации объединяются в три группы:

 

1) макрофакторы, влияющие  на социализацию всех жителей  планеты или очень больших  групп людей, живущих в определенных  странах (географический фактор  или природная среда, глобальные  факторы, космос, планета, мир,  страна, общество, государство);

 

2) мезофакторы – условия  социализации больших групп людей,  выделяемых по национальному  признаку (этнос); по месту и типу  населения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории  тех или иных СМИ (радио,  телевидение, кино и др.);

 

3) микрофакторы – социальные  группы, оказывающие непосредственное  влияние на конкретных людей  (семья, группы сверстников, микросоциум,  организации, в которых осуществляется  социальное воспитание, – учебные,  профессиональные, общественные, армейские  и др.).

 

Цели деятельности социальных институтов непостоянны, изменчивы. Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики типов личности, их свойства.

 

Наряду с социальной средой и биологическими задатками воспитание является третьим существенным фактором формирования и развития личности. При этом оно корректирует наследственность и среду воспитания, так как  является главной силой, способной  дать обществу полноценную личность.

 

Воспитание выступает  своеобразным механизмом ускорения  процесса социализации. С его помощью  преодолеваются или ослабляются  отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация. К общим принципам воспитания как социально-педагогического явления  относятся:

 

- принцип гуманизма, который  предполагает признание самоценности  личности, создание условий для  ее гармонического саморазвития;

 

- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной  среды развития личности, в которой  проявлялось бы органическое  единство возможностей народной  культуры (языка, искусства, религии,  быта и др.) и достижений мировой  цивилизации;

 

- принцип природосообразности,  означающий отношение к человеку  как части природы и создание  для его развития соответствующей  биологической, психологической  и экономической среды;

 

- принцип целостности,  обусловливающий единство социально-нравственного,  общекультурного и профессионального  развития личности; ориентирующий  на творчество, самобытность, индивидуальность  каждого человека;

 

- принцип непрерывности,  обеспечивающий последовательность  и преемственность в развитии  личности и предполагающий вариантность, динамичность изменений в социально-педагогической  системе в соответствии с требованиями  настоящего и прогнозом на  будущее.

4)Педагогический процесс  представляют как систему из  пяти элементов(Кузьмина Н.В.): 1) цель  обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание  учебной информации (С)(чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства  педагогической коммуникации (М) (как  учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система,  она характеризуется пересечением  связей (горизонтальных, вертикальных  и пр.):

В. Я. Свирский представляет педагогическую систему так:

 

[Интеллектуальное) взаимодействие

Результат процесса

Собственная деятельность преподавателя

Собственная деятельность учащегося

 

Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему  — часть социальной системы. Eго педагогическая система состоит  из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все  элементы взаимосвязаны):

1. Цели обучения и воспитания

2. Содержание обучения  и воспитания

3. Технология обучения  и воспитания (методы, приемы, формы)

4. Организационные формы

5. Педагог

6. Учащийся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних  факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где  бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

 

ЦЕЛЬ � ПРИНЦИПЫ � СОДЕРЖАНИЕ � МЕТОДЫ � СРЕДСТВА � ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог  и ученик. Принципы предназначены  для определения основных направлений  достижения цели. Содержание — это  частью опыта поколений, которая  передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным  направлениям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством  которых передается и принимается  содержание.

Средства как материализованные  предметные способы "работы" с  содержанием используются в единстве с методами. Формы организации  педагогического процесса придают  ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического  процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается  на ряд задач, в соответствии с  которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии  включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме  этих двух структур педагогический процесс  имеет еще более сложную структуру  — психологическую:

1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения  информации; 2)проявление учащимися  интереса, склонностей, мотивации  учения, динамика эмоционального  настроя; 3) подъемы и спады физического  и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности  и утомления. Таким образом,  в психологической структуре  урока можно выделить три психологические  подструктуры: 1 — познавательные  процессы, 2 — мотивация учения, 3 — напряжение.

Чтобы педагогический процесс "заработал", "пришел в движение", необходим такой компонент, как  управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния  в другое, соответствующее поставленной цели.

7. Педагогические цели

Педагогический процесс  создается преподавателем для осуществления  воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося  есть своя цель обучения, свои методы и  средства учения. Цели преподавателя  и учащегося даже в течение  одного занятия могут расходиться. Чем 1ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем  успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель — категория философская, приведем одно из определений: цель —  это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение  событий в сознании человека

Педагогическая цель —  это представление педагогом  и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных  образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.

Виды педагогических целей  многообразны. Можно выделить нормативные  государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные  цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных  документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели — как цели различных  слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям  относятся цели работодателя. Эти  запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые  самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации  и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить  у воспитанника. На основе этого  выделяются три группы целей:

— группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;

— группа В — цели формирования отношений к самым раличным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, прс  фессии, друзьям, родителям, искусству  и т.п.

— группа С — цели формирования творческой деятельное то, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в области ег управленческой функции. Например, может быть цель — использовать самоуправление в  организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны  с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изменить методы преподавания, внедрить новые форма организации  учебного процесса. Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого  из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в  педагогический процесс наравне  с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического  процесса.

Разработка цели — процесс  логико-конструктивный, сути его заключается  в том, чтобы :

А) сравнить, обобщить определенную информацию;

Б) сделать выбор наиболее значимой информации;

В) на ее основе сформулировать цель, т.е. определите объект цели, предмет  цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели — конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмета педагогической цели — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;

Г) принять решение о  достижении цели, осуществлять реализацию цели.

   6) Структурные элементы  целостного педагогического процесса  и их характеристика

  Целостность, общность, единство - главные характеристики  педагогического процесса, подчеркивающие  подчинение всех составляющих  его процессов единой цели. Сложная  диалектика отношений внутри  педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности  процессов, его образующих; 2) в  целостности и соподчиненности,  входящих в него обособленных  систем; 3) в наличии общего и  сохранении специфического.

  Доминирующая функция  процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но  каждый из названных процессов  выполняет в целостном процессе  и сопутствующие функции: воспитание  осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную  функцию, а обучение немыслимо  без сопутствующего ему воспитания  и развития. Диалектика взаимосвязей  налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления  органически неразрывных процессов,  при анализе которых приходится  также выделять доминирующие  характеристики. В содержании обучения  превалирует формирование научных  представлений, усвоение понятий,  законов, принципов, теорий, оказывающих  впоследствии большое влияние  и на развитие, и на воспитанность  личности. В содержании воспитания  преобладает формирование убеждений,  норм, правил, идеалов, ценностных  ориентаций, установок, мотивов и  т.д., но в то же время формируются  и представления, и знания, и  умения. Таким образом, оба процесса  ведут к главной цели - формированию  личности, но каждый из них  способствует достижению этой  цели присущими ему средствами.

  Выбор форм и методов  достижения цели. Если в обучении  используется преимущественно строго  регламентированнаяклассно-урочная  форма работы, то в воспитании  превалируют более свободные  формы различного характера: общественно  полезная, спортивная, художественная  деятельность, целесообразно организованное  общение, посильный труд. Различаются  и единые в своей основе  методы (пути) достижения цели: если  обучение использует преимущественно  способы воздействия наинтеллектуальную  сферу, то воспитание, не отрицая  их, более склонно к средствам,  воздействующим на мотивационную  и действенно-эмоциональную сферы.  Имеют свою специфику методы  контроля исамоконтроля, применяемые  в обучении и воспитании. В  обучении, например,обязательно применяются  устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами  воспитания менее регламентирован.  Информацию педагогам здесь даютнаблюдения  за ходом деятельности и поведения  учеников, общественное мнение, объем  выполнения намеченной программы  воспитания и самовоспитания, другие  прямые и косвенные характеристики.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"