Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:33, курс лекций
1). Общее представление о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".
С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция, при которой качества и установки другого как бы “встраиваются” в структуру личности. Механизм интроекции – это путь построения собственной личности.
Следующий механизм социализации – эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.
В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, включается и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается при болезнях, отсутствии работы и др.
Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация, суть которой состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих психических состояний (дискредитация цели, самообман и т.д.).
Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства и действия используется механизм “аннулирования действия”.
Механизм “сублимации” предполагает перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности лежат в основе инновационных достижений.
Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих действий на человека требует от него определенного поведения и деятельности. Факторами социализации называются обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Основные факторы социализации объединяются в три группы:
1) макрофакторы, влияющие
на социализацию всех жителей
планеты или очень больших
групп людей, живущих в
2) мезофакторы – условия
социализации больших групп
3) микрофакторы – социальные
группы, оказывающие непосредственное
влияние на конкретных людей
(семья, группы сверстников,
Цели деятельности социальных институтов непостоянны, изменчивы. Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики типов личности, их свойства.
Наряду с социальной средой и биологическими задатками воспитание является третьим существенным фактором формирования и развития личности. При этом оно корректирует наследственность и среду воспитания, так как является главной силой, способной дать обществу полноценную личность.
Воспитание выступает
своеобразным механизмом ускорения
процесса социализации. С его помощью
преодолеваются или ослабляются
отрицательные последствия
- принцип гуманизма, который
предполагает признание
- принцип культуросообразности,
требующий создания такой
- принцип природосообразности,
означающий отношение к
- принцип целостности,
обусловливающий единство
- принцип непрерывности,
обеспечивающий
4)Педагогический процесс
представляют как систему из
пяти элементов(Кузьмина Н.В.): 1) цель
обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание
учебной информации (С)(чему учить);
3) методы, приемы обучения, средства
педагогической коммуникации (М) (как
учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся
(У). Как всякая большая система,
она характеризуется
В. Я. Свирский представляет педагогическую систему так:
[Интеллектуальное) взаимодействие
Результат процесса
Собственная деятельность преподавателя
Собственная деятельность учащегося
Е.Л. Белкин представляет педагогический процесс как педагогическую систему — часть социальной системы. Eго педагогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны):
1. Цели обучения и воспитания
2. Содержание обучения и воспитания
3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы)
4. Организационные формы
5. Педагог
6. Учащийся
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС -
есть способ организации воспитательных
отношений, заключающийся в
ЦЕЛЬ � ПРИНЦИПЫ � СОДЕРЖАНИЕ � МЕТОДЫ � СРЕДСТВА � ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный
результат педагогического
Средства как
Динамичность педагогического
процесса достигается за счет взаимодействия
трех его структур: педагогической,
методической и психологической. Педагогическую
структуру мы уже подробно рассмотрели.
Но педпроцесс имеет и свою методическую
структуру. Для ее создания цель разбивается
на ряд задач, в соответствии с
которыми определяются последовательные
этапы деятельности педагога и учащихся.
Например, методическая структура экскурсии
включает в себя подготовительный инструктаж,
движение к месту наблюдения, наблюдение
объекта, фиксацию увиденного, обсуждение
итогов. Педагогическая и методическая
структура педагогического
1) процессы восприятия, мышления,
осмысления, запоминания, усвоения
информации; 2)проявление учащимися
интереса, склонностей, мотивации
учения, динамика эмоционального
настроя; 3) подъемы и спады физического
и нервно-психического
Чтобы педагогический процесс "заработал", "пришел в движение", необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
7. Педагогические цели
Педагогический процесс
создается преподавателем для осуществления
воспитания, образования и обучения
учащихся. Но у каждого учащегося
есть своя цель обучения, свои методы и
средства учения. Цели преподавателя
и учащегося даже в течение
одного занятия могут расходиться.
Чем 1ближе внешний процесс
Цель — категория философская,
приведем одно из определений: цель —
это идеальное предвидение
Педагогическая цель —
это представление педагогом
и учащимся результатов их взаимодействий
в форме обобщенных мысленных
образований, в соответствии с которыми
затем соотносятся с
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели — как цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей:
— группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения;
— группа В — цели формирования отношений к самым раличным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, прс фессии, друзьям, родителям, искусству и т.п.
— группа С — цели формирования творческой деятельное то, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели ставятся
педагогом в области ег управленческой
функции. Например, может быть цель
— использовать самоуправление в
организации учебной
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например: изменить методы преподавания, внедрить новые форма организации учебного процесса. Функции педагога состоят в том, чтобы сформировать у учащихся процедуры целеполагания; изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели — процесс логико-конструктивный, сути его заключается в том, чтобы :
А) сравнить, обобщить определенную информацию;
Б) сделать выбор наиболее значимой информации;
В) на ее основе сформулировать цель, т.е. определите объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели — конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмета педагогической цели — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
Г) принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
6) Структурные элементы
целостного педагогического
Целостность, общность,
единство - главные характеристики
педагогического процесса, подчеркивающие
подчинение всех составляющих
его процессов единой цели. Сложная
диалектика отношений внутри
педагогического процесса
Доминирующая функция
процесса обучения - обучение, воспитания
- воспитание, развития - развитие. Но
каждый из названных процессов
выполняет в целостном
Выбор форм и методов
достижения цели. Если в обучении
используется преимущественно