Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция
Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой.
Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А.Данилов Михаил Александрович, Б.П.Есипов Борис Петрович).
В данной классификации выделяют следующие методы обучения:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков;
- методы применения знаний;
- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.
При такой классификации
методов устраняется в
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер Исаак Яковлевич, М.Н.Скаткин Михаил Николаевич).
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся.
Выделяют следующие методы:
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К.Бабанский).
Согласно этой классификации методы обучения делятся на три группы:
Первая группа включает следующие методы:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
Ко второй группе методов относятся:
- методы формирования интереса
к учению (познавательные игры, учебные
дискуссии, создание
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.
Рассмотрим некоторые методы более подробно.
Словесные методы
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.
Лекция – систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы педагог руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.
Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Педагог ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.
Дискуссия – обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).
Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм – засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
Наглядные методы
Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: иллюстрация – показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация – показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
Применение наглядных методов сочетается со словесными. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.
Практические методы
Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относятся следующие методы.
Упражнение – многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Лабораторная работа – проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
Практическая работа – выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.
Выбор метода,
прежде всего, определяется целями обучения.
Если четко продумана
Выбор метода
зависит от материальной базы учебного
заведения (на уроках физкультуры –
это спортзал и его оборудование,
на уроках физики – это наличие
приборов, это аудио средства в
кабинете иностранного языка и т.п.).
При выборе метода необходимо учитывать
географические и демографические
особенности местности, где находится
учебное заведение, особенности
жизненного опыта учащихся. Необходимо
также учитывать
Тема 10. Средства обучения
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
В таблице приведена
Классификация средств обучения по трем уровням (предложена В.В. Краевским)
Идеальные средства обучения |
Материальные средства обучения |
1-й уровень – урок | |
Языковые системы знаков (устная и письменная речь);
Средства наглядности (схемы, фото и пр.);
Учебные компьютерные программы;
ооперирован-координирующая деятельность учителя;
Уровень квалификации учителя
Уровень внутренней культуры учителя;
Формы организации учебной деятельности на уроке |
Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий
Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
Текстовой материал;
Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели);
Технические средства обучения;
Лабораторное оборудование |
2-й уровень — предмет | |
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и пр.);
Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и пр.); Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) |
Учебники и учебные пособия;
Дидактические материалы;
Методические разработки (рекомендации) по предмету;
Первоисточники |
3-й уровень – процесс обучения в целом | |
Система обучения;
Методы обучения;
Система общешкольных требований |
Кабинеты для обучения;
Библиотеки;
Столовые, буфеты;
Медицинские кабинеты;
Помещения для администрации и педагогов;
Раздевалки; рекреации |
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:
• по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
• по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);
Тема 11. Организационные формы обучения
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися
Будучи
внешней характеристикой
В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки: количество обучаемых; соотношение индивидуальных и коллективных видов работы; степень самостоятельности и специфика педагогического руководства.
В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.
Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.
Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала XVIII века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с XVI века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. педагог обучает 10 ‒ 15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу XVI века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале XVII века великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика».