Малые фолклерные жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся
1.1 Сущность понятий "речь", "развитие речи"
1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
1.3 Психофизиологические основы развития речи
1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников
Раздел 2. Установление роли загадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников
2.1 Планирование исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Библиография
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей на собственную речевую деятельность школьника способствуют развитию, обогащению речи, повышение общей культуры, орфографической пунктуационной грамотности.

К завершению школьного курса юноши и девушки достигают определенного уровня речевого развития [22, с.61].

Итак, речевая деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, создает новые условия для личностного развития ребенка. В речи ребенка становится больше слов, происходит развитие их значений. В школьном возрасте учащиеся пользуются всеми основными формами речи. В учебной деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно и логично.

 

1.3 Психофизиологические основы развития речи

 

Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. "Внешняя речь, - писал Л. Выготский, - есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация". Психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи.

Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения оболочку.

Точное понимание значения слова, обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды выбрать нужное слово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словами позволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлять понятийное (речевое) мышление.

Наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком - запасом слов и грамматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения и тексты, - создает предпосылки для совершенствования мысли, для развития мышления [20, с.217].

Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления, существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последние два вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются.

С другой стороны, разнообразие форм языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразить различными словами и структурами.

Речь служит важнейшим средством изучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критерием мыслительного развития. Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.

Разрабатывая речевые упражнения, ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.

Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений, "Почему?".

Важнейшим источником речевых упражнений является сама жизнь - все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, служит для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.

Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков. В тренировочных целях учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.

Приведем примеры упражнений, направленных на выделение признаков:

1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, вкусу?

2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.

3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно:

мягкий, теплый, пушистый; высокий, стройный, красивый.

4. Про кого (или про что) можно сказать:

высокий - низкий, белый - черный, едят - пьют?

5. Назовите общие признаки:

вороны и скворца; весны и осени; стола и стула.

6. Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них самый главный?

К.Д. Ушинский писал: "Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение... ". Сравнивать - это значит устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение возможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных, т.к сравнивать можно лишь по существенным признакам.

При составлении заданий на сравнение нужно учитывать следующие требования:

1) сравнивают только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;

2) сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);

3) сравнение должно завершаться выводами;

4) начинать сравнивать следует с противопоставления контрастных признаков.

Материал для сравнения дают наблюдения. Но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опыт детей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаются упражнения со сравнения двух предметов или явлений.

Одной из важнейших задач умственного развития учащихся - это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение.

Определение понятий приучает школьников к точному, строгому выражению своих мыслей. Понятия выражаются в словах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операций складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения и их группы.

Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.

Понятия бывают родовые (более общие) и видовые (менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются в подведении видовых понятий в родовые.

Специальные упражнения в обобщении проводятся в основном в I и II классах:

1. Каким одним словом можно назвать эти предметы?

2. Выделение конфликтных объектов. Какой предмет лишний?

3. Составление связного рассказа в результате выполнения упражнений первых двух типов.

Упражнения в обобщении проводятся и на грамматико-орфографическом материале.

Понятие формируется постепенно, в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессе группировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной из наиболее сложных мыслительных операций - к определению понятий. Определение понятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления их с признаками другого понятия.

Часто допускается так называемое описательное определение, т.е. такие, в структуре которого нет родового понятия, а лишь видовые признаки. Например: Гроза - это когда дует сильный ветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.

Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.

Суждения связываются между собой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносило новые факты и суждения.

Для развития мышления особенно важно овладеть умозаключением.

Умозаключение - это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения "Надвигается черная туча" извлекается новая мысль: "Сейчас хлынет дождь" (она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружить причину ("Надвигается туча") и следствие ("Хлынет дождь").

Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей повышает культуру речи учащихся, делает речь строже, доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:

1. Рассказ или запись наблюдений за изменениями в природе.

2. Составление планов текстов.

3. Установление последовательности в серии сюжетных картинок.

4. Постоянное обращение к детям с вопросами: "Почему? Как? Докажи".

Все перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажут развивающее воздействие на школьников, если учитель систематически, на всех уроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д. [20, с.240].

 

1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

 

При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин:

отбор слов;

распределение предметных признаков в группе предложений;

выделение предиката;

связь двух предложений.

Эти категории или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной речи, которые являются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровень связной речи учащихся [22, с.43].

Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известны детсадовцам и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2, с.107].

Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городских дворах, в школах и в детских лагерях.

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки [5, с.566].

Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [21, с.187].

Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79].

Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [6, с.110].

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [6, с.110].

Информация о работе Малые фолклерные жанра