Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть матричный подход в процессе формирования общеучебных умений и навыков школьников. Задачи исследования:
рассмотреть «Умения» и «навыки» младших школьников;
дать классификацию общеучебных умений и навыков учащихся;
рассмотреть матричный подход в начальных классах;
изучить матричную таблицу.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы применения матричного подхода к формированию умений и навыков учащихся...................................................5
1.1. «Умения» и «навыки» младших школьников.......................................5
1.2. Классификация общеучебных умений и навыков учащихся..............10
Выводы по главе I……………………...……………………..………………..19
Глава II. Практическое применение матричного подхода в начальных классах...................................................................................................................20
2.1. Матричный подход в начальных классах........................................21
2.2. Матричный метод преподавания языков в начальных классах.........24
2.2. Матричная таблица..............................................................................32
Выводы по главе II…………………………………………………………….38
Заключение.....................................................................................................39
Глоссарий......................................................................................................40
Литература....................................................................................................42
рыба |
плывет |
корабль |
птица |
летит |
самолет |
змея |
ползет |
электричка |
Наряду с выявлением аналогий, следует акцентировать всевозможные выпадения из общего правила, а также межъязыковые конфликты, получившие название "ложных друзей переводчика". Например, собрав в одну табличку названия для ягод на нескольких языках, стоит обратить внимание на то, что в русском языке корень слова "черника" явно указывает на черный цвет этой ягоды, тогда как по-английски она - blueberry - синяя (есть в английском и "черная" blackberry, но это - ежевика). Полезным для развития (русской!) речи служит упражнение по переводу английского слова driver: как называются водители различных видов транспорта?
Аналогично следует
отнестись и к фонетике. Учитель
только демонстрирует детям
Матричный метод может весьма успешно сочетаться с большинством из новых современных технологий обучения. В частности, с применением информационных технологий, компьютеров и соответствующих методик, с идеями В.В.Давыдова и его школы, системами развивающего обучения и т.д. Он не требует никакого отбора детей, а подбор учителей должен удовлетворять лишь двум ограничениям: достаточно уверенным знанием преподаваемого языка (по крайней мере, в пределах детской лексики) и элементарной дисциплинированности(6,с.23).
Прежде, чем рассказать о проведенных экспериментах, следует подчеркнуть, что описываемый метод был выработан в результате продолжительного и глубокого методологического исследования. В противоположность основанной на частном опыте (и представляющей собой скорее искусство, а не науку) методике, методология базируется на аналитических рассуждениях, что позволяет получать универсальные выводы, то есть доступные для реализации любым, а не только особо одаренным педагогом. Это, в частности, сохраняет возможность избежать массовых экспериментов с предсказуемо провальным результатом, каковых немало проводилось даже в масштабе всей страны (особенно в последние полтора десятилетия существования СССР). Более того, методологический подход позволяет, вообще не проводя не только развернутых, но даже и малых экспериментов, делать достоверные выводы о результатах внедрения конкретных методик. В частности, в отношении матричного метода, еще до начала эксперимента было доказано, что его применение не только не даст никакого побочного отрицательного эффекта, но и обеспечит достижение поставленных целей (как в части знания языков, так и для последующего интенсивного изучения математики).
Первый эксперимент был проведен в 1994/95 учебном году в "школе иностранных языков", специально для этого организованной на базе одной из детских библиотек города Иванова. Две группы детей изучали английский, немецкий и французский языки и еще одна группа - английский, немецкий и испанский. Численность групп - от 7 до 17 человек, средний возраст детей на начало учебного года - 6 лет (с разбросом от 4 до 8 лет). Занятия проводились в режиме факультатива (кружка), то есть параллельно дети могли посещать школу или детский сад. Никакие предварительные знания не предполагались.
Для этого эксперимента
была разработана специальная
Результаты превзошли даже оптимистические прогнозы. В частности, оказалось, что дети, изучавшие три языка в экспериментальных группах, к концу года овладели английским языком в большей степени, нежели их сверстники, изучавшие (в других группах в этой же школе) только один английский язык по стандартной методике с использованием известных учебников И.Н.Верещагиной и Т.А.Притыкиной. Здесь нелишне уточнить, что в чисто английских группах уроков этого языка было в полтора раза больше, чем в трехъязыковых, а занятия вел более опытный учитель.
В последующие годы этот эксперимент был повторен в разных регионах России. Далеко не во всех случаях автор сумел настоять на строгом соблюдении методики, и отклонения от нее сразу же приводили к заметному снижению эффективности занятий. Так произошло, например, в частной школе "Гуманитарий" в Пушкине, где попытались ограничиться только двумя языками. А в другой частной школе Санкт-Петербурга - "Дипломат" - источником проблем стала слишком высокая квалификация учителей: каждый демонстрировал целый арсенал собственных методических достижений, но в итоге это разрушило синхронность их работы.
К сожалению, до сих пор не удалось организовать многоэтапный эксперимент, в котором математический блок следовал бы за языковым. Более того, мною детально разработаны разнообразные сценарии и следующего этапа. В совокупности это примерно соответствует двенадцатилетнему курсу средней школы. Однако на выходе должен получиться качественно иной результат: среднему выпускнику школы (к семнадцати годам) вполне реально дать уровень подготовки примерно соответствующий сразу пяти российским дипломам о высшем образовании (математического, филологического, юридического, экономического и технического профиля).
2.2. Матричная таблица
Благодаря использованию трехмерной шкалы («+», «=», «–», или «да», «равнозначны», «нет») в матричном методе человек должен ясно и четко определиться со своим выбором. В то же время, применяя 10балльную шкалу, человек может легко совершить ошибку, например, вместо 4 поставить 5. Конечно, в этом случае многое зависит от профессионализма лица, принимающего решение, так как не всегда им может оказаться эксперт.
Кроме этого, благодаря трехмерной шкале матричный метод сокращает работу человека по заполнению матриц парных сравнений, и это очень важно для решения задач с большим количеством критериев и альтернатив. И в то же время использование 10балльной шкалы такие проблемы явно не упрощает.
Также с помощью матричного метода человек получает готовый и обоснованный ответ в виде рейтинга альтернатив по всем критериям, а также ему предлагается самому оценить альтернативы и проверить соответствующие готовые решения исходя из самостоятельного анализа глобальной матрицы альтернатив по всем критериям.