Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1.
Психолого – педагогические основы проблем формирования………..
5
1.1.
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика………….
5
1.2.
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста……………………………….
9
Глава 2.
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
14
2.1.
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
11
2.2.
Анализ дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………
17
2.3.
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста…
20
Заключение……………………………………………………………….
26
Список использованной литературы…………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. |
Психолого – педагогические основы проблем формирования……….. |
5 |
1.1. |
Основные понятия по проблеме: понятия и характеристика…………. |
5 |
1.2. |
Психолого – педагогические исследования в форме межличностных отношений детей дошкольного возраста………………………………. |
9 |
Глава 2. |
Особенности дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………… |
14 |
2.1. |
Цели и задачи дружественного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………… |
11 |
2.2. |
Анализ дружественного взаимодействия
детей старшего дошкольного возраста………………………… |
17 |
2.3. |
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
26 | |
Список использованной литературы…………………………………… |
29 |
Введение
Старший дошкольный возраст ребенка – определенный отрезок его жизни, который охватывает промежутки времени от 5 до 7 лет. В это время стремительно увеличиваются границы взаимодействия ребенка: pамки семьи увеличиваются уже за пределы внутренних взаимоотношений. Ребенок на данном этапе жизни открывает для себя сущность человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему только на пределе доступности. В этот период времени ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно – ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
В процессе ролевой игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.1
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения, либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых, либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, выделяя какую – то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Актуальность назначенной темы в рамках исследования заключается в том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Объект исследования представленной работы – общение детей дошкольного возраста. Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие формирование межличностных отношений детей в старшем дошкольном возрасте в сюжетно – ролевой игре.
Для достижения поставленной цели преследуются следующие задачи:
Методологическую основу настоящей работы, составили общенаучные методы, такие как: сравнение, анализ, обобщение и аналогия.
Глава 1. Психолого – педагогические основы проблем формирования
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников.
На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.2
Основным предметом была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки. Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований.3
Главным предметом проблемы выступает восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними, которое нашло отражение в терминах «социальный интеллект» или «социальные когниции».
Отношение к другому приобретало явную когнитивистскую ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания.
Можно выделить два основных теоретических подхода к контактам детей и их влиянию на становление детских отношений:
– концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений;4
– концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения.5
Главным предметом рассмотрения проблемы выступают два главных явления – группа и коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение ребенка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.
Следует акцентировать внимание, что изучение межличностных отношений детей в большинстве случаях сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия.
Такие понятия, как общение и отношение, как правило, не рознятся, а, как правило, сами термины употребляются синонимично.
По – моему мнению, считаю необходимым данные понять рассматривать отдельно друг от друга, не смешивая их в одно, более широкое понятие.
Общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений.6
В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей.
Вместе с тем отношение к другому ребенку, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов. Также отношение можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу. Помимо этого, оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение – это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.
Примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.7
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2–4 года) сверстник является партнером по эмоционально – практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка.
Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4–6 лет) возникает потребность в ситуативно – деловом сотрудничестве со сверстником.
Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (в 6–7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения:
• социометрический (
• социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем);
• деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).
Разнообразие трактовок не позволяет более или менее четко определить предмет воспитания межличностных отношений. Такое определение важно не только для четкости научного анализа, но и для практики воспитания детей.
С учетом особенностей проявления отношений между детьми выделяются три основных их вида: собственно – личностные отношения, оценочные и «деловые».
К собственно – личностным относятся отношения симпатии, безразличия и неприязни со множеством эмоциональных градаций внутри них. Эти отношения более непосредственные и эмоционально окрашенные, чем отношения оценочные и деловые.
Оценочные отношения – это отношения осознанные, опосредованные целями и задачами совместной деятельности. Различные качества сверстника оцениваются ребенком одновременно в зависимости от выраженности этих качеств у сверстника, от особенностей его ценностных ориентаций, оценочных эталонов, из которых исходит тот или иной ребенок.
Под «деловыми» отношениями вытупают те отношения, которые возникают в различных видах совместной деятельности детей.
Как известно, в социально – психологических исследованиях наряду с личными отношениями выделяют отношения официальные, или деловые, связанные с выполнением человеком определенных общественных функций.8
Поскольку дети старшего дошкольного возраста не занимаются официальной общественно значимой деятельностью, то и отношения их нельзя подвергнуть строгому разделению по функциональному признаку. Вместе с тем, анализируя отношения дошкольников, можно увидеть в них зародыш и деловых отношений, которые, роявляются, прежде всего, в постоянных дежурствах детей по столовой, живому уголку, где ставится перед ними не только цель самообслуживания, но и социально значимая цель труд на благо других.