Межпредметные связи на уроках географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:45, практическая работа

Краткое описание

Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков. «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Вложенные файлы: 1 файл

межпредметные связи на уроках географии.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

6. Знатоки природы

Каждая природная зона имеет свои растительные и животные объекты, на которые необходимо обратить внимание туристов. Просим представителей агентств рассказать о природных объектах: 1) сахарный клен; 2) секвойя; 3) вилорог;4) скунс; 5) кактус.

Сахарный клён:

Мы знаем, что на государственном флаге Канады изображен кленовый лист. Он украшает и форму канадских хоккеистов. Что это за растение, которое стало национальным символом? Это клён сахарный – один из самых высоких видов клёна. Его деревья растут на востоке Северной Америки и достигают высоты 40 метров. Это стройное дерево с пышной кроной, но оно знаменито не своей красотой. Своей славой он обязан тому, что был единственным источником сахара для местных жителей, а потом и для первых переселенцев из Европы. Его делали из кленового сока, который выделялся весной до появления листьев, и добывали его так же, как берёзовый сок в средней полосе России. В 19 веке в Канаде было налажено производство кленового сахара и сиропа. Сейчас его делают только для туристов в юго-западных штатах США.

Секвойя:

Секвойя – это род  вечнозелёных хвойных деревьев. Стройный ствол достигает высоты 110 метров и диаметр 6- 10 метров. Живёт до 4-5 тысяч лет. Сейчас растёт лишь вдоль  западного побережья США. Секвойей назвал дерево австрийский ботаник  в честь выдающегося вождя одного из американских племён. “Ещё никто не видел секвойю, умирающую от старости” - утверждает главный лесничий национального парка секвой. Те же стволы, которые покоятся на земле, упали не из–за возраста, а по причине стихийного бедствия.

Вилорог:

Некоторые копытные животные ещё бродят на Земле, потому что люди, прекратив их истребление, взялись  за охрану. К ним относятся животные, обитающие в степях Северной Америки  – вилороги. Вилороги самые быстроногие  животные, а по выносливости они  уступают только гепардам. На исходе лета они собирают себе семью. В одной семье может быть до 15 самок. Вилорогов так назвали из-за характерных крючковатых рогов. Рога есть и у самцов и у самок, но у самок они меньше и тоньше.

Скунс:

Американская вонючка - так в США называют небольшое животное, обитающее в районе Гудзонова залива. Длиной этот зверёк всего 40 см, его мех блестяще-черного цвета с белыми полосами. Живет он в береговых кустарниках, а также любит скалистые местности. У этих зверьков нет никаких средств защиты, кроме подхвостной железы, которая содержит удивительно противную пахучую жидкость. Её запах настолько едкий, что никто не может выдержать его более нескольких секунд.

Кактусы:

Семейство двудольных. Растения с очень оригинальным внешним  видом. Лишь два рода кактусов покрыты листьями. Кактусы распространены от 590с. ш. до 520ю. ш. в Северной Мексике. Опунция – род кактусов с плоскими ветвями. Стелющиеся кустарники, реже деревья. У опунций крошечные листья 2-5 мм. Произрастают в саваннах и пустынях. Цветки кактусов опыляются насекомыми или колибри. Плоды ягодообразные, очищенные идут в пищу.

Учитель: - Многие растения и животные стали символами государств Северной Америки.

Орел, сидящий на кактусе  и держащий в когтях змею – символ, сохранившийся на государственном гербе Мексики, означает, что добро всегда будет торжествовать над злом.

На флаге Канады –  лист сахарного клёна.

На гербах Гренады  – броненосец; Содружества Доминики – пальма, лев, попугай; Кубы – пальма.

На гербе США изображен  традиционный орел: американская разновидность – лысый орёл с коричневым оперением крыльев и редкими белыми перьями на голове. В его когтях оливковая ветвь (символ мира) и пучок стрел (символ войны), в клюве – лента с девизом: “Из многих – один…”.

Каждый штат США имеет  свой девиз, свою песню, дерево, цветок, птицу. Так, символом штата Нью-Йорк – одного из садоводческих штатов – является яблоко. Штат Мэн называют “штатом сосны”, Канзас – “штатом подсолнечника”, Миссисипи – “штатом магнолии”.

7. Защита проектов

Учитель: - Вы показали хорошие знания природных особенностей Северной Америки. Все агентства допущены к защите проектов путешествия.

  • Агентство “American Lines”: Нью-Йорк – Филадельфия – Торонто - Сан-Франциско – Лос-Анджелес – Рашмор – Вашингтон
  • Агентство “Золотые ворота”: Сан-Франциско – Гранд-Каньон – Коацакоалькос – Новый Орлеан – Луисвилл - Ниагара-Фолс - Чикаго
  • “Агентство путешествий”: Торонто – Виннипег – Сиэтл - Сан-Франциско – Гранд-Каньон
  • Агентство “Онтарио”: Оттава – Нью-Йорк – Чикаго - Сан-Франциско - Лос-Анджелес – Мехико
  • Агентство “Колорадо”: Вашингтон – Ниагара-Фолс – Кингстон – Гранд-Каньон – Калгари

8. Рекламная  пауза

Видеофильм “Каньон  Колорадо”. Подсчет баллов по жетонам .

9. Подведение  итогов

Вручение сертификатов. Объявление оценок.

 

Заключение

       Из данной работы следует, что  межпредметные связи в обучении  рассматриваются как дидактический  принцип и условие. Они охватывают  цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения  различным учебным предметам. 

Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой  деятельности учащихся.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии, и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса  географии, содействуя тем самым  раскрытию единства природы - общества - человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.   

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

 

Используемая  литература:

  1. География. Интегрированные уроки. 6 – 10 классы/Сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 100с.
  2. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60
  3. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001
  4. Косик Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. www.festival. 1 september. ru
  5. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1:  научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003.
  8. Хумарова И.В. Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения.www.festival. 1 september. ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Межпредметные связи на уроках географии