Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

При дизартрии  нарушается реализация двигательной программы  за счёт несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпа – ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации) в аспекте изучения соотношения семантики и синтаксиса. При дизартрии просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.

 Трудность  развёрнутого высказывания при  дизартрии может быть обусловлена  не только чисто моторными  затруднениями, но и нарушениями  языковых операций на уровне  процессов, связанных с выбором  нужного слова. Нарушения кинестезий  могут приводить к недостаточной  упрощённости слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова. Ребёнок испытывает выраженные затруднения в нахождении нужного слова. Это проявляется в затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений.

При дизартрии  за счёт общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические  трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что  приводит к недостаточности формирования общей схемы высказывания, которые  усиливаются за счёт недостаточного подбора нужных лексических единиц.

При дизартрии сочетающейся с более локальным поражением (или дисфункцией) теменно-затылочных отделов левого полушария, отмечается недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования [12].

 Таким образом, несмотря на то, что при всех формах дизартрии у детей, особенно на ранних этапах заболевания, отмечается главным образом нарушение фонового уровня речевой системы, это нарушение в период формирования речевой функции, при отсутствии или недостаточности логопедических мероприятий, может приводить к сложной речевой дезинтеграции и, на более поздних этапах заболевания, все больше начинает выявляться и недостаточность смыслового уровня речевой системы (фонематические и семантические нарушения, патология письменной речи и чтения).

 

 

 

 

 

 

1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции стертой формы дизартрии

 

 

Развитие  голоса включает овладение оптимальным  механизмом дыхания. От этого во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Физиологами доказано, что  наиболее продуктивный для речи и  пения – костно-абдоминальный (реберно-брюшной) тип дыхания с активным участием мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает хороший забор воздуха и экономный  плавный выдох, важный для речи и  пения. Так создается дыхательная  опора. Правильное использование дыхания  заключается не в том, чтобы набирать большое количество воздуха и  легкие, а в том, чтобы не тратить  его без необходимости в процессе речи.

Фонопедия – это воспитание правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке.  В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата. Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией - медицинской наукой, разделом оториноларингологии, разрабатывающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения [23].

Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования  голоса,  устранения  его дефектов. В 1855 году певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, крепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониатрия.

Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, 

Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования [16].

Среди применявшихся в разные годы методов восстановления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л.Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей – механических или раздражающих веществ (В.В. Шестаков, 1952; С.К. Юрченко, 1953); 3) применение наркоза (С.М. Михелович, 1932; В.Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный массаж гортани (Е.Н. Малютин, 1924; К.Л. Гарри-Пшеничникова, 1938; М.И. Фомичев, И.П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И.И. Левидов, М.И. Фомичев, А.Ф. Сысоева, 1947; И.Я. Деражне, 1950); 6) ортофонический метод (Е.М. Воронина, 1939; Н.Ф. Лебедева, 1952; А.Т. Рябченко, 1964; Г.Т. Бекбулатов, 1969) [16].

Все эти приемы используются и в  современной практике реабилитации голоса, но самое широкое применение находит фонопедия. Различные авторы давали свои названия этому методу − фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса, в том числе и в комплексной коррекции различных речевых нарушений. В логопедической практике многие логопеды используют методы фонопедии, однако чаще всего применяются отдельные упражнения, а не методики. В работе с детьми со стертой формой дизартрии особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции. Сочетание логопедических и фонопедических методик коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных голосовых упражнений [4].

Методику развития и восстановления голоса разработал В.В. Емельянов.  Предлагаемый фонопедический метод предназначен для лечебно-восстановительной, профилактической   и развивающей работы над голосом. Эта работа заключается:

− в формировании навыков выбора энергетических затрат при дыхании;

− в осознании действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное − внутренней дыхательной, гортанной и глоточной);

 − в формировании связей представлений о разных режимах работы голосового аппарата;

− в нагрузке на разные группы  мышц, участвующих в голосообразовании, имеющих цель устранения неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач.

Коррекционная значимость данного метода в преодолении  нарушений произносительной стороны  речи у детей с дизартрией состоит  в развитии просодической стороны  речи, голосовых реакций, речевого дыхания  и координации слуха и голоса [18].

 

 

2  Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений

 

 

2.1 Организация и методика проведения исследования

 

 

Исследование проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения № 97 г.Краснодара. В эксперименте принимали участие 12 детей из логопедической группы в возрасте 6−7  лет.  Нами были соблюдены все необходимые условия в ходе исследования. Так, обследование проводилось в разные дни, и дети, участвовавшие в эксперименте, не утомлялись, а наоборот, проявляли большое желание и интерес.

        Чтобы выявить детей со стертой  формой дизартрии, использовались  функциональные пробы,  методика  Т.А. Фотековой на определение уровня сформированности речевых умений и навыков, а так же методика Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца.

           При обследовании детей с дизартрией  особое внимание обращалось на состояние артикуляционной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечались не только основные характеристики самих движений (их объем, темп, плавность переключения, истощаемость и т.д.), но и точность, и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.

      В ходе проведения первичной диагностики, проводимой с детьми логопедической группы, были  использованы функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просили открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии  и одновременно следить глазами  за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба являлась положительной  и свидетельствовала о дизартрии, если в момент движений глаз отмечались некоторые отклонение языка в  эту же сторону.

Проба 2. Ребенка просили выполнять артикуляционные  движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка  ощущались напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с  закидыванием головы, что свидетельствует  о дизартрии.

       При помощи такого специального, углубленного обследования выявлялись  негрубые парезы лицевой мускулатуры,  препятствующие нормальному формированию  артикуляций. Таким образом, все  случаи нарушений звукопроизношения  такого патогенеза следует рассматривать  как расстройства дизартрического ряда.

   На  первом этапе проводился у  детей  осмотр  строения всех  органов, образующих артикуляционный  аппарат: губы, язык, зубы, челюсти,  небо. При осмотре оценивалось,  соответствует ли строение норме,  имеет ли дефекты строения  аппарат. На втором этапе оценивались  подвижность органов артикуляционного  аппарата. Обследуемому предлагается сделать различные упражнения по подражанию: дотянуться кончиком языка до носа или подбородка, облизать губы, дотянуться до мочки правого или левого уха, сделать язык «лопаточкой»? широким, распластанным или трубочкой, или узким, долго удерживать кончик языка поднятым вверх, двигать язык вправо и влево в быстром и в медленном темпе, втягивать глубоко в рот; широко улыбаться и делать губы трубочкой, меняя ритм движений, открывать широко рот, выдвигать вперед нижнюю челюсть. При выполнении упражнений оценивали точность, быстроту, плавность движений артикуляционного аппарата, и насколько быстро и точно осуществляется переход от одного движения к другому.

Третий  этап − оценивалось звукопроизношение. Во время этого обследования оценивалось умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. При обследовании замечали неточности звукопроизношения; замену звуков, смешение, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. У некоторых детей выявлено произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановки, выпадения звуков или слогов.

     С помощью методики Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, выявили состояние мимической моторики детей, темпо-ритмических навыков,

 а так  же состояние мелодико-интонационных  навыков и орального праксиса.

 I. Обследование произвольной мимической моторики

  1. Исследование объема и качества движения мышц лба.

Инструкция: нахмурить брови, поднять брови  вверх, наморщить лоб.

2. Исследование  объема и качества движений  мышц глаз.

Инструкция: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

3. Исследование  возможностей произвольного формирования  определенных мимических поз.

Инструкция: удивление, печаль, радость, сомнение, подозрение.

II. Исследования орального праксиса.

  1. Исследование объема и качества движения губ.

Инструкция: вытянуть губы вперед (трубочкой). Растянуть  губы «в улыбке» (зубы не видны), поднять  верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз.

  1. Исследование объема и качества движения мышц щек.

Инструкция: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

  1. Исследования объема и качества движения языка.

Инструкция: поднять язык к верхней губе (достать  кончик носа), опустить язык вниз к подбородку, показать язык «жалом» (удержать на 3 счета), показать язык «лопаточкой» (удержать на 3 счета), пощелкать языком

III. Обследование мелодико-интонационных навыков.

  1. Исследование музыкального слуха.

Инструкция: пропеть знакомый отрывок из песни  без аккомпанемента и  с аккомпанементом.

  1. Исследование восприятия музыки.

Инструкция: какая звучит музыка (грустная или веселая)

  1. Исследование звуковысотного слуха.

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии