Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………
При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счёт несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпа – ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации) в аспекте изучения соотношения семантики и синтаксиса. При дизартрии просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
Трудность
развёрнутого высказывания при
дизартрии может быть
При дизартрии
за счёт общих нарушений мозговой
деятельности могут возникать специфические
трудности в выделении
При дизартрии сочетающейся с более локальным поражением (или дисфункцией) теменно-затылочных отделов левого полушария, отмечается недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования [12].
Таким образом, несмотря на то, что при всех формах дизартрии у детей, особенно на ранних этапах заболевания, отмечается главным образом нарушение фонового уровня речевой системы, это нарушение в период формирования речевой функции, при отсутствии или недостаточности логопедических мероприятий, может приводить к сложной речевой дезинтеграции и, на более поздних этапах заболевания, все больше начинает выявляться и недостаточность смыслового уровня речевой системы (фонематические и семантические нарушения, патология письменной речи и чтения).
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции стертой формы дизартрии
Развитие
голоса включает овладение оптимальным
механизмом дыхания. От этого во многом
зависит красота, сила и выносливость
голоса. Физиологами доказано, что
наиболее продуктивный для речи и
пения – костно-абдоминальный (реберно-брюшной)
тип дыхания с активным участием
мышц живота и диафрагмы. Это обеспечивает
хороший забор воздуха и
Фонопедия – это воспитание правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата. Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией - медицинской наукой, разделом оториноларингологии, разрабатывающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения [23].
Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Интерес к процессу голосообразования и появление профессиональных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 году певцом и вокальным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, крепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека. С этого момента, можно считать, начала свое развитие фониатрия.
Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин,
Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования [16].
Среди применявшихся в разные годы методов восстановления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л.Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей – механических или раздражающих веществ (В.В. Шестаков, 1952; С.К. Юрченко, 1953); 3) применение наркоза (С.М. Михелович, 1932; В.Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный массаж гортани (Е.Н. Малютин, 1924; К.Л. Гарри-Пшеничникова, 1938; М.И. Фомичев, И.П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И.И. Левидов, М.И. Фомичев, А.Ф. Сысоева, 1947; И.Я. Деражне, 1950); 6) ортофонический метод (Е.М. Воронина, 1939; Н.Ф. Лебедева, 1952; А.Т. Рябченко, 1964; Г.Т. Бекбулатов, 1969) [16].
Все эти приемы используются и в современной практике реабилитации голоса, но самое широкое применение находит фонопедия. Различные авторы давали свои названия этому методу − фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса, в том числе и в комплексной коррекции различных речевых нарушений. В логопедической практике многие логопеды используют методы фонопедии, однако чаще всего применяются отдельные упражнения, а не методики. В работе с детьми со стертой формой дизартрии особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции. Сочетание логопедических и фонопедических методик коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных голосовых упражнений [4].
Методику развития и восстановления голоса разработал В.В. Емельянов. Предлагаемый фонопедический метод предназначен для лечебно-восстановительной, профилактической и развивающей работы над голосом. Эта работа заключается:
− в формировании навыков выбора энергетических затрат при дыхании;
− в осознании действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное − внутренней дыхательной, гортанной и глоточной);
− в формировании связей представлений о разных режимах работы голосового аппарата;
− в нагрузке на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющих цель устранения неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач.
Коррекционная значимость данного метода в преодолении нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией состоит в развитии просодической стороны речи, голосовых реакций, речевого дыхания и координации слуха и голоса [18].
2 Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений
2.1 Организация и методика проведения исследования
Исследование проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения № 97 г.Краснодара. В эксперименте принимали участие 12 детей из логопедической группы в возрасте 6−7 лет. Нами были соблюдены все необходимые условия в ходе исследования. Так, обследование проводилось в разные дни, и дети, участвовавшие в эксперименте, не утомлялись, а наоборот, проявляли большое желание и интерес.
Чтобы выявить детей со
При обследовании детей с
В ходе проведения первичной диагностики, проводимой с детьми логопедической группы, были использованы функциональные пробы.
Проба 1.
Ребенка просили открыть рот,
высунуть язык вперед и удерживать
его неподвижно по средней линии
и одновременно следить глазами
за перемещающимся в боковых направлениях
предметом. Проба являлась положительной
и свидетельствовала о
Проба 2.
Ребенка просили выполнять
При помощи такого
На
первом этапе проводился у
детей осмотр строения всех
органов, образующих
Третий этап − оценивалось звукопроизношение. Во время этого обследования оценивалось умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. При обследовании замечали неточности звукопроизношения; замену звуков, смешение, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. У некоторых детей выявлено произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановки, выпадения звуков или слогов.
С помощью методики Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, выявили состояние мимической моторики детей, темпо-ритмических навыков,
а так
же состояние мелодико-
I. Обследование произвольной мимической моторики
Инструкция: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз.
Инструкция: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.
3. Исследование
возможностей произвольного
Инструкция: удивление, печаль, радость, сомнение, подозрение.
II. Исследования орального праксиса.
Инструкция: вытянуть губы вперед (трубочкой). Растянуть губы «в улыбке» (зубы не видны), поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз.
Инструкция: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.
Инструкция: поднять язык к верхней губе (достать кончик носа), опустить язык вниз к подбородку, показать язык «жалом» (удержать на 3 счета), показать язык «лопаточкой» (удержать на 3 счета), пощелкать языком
III. Обследование мелодико-интонационных навыков.
Инструкция: пропеть знакомый отрывок из песни без аккомпанемента и с аккомпанементом.
Инструкция: какая звучит музыка (грустная или веселая)
Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии