Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………
Инструкция: определить направление звукоряда на фортепиано (поступенное восходящее и низходящее), соотнесение мелодии с картинкой, пропеть мелодию с опорой на картинку и без.
IV.Исследование темпо-ритмических навыков
Инструкция: в каком темпе звучит музыка (быстро, медленно)
Простучать ритм
/ / / /
/// /// ///
/ // / // /
/// // /// //
//// / / / /
Инструкция: повторить за логопедом
Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе.
Критерии оценки:
5 баллов – все задания выполняются правильно;
4 балла
– задания выполняются
3 балла
– задания выполняются с
2 балла
– задание выполняется с
1 балла
– задание выполняется
Методика Т.А. Фотековой на определение уровня сформированности речевых умений и навыков.
Проверка
состояния фонематического
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление
– воспроизведение –
ба – па
са – за
жа – ща
са – ша
ла – ра
ма – на – ма
да – та
– да
га – ка – га
за – са
– за
жа – ша – жа
са – ша – са
ца – са – ца
ча – тя – ча
ра – ла – ра
Оценка:
1 балл –
точное и правильное
0,5 балла
– первый член воспроизводится
правильно, второй
0, 25 балла
– неточное воспроизведение
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Исследование звукопроизношения
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л – ль, р – рь, все остальные звуки.
Инструкция: повторяй за мной слова:
собака, маска, нос; сено, косить, высь; замок, коза; зима, ваза;
шуба, кошка, камыш; жук, ножи;
цапля, овца, палец; щука, вещи, лещ; чайка, очки, ночь;
река, варенье, дверь;
лампа, молоко, пол; лето, колесо, соль.
Оценка:
Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно.
1,5 балла – один звук или
несколько звуков группы
0 баллов – искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Для дальнейшей работы дети
были разделены на две
Из графиков (см.рисунок 1, 2) можно сделать следующие выводы. На начало эксперимента дети дали плохой результат обследования просодических функций. Было выявлено слабое состояние речевого дыхания. Нарушено интонирование. Отмечались аграмматизмы в речи. Речь монотонная, слабо модулированная. В связи с этим у ребят были набраны низкие баллы. В результате контрольного эксперимента, выяснилось, что дети довольно таки выросли в показателях речевого развития. На графиках отражены показатели увеличения результатов.
Баллы
30 24 |
20 17 18 17 18,5 |
15 12,25 |
10 6 |
5 |
Митя Рита Лада Света Жора Нина Дети
На рисунках использовались следующие цветовые обозначения:
- результаты констатирующего эксперимента
Результаты контрольного эксперимента
Рисунок 1 – Результаты обследования просодических функций у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе
Баллы
30 |
20 |
15 13 12 11 13,75 12 12,25 |
10 9 6,5 7 9 6,5 7,5 |
5 |
Ренат Тагар Борис Витя Сева Лида Дети
- результаты констатирующего эксперимента
Результаты контрольного эксперимента
Рисунок 2 – Результаты обследования просодических функций у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе
Таблица 1 − Результаты обследования просодических функций у детей
старшего дошкольного возраста
Направления обследования |
Имя ребенка, возраст |
Результат обследования (оценка в баллах) |
Обследование произвольной |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 1 балл 1балл 2 балла 2 балла 1 балл 1балл 1балл 1балл |
Исследования орального праксис |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита – 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 2балла 2балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
Обследование мелодико-
|
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита – 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2балла 2балла 2балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
Окончание таблицы 1
Направления обследования |
Имя ребенка, возраст |
Результат обследования (оценка в баллах) |
Исследование темпо-ритмических навыков |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита – 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
4 балла 4 балла 3 балла 3 балла 2 балла 2 балла 1балл 1балл 2балла 2балла 1балл 1балл |
Состояние фонематического восприятия |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
0,5 балла 0, 5 балла 0, 25 балла 0,25 балла 0 баллов 0баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0 баллов 0баллов 0 баллов |
Исследование |
Митя-6 лет Света- 6 лет Рита - 7 лет Жора- 6,5 лет Лада- 6,8 лет Нина- 6,5лет Ренат- 6,2 года Витя- 6 лет Тагар- 6,1 лет Сева- 6лет Борис- 7лет Лида-6,5 лет |
1,5 балла 1,5 балла 1 балл 1 балл 1 балл 1балл 2балла 2 балла 1балл 1балл 1балл 1балл |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что:
Митя и Света − 6 лет, набрали 17 баллов, свидетельствует о том, что задания выполняются с единичными ошибками, которые дети исправляют самостоятельно, отмечаются искаженное произнесение звуков Р, Р’. Нарушено интонирование: голос монотонный, слабый, иссякающий, голосовые модуляции слабо выражены.
Рита и Жора − (6,5−7 лет), набрали 12,25 баллов. Дети не всегда могут подобрать правильную интонацию к заданной картинке или высказыванию. Состояние речевого дыхания – поверхностное. Воздушная струя очень слабая, затухающая.
Лада
и Нина – 6,5 лет, сумма их набранных
баллов составляет 8. Воздушная струя
очень слабая, затухающая. Отмечаются
нарушения фонематического
Ренат и Витя − 6,2 года, набрали 9 баллов. Трудности возникают при воспроизведении простых ритмических рисунков. Воспроизведение сложных ритмических рисунков практически невозможно. Нарушение по кинетическому типу. Темп речи замедленный. Словарный запас ограничен предметно-бытовой терминологией
Тагар, Сева − 6 лет, Борис и Лида 6,5 лет набрали самое меньшее количество баллов из всех детей экспериментальной группы, что составило 7 баллов. Отмечаются аграмматизмы в речи. В связной речи преобладают исключительно простые синтаксические конструкции, затруднена ориентировка в пространстве. Наиболее всего в речи страдает просодический и двигательный компонент Речь монотонная, слабо модулированная, голос тихий, иссекающийся, основные трудности, обусловлены состоянием двигательной сферы.
Таким образом, можно констатировать у всех детей тяжелое нарушение речи, проявляющееся в форме стертой дизартрии.
Обследование детей строилось на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики описанных выше речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста.
2.2 Содержание и организация коррекционной работы
Формирующий эксперимент начался с 3 октября 2011 года и продолжался по 6 апреля 2012 года.
Цель – фонопедическая коррекция речи, приемлемая в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с целью были выдвинуты задачи коррекционной работы:
На основе диагностических наблюдений был разработан перспективный план работы по преодолению стертой формы дизартрии с помощью фонопедических упражнений (см. таблицу 2).
Коррекционная работа проводилась два раза в неделю, дети охотно посещали занятия по формированию навыков голосового аппарата (см. приложение А). Почти все дети, кроме Тагара и Севы осознали работу голосового аппарата в разных режимах (регистрах). С Тагаром и Севой рекомендовано воспитателям продолжать работу над формированием голоса и использовать фонопедические упражнения, как на занятиях, так и в повседневной жизни, так как у ребят основные трудности, обусловлены состоянием двигательной сферы.
На первом этапе проблем с выполнением заданий у детей не наблюдалось. Второй этап оказался сложный для Рената и Севы, дети долго не могли сформировать интонационную выразительность в выполнении заданий. Закрепить навык правильного дыхания удалось не сразу, только после повтора нескольких упражнений. На третьем этапе дети научились применять полученные на логопедических занятиях навыки в повседневном общении, особенно это заметно в речи у Мити и Светы. Например, в игре “Собери цветочек”, дети активно участвовали в собирании лепестков на заданный звук. Ребята в игре «Кто больше?» правильно произносили фразы с разными интонациями. Уровень сложности этой игры зависел прежде всего от интеллектуального развития ребенка, поэтому у детей с средним уровнем развития наблюдались сложности (Тагар, Сева). По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что это упражнение для них послужило не только раскрепощающим, но и развивающим.
Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии