Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………
Сделайте нижней челюстью круговое
движение вперед-вправо-назад-влево-
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с отто-пыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.
Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.
Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделаете 4 резких движения языком вперед – назад при неподвижной челюсти и губах. При этом не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
3. Дыхательная гимнастика
Упражнение 1. Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторите 4 раза.
Упражнение 2. Руки на коленях; разведите руки в сторону – на вдох, положите руки на колени – на выдох – 4 раза.
Упражнение 3. 3 коротких вдоха через нос, длинный выдох через рот (плечи не поднимаются). Повторить 4 раза.
Не требуется специального упражнения и состоит в последовательности звуков. Издается легкий высокий звук в фальцетном регистре, через нисходящую глиссрующую интонацию и регистровый порог переводится на том же гласном в грудной регистр. В грудном регистре гласные переводятся в установленной последовательности с переходом в штро-бас. В эмоционально-образном отношении это упражнение может быть ключом к начальному этапу работы над голосом. Цель упражнения является установление связи, голосообразующих движений с объемно – пространственными представлениями.
Упражнения для голоса
А
О
У
И
Рисунок 1.Б – Упражнение «Волна».
10
(крик)
9
(очень громко)
7 8
(громко)
5 6
(средний голос)
3 4
(тихий голос)
1 2
(шепот)
Рисунок 2.Б – Упражнение «От шепота до крика».
А А А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рисунок 3.Б – Упражнение «Крик чайки».
Рисунок 4.Б – «Музыкальная лесенка».
?А
А А!
Рисунок 5.Б – Упражнение «Вопрос, ответ».
Э?Э
О О!
Рисунок 6.Б – Упражнение «Вопрос, ответ».
Э ЭО ЭОУ ЭОУА ЭОУАЭ
Ы ЫО ЫОУ ЫОУА ЫОУАЫ
Рисунок 7.Б – Упражнение «Страшная сказка», «Веселая сказка».
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Упражнения дыхательной гимнастики и для языка
Динамические упражнения для языка
1. Часики
(Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться
под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть
вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться
к носу и подбородку, либо к верхним и нижним
резцам.
4. Футбол
(Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться
то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка
зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка
обвести между губами и зубами.
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние
резцы, боковые края прижаты к верхним
коренным зубам. Широкий язык выкатывается
вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную
связку.
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не
отрывая язык от нёба, сильно оттягивать
вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как
кисточкой, ведем от верхних резцов до
мягкого нёба.
10. Вкусное
варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю
губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика
2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета
через сквозное отверстие в шарике и завязана
на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой
на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой
веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка
натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик
в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать,
"выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько
это можно, губы и покатать шарик от щеки
к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком
во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы
взрослый удерживает веревку в руке. Шарик
с веревочкой после каждого занятия тщательно
промывать теплой водой с детским мылом
и просушивать салфеткой. Шарик должен
быть строго индивидуальным.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату,
мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить
обычную комнату в заснеженный лес. Губы
ребёнка должны быть округлены и слегка
вытянуты вперёд. Желательно не надувать
щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого
материала ворота, возьмите шарик
от пинг-понга или любой другой
легкий шарик. И поиграйте с ребенком
в футбол. Ребенок должен дуть на
шарик, стараясь загнать его в
ворота. Можно взять два шарика
и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых
5. Волшебные пузырьки.
Предложите
ребенку поиграть с мыльными пузырями.
Он может сам выдувать мыльные
пузыри, если же у него не получается
дуть или он не хочет заниматься,
то выдувайте пузыри Вы, направляя
их в ребенка. Это стимулирует
ребенка дуть на пузыри, чтобы они не
попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Активное произношение согласных звуков
"Непослушный язычок"
Немного приоткрыть рот, спокойно положить
язык на нижнюю губу и, пошлепывая его
губами, произносить звуки "пя-пя-пя…".
Удерживать широкий язык в спокойном положении
при открытом рте под счет от одного до
пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу
не следует подворачивать и натягивать
на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким,
края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать
язык губами надо несколько раз на одном
выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал
при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать
выполнение можно так: поднести ватку
ко рту ребенка, если тот делает упражнение
правильно, она будет отклоняться. Одновременно
это упражнение способствует выработке
направленной воздушной струи.
"Кто дальше загонит
мяч?"
Улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося
длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный
край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа
не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы
дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная
струя была узкая, а не рассеянная.
«Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю
губу и производить движения широким передним
краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы - как
бы поглаживать ее. Сначала производить
медленные движения, потом убыстрить темп
и добавить голос, пока не послышится бл-бл
(как индюк болбочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не
сужался.
2. Чтобы движения языком были
вперед-назад, а не из стороны
в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю
губу, а не выбрасываться вперед.
"Барабанщики"
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком
языка по верхним альвеолам, многократно
и отчетливо произнося звук, напоминающий
английский звук "д". Сначала звук
"д" произносить медленно, постепенно
увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы
в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает
только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер
четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так,
чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная
струя. Для этого надо поднести ко рту
кусочек ваты. При правильном выполнении
упражнения она будет отклоняться.
Произнесение гласных
"Пароход гудит"
Приоткрыть рот и длительно произносить
звук "ы" (как гудит пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен
и находился в глубине рта, а спинка была
поднята к небу.
" Вкусно"
Слегка приоткрыть рот и широким передним
краем языка облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону. В конце сказать: а-а-а-а
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык,
а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала"
язык наверх - она должна быть неподвижной
(можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края
его касаются углов рта.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Выработка правильного дыхания
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными, сжимаются только ладони. После активного вдоха выдох свободно осуществляется через нос или рот, кулаки в это время разжимаются. Не следует растопыривать пальцы при выдохе, они так же свободно расслабляются после сжатия, как свободно происходит выдох после каждого вдоха.
Сделав 4 резких шумных вдоха носом, руки опустить и отдохнуть 3–4 с. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова остановиться на дыхательную паузу.
Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова сделать наклон с коротким шумным вдохом.
Для более точного выполнения упражнения рекомендуется взять в руки свернутую газету или палку и представить накачивание шины автомобиля. Выполнять наклоны следует в темпоритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник»
Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений «Насос» и «Обхвати плечи», каждое из которых делается 2 раза подряд, переходя друг в друга.
Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже –
вдох. И сразу, без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, выполнить наклон назад, руками обхватить плечи – вдох. Наклониться вперед – вдох, откинуться назад – вдох. Выдох происходит в промежутке между вдохами, при этом не следует его задерживать или «выталкивать».
Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии