Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………....3
1 Теоретические основы изучения дизартрии………………………………….7
1.1 Дизартрия как следствие нарушения произношения…………………….....7
1.2 Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии…………9
1.3 Особенности нарушения речевой функции при дизартрии…....................14
1.4 Место фонопедических упражнений в системе коррекции
стертой формы дизартрии………………….........................................…………27
2. Фонопедическая коррекция в логопедической работе с детьми с дизартрией в условиях специальных дошкольных учреждений……………..30
2.1 Организация и методика проведения исследования……………...............40
2.2 Содержание и организация коррекционной работы……………………...43
2.3 Анализ результатов исследования……………………………....…...........43
Заключение…………………………………………………………………….....53
Список использованных источников……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

оля диплом 23 мая.docx

— 973.95 Кб (Скачать файл)

Упражнения на выразительность  речи

«КТО БОЛЬШЕ?»  
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А «здравствуй» -радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. 
Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим.  
«РАЗНЫЕ ГОЛОСА»  
Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например: 
- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует; 
- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу; 
- персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают прием, который им устроила Кошка; 
- Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые истории.

“Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

“Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

“Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

“Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Рекомендации  родителям

 

Игры  на развитие дыхания и интонационной  выразительности

 

«РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ»  
 
Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а 
— шепотом, 
- с максимальной громкостью 
- с пулеметной скоростью, 
- со скоростью улитки, 
- как робот, 
- как иностранец. 
При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.

«Кошки».

Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину стопы.

Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, раскрытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение рук. Держим кисти, собранные в кулаки, на высоте подреберья (Поза рук как на «Погонщиках», только теперь это лапы затаившейся кошки).

Ход выполнения.

Только  без паники, но у вас дома завелись мыши. Прикинемся кошкой! Будем совершать  повороты всем корпусом с неглубокими  приседаниями и резкими хватательными  движениями. Ловим мышей, пробегающих  то справа, то слева.

Эй, кто  там разбрасывает мышей?!.. Их нужно  не разбрасывать, а хватать!

ВНИМАНИЕ!

Корпус  во время упражнения остаётся вертикальным полу. Голова поворачивается вместе с  корпусом. Работают только руки и колени.

«УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ»

Когда игра «Кто больше?» будет, как следует, освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!» «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.

«КУЛАЧКИ»

Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно  друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы  должны быть расслаблены.

После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время  сильным движением необходимо сжать  пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и  одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый  вдох и сжимание рук в кулаки —  медленный выдох и разжатие пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти

Упражнение  требуется повторить не менее  четырех раз. Далее нужно отдохнуть  в течение трех-пяти секунд, после  чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом, продолжающимся несколько секунд.

 

Рекомендации  по проведению дыхательной гимнастики

 

1. Перед  проведением дыхательной гимнастики  необходимо вытереть пыль в  помещении, проветрить его, если  в доме имеется увлажнитель  воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную  гимнастику не рекомендуется  проводить после плотного ужина  или обеда. Лучше, чтобы между  занятиями и последним приемом  пищи прошел хотя бы час,  еще лучше, если занятия проводятся  натощак. 
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо  следить за тем, чтобы во  время выполнения упражнений  не напрягались мышцы рук, шеи,  груди. 

Упражнения  дыхательной гимнастики

1. Кораблики.

Наполните таз  водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в  тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей  использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

 
2.Дудочка.

Предложите  ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного  пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 

3. Губная гармошка.

Предложите  ребенку стать музыкантом, пусть  он поиграет на губной гармошке. При  этом ваша задача не в том, чтобы  научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 
4. Свеча.

Купите большие  разноцветные свечи и поиграйте  с ними. Вы зажигаете свечи и  просите ребенка подуть на синюю  свечу, затем на желтую свечу и  т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала  свечу можно поднести поближе  к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 
5. Косари.

Это упражнение можно выполнять под звуки  марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение: «Федор Шаляпин»

        Вам предстоит деловая встреча, выступление или просто хочется быстро привести свой голос в полную «боеготовность»? Для этих целей хочу предложить Вам упражнение, которое использовал в свое время еще Федор Шаляпин!

       Дело  в том, что Шаляпин был очень природным человеком и любил всех животных, в том числе, и собак. Каждое утро он начинал с того, что становился на колени перед своим любимым бульдогом Булькой и начинал на него РЫЧАТЬ! Примерно, как мы с Вами в предыдущем упражнении.  
А Булька на него рычит. Представляете картину? Шаляпин и Булька рычат друг на друга!

      Порычав  минут 5, Шаляпин начинал ЛАЯТЬ!  А Булька на него! 
Булька в данном случае служила идеальным камертоном природного голоса. Ведь у всех животных и птиц, также как и у всех без исключения людей до трех лет – природные голоса.

       Возвращаюсь  к упражнению.

       Первым  делом – выпрямите спину и  расправьте плечи! Осанка –  Великая штука! Грудь приподнята, живот втянут и расслаблен!

      Начинается  упражнение примерно как природный  тон. Помните еще? То есть, свободным  естественным звуком. После этого,  не прерывая звучание (на одном  выдохе) – Вы театрально смеетесь 3 раза! Ярко и уверенно! Интонация  здесь получается немного саркастическая  или даже свирепая (если как  Шаляпин и Булька). Примерно так – «ХА-ХА-ХА». Голос при этом идет глубоко из груди.

        Таким  образом – идеально прозвучивается вся трахея, которая как раз дает глубину, силу и мягкость звучания голоса.

Достаточно выполнить  это упражнение 4 раза, чтобы Ваш  голос моментально зазвучал лучше. Попробуйте.

 

 

Упражнение «Природный тон».

       Два фактора, которые способствуют благозвучному голосу: 
•Хорошая осанка - правильное положение тела. 
•Свободное естстественное дыхание.

Прямо сейчас сядьте ровно! Ноги на полу, не перекрещивать! Выпрямите  и приподнимите грудь! Опустите плечи! Втяните живот!  
Как в армии!

       Только  сразу предупреждаю – напрягать  пресс или другие мышцы живота  – не следует! Когда у Вас  грудь приподнята – живот уже  автоматически втянут.  
       Расслабление мышц живота дает свободу Вашей диафрагме – а это основа правильного дыхания. Главное – не мешать диафрагме совершать те движения, которые она захочет совершить. В этом случае - дыхание у вас будет максимально естественным и правильным. 
Ваша задача – озвучивать процесс выдоха.

       То есть, Вы вдыхаете воздух как обычно, через нос! А выдыхаете тоже  как обычно, но, издаете при этом  любой свободный звук, без каких-либо  усилий! Челюсть у Вас при этом  чуть приоткрыта и максимально  расслаблена. Попробуйте прямо сейчас!

       Обратите  внимание на то, что голос рождается  у Вас в груди, примерно в  районе солнечного сплетения  – именно там сидит «дирижер»  нашего голосового оркестра. Он  обычно спит, поэтому голоса многих  людей звучат плоско и невыразительно. Этим упражнением можно его  разбудить!  
Звук, который у Вас получается – скорее всего будет напоминать стон! И это прекрасно!  
        Дело в том, что именно стон – это природный способ исцеления и расслабления! Вспомните, когда у человека что-то сильно заболит – так, что невозможно терпеть! Что делает человек в таких случаях? 
Стонет! Вот такое простое и полезное упражнение «природный тон». Просто дышите с произвольным звуком на выдохе. И помните про осанку и про «дирижера» в районе солнечного сплетения!

Информация о работе Место фонопедических упражнений в коррекции дизартрии