Методика преподавания дисциплины "Живопись"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Всякое искусство, как форма общественного сознания, пред¬ставляет собой художественно-образное отражение жизни. Ро¬дившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЖИВОПИСИ 4
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЖИВОПИСЬ 8
IIМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО 34
1.ЗАДАЧИ ЖИВОПИСНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 34
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ЖИВОПИСЬ.doc

— 633.50 Кб (Скачать файл)

9 семестр

   

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

1час

   

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

1час

 

 

6часов

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

1час

   

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

1час

   

Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике.

 

4 часа

 

 

24 часов

 

44 часа

10 часов


 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Основная  литература

  1. Бесчастнов Н.П., Кулаков И. Н. и др. Живопись . М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Беда Г. В., Живопись, М.: Просвещение, 2008.
  3. Горелов Р. Г., Рисунок и живопись интерьера, М.: Просвещение, 2008..
  4. Гренберг Ю. И., Технология станковой живописи, Краткое руководство, М., 2011.
  5. Кирцер Ю. М., рисунок и живопись, Практическое пособие, М., 2010.
  6. Пучков А. С., Триселев А. В., Методика работы над натюрмортом, М.: Просвещение, 2009.
  7. Рисунок и живопись, Руководство для самодеятельных художников, Т. 1, М., 2011.
  8. Рисунок и живопись, Руководство для самодеятельных художников, Т. 2, М., 2011.
  9. Смирнов Г. Б., Униковский А. А., Рисунок и живопись пейзажа, М.: Просвещение, 2007.
  10. Яшухин А. п., Живопись, М.: Просвещение, 2012.

6.2 Дополнительная  литература

  1. Виннер А. В., Как работают мастера живописи, М., 2012.
  2. Гренберг Ю. И., Технология станковой живописи, М., 2009.
  3. Искусство ансамбля. Художественный предмет-интерьер-архитектура-среда, М., 2008.
  4. Миронова Л. Н., Цветоведение, Минск, 2011.
  5. Выготский А. С., Психология искусства, М., Изд. “Искусство”, 2010.
                1. Организационные средства обеспечения дисциплины

7.1. Индивидуальные  мольберты с локальным  направленным  освещением.

7.2. Постановочные  столы.

7.3. Посещение  художественных выставок.

7.4. Ознакомление  с работами художников-живописцев города и области.

                  1. Содержание текущего и итогового контроля

Рейтинговая система 100 балльную оценку

 

Рейтинг первого

контроля

Рейтинг второго

контроля

Рейтинг третьего

контроля

Суммарный

(рубежный или итоговый) рейтинг

макс.

мин.

макс.

мин.

макс.

мин.

макс.

мин.

27

15

27

15

50

28

100

55


 

Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по дисциплине

 

Дифференциальная

оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

Рейтинг

(в баллах системы  РИТМ)

100-85

84-70

69-55

Менее 55

Обозначение оценки

в системе ECTS

A

C

E

F


  1. Методика обучения студентов основам живописи  в учреждении СПО

    1. Задачи живописной учебной работы

 

В процессе обучения живописи на факультете наибольшее количество часов отведено на практические занятия. Длительные постановки чередуются с кратковременными этюдами. В многосеансных этюдах достигается углубленное решение учебных и творческих задач, воспитывается выдержка, воленаправленность к овладению профессиональным умением и образное мышление. Прежде всего, в работе над этюдами надо продумать композиционный замысел. При выполнении любого живописного этюда студент обязан уметь хорошо подготовить рисунок для работы в цвете. Затем необходима легкая прописка красками с соблюдением верных цветовых характеристик всех его компонентов. Это неразрывно связано с лепкой формы при помощи светотени, с определением тональных и цветовых отношений. Студент должен овладеть умением детально проработать форму при выполнении длительных постановок и научиться передавать различную фактуру материалов изображаемых предметов. От первоначальных обобщений учащиеся в работе над этюдом переходят к обстоятельному анализу натуры и затем к завершающему синтезу обогащенного деталями изображения в целостной образной трактовке. Основной вид практических работ – выполнение длительных постановок, что дает возможность добиваться законченных, полных решений задач изображения натуры. Обдуманное и обстоятельное выполнение таких этюдов развивает уверенность, необходимую для работы над живописными кратковременными набросками, которые практикуются в качестве дополнения к длительной штудировке натуры. Цель их – размещение удачных композиционных решений или фиксация мимолетных изменений колорита в природе. Такие наброски, выполняемые часто сразу в цвете, без предварительного изображения карандашом, помогают осваивать работу цветовыми отношениями.

В кратковременных  этюдах важно творчески отбирать главное, отметать второстепенное и  ненужное, воспринимать явления и  быстро их фиксировать. Этюды по впечатлению и представлению развивают зрительную память, обобщенность восприятия и решения, дают возможность жизненно и свежо передавать натуру.

Во время  практических занятий преподаватели  ведут беседы и дают пояснения  к каждому заданию, а по мере надобности применяют и метод практического показа кистью на студенческих работах. Необходимо отметить, что успешное усвоение живописи возможно только при условии широкого изучения всего круга интересов и проблем, связанных с искусством. Между творческим ростом художника и расширением его культурного уровня имеется прямая зависимость.

Чтение литературы по вопросам живописи приносит особую пользу, когда она изучается параллельно  с практическими занятиями и  теоретические положения применяются  на практике. Освоению живописи помогают занятия по другим художественным дисциплинам. Так, живописец должен со всей серьезностью выполнять все задания курса рисунка, без них невозможна работа в цвете. Огромное значение также имеет изучение творчества выдающихся живописцев при прохождении курса истории искусства. Особо важная роль отводиться учебной работе по композиции, этюды с натуры способствуют развитию творческих замыслов.

Наброски. Предусмотренные  учебной программой наброски акварелью  преследуют различные цели. Эта работа вызвана необходимостью совершенствоваться в техники акварели. При выполнении набросков никогда не надо торопиться в ущерб делу, но нельзя и забывать о том, что такая работа обязывает к полной мобилизации внимания и требует быстроты выполнения. Этюды выполняются без фонов или с легкими покрытиями не всего листа бумаги, а только частей, ближайших к изображению. Большое внимание надо уделять рисунку, точной характеристике формы и цветовых отношений. Широкие прописки и живопись по влажной бумаге в этих этюдах надо сочетать с четким нанесением наиболее существенных и выразительных деталей. Цветные наброски одетой фигуры, цветные наброски головы человека, можно выполнять и без фонов, подобно тому, как мы это видим в эскизах театральных костюмов.

Большое значение имеет выработка умения сразу верно брать цветовые отношения в технике алла прима и навыка рисовать кистью в живописи. Здесь уместно вспомнить акварельные наброски фигур и голов В.И. Сурикова, эскизы А.А. Иванова и многие работы в этой технике В.А. Серова. Быстрые этюды фигур и голов надо делать небольшими по размерам. Хотя в них нет надобности (и времени) подробно детализировать форму, но некоторые наиболее существенные детали надо наносить острым концом кисти поверх широких цветовых прописок.

Даже самые  быстрые акварельные наброски позволяют улавливать характерные особенности фигуры человека. В дальнейшем очень рекомендуется делать акварельные наброски фигур и во внеурочное время. Этим приобретается опыт рисования кистью и умение быстро схватывать пропорции и характерные особенности фигуры. Известно множество примеров, когда художники после тренировки в таких кратковременных этюдах умели создавать замечательные произведения. Очень быстрый набросок советского графика В.В. Лебедева показывает, как без предварительной разметки карандашом можно строить фигуру немногими ударами кисти. Юная спортсменка намечена широкими заливками краски сразу, однослойно. Однако этот очень быстрый набросок из нескольких точно положенных мазков уже дает основную характеристику движения и пропорций фигуры. Очень верно найдена поза натуры по отношению к центру тяжести. Пропорционально решены голова, торс и ноги. Хотя бедра и голени намечены буквально двумя мазками, но они обрисовывают строение коленного сустава, положение икроножной мышцы и подколенной ямки. В целом минутный набросок передает конкретную и полную жизни фигуру юной спортсменки.

    1. Особенности преподавания живописи в учреждениях СПО.

 

Развитие приемов  живописи для различных специальностей и специализаций в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки студентов. Ценность любого художественного произведения всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, всеми средствами художественного языка присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практике

Практические  знания по живописи – один из возможных  путей приобщения студентов к  самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного художника, владеющего традиционным профессиональным мастерством.

При формировании исполнительского мастерства по большинству  направлений применяются следующие  методы:

Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся: теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов, разъяснения свойств сортов и разновидностей бумаги, холста, размеров и материал кистей, различия красок, их состав, связующие, разбавители и различные способы работы с этими материалами. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов, правила техники безопасности и жизнедеятельности. Деятельность студентов по этому методу направлена на усвоение передаваемой информации.

Метод проблемного  изложения, который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования живописного мастерства. Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы учащихся.

Исследовательский метод  предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной  учебной ситуации, используется после  усвоения учащимися основных теоретических  знаний по предмету живописи.

Метод поэтапного формирования мастерства  в живописи предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения студентов.

В основу содержания разработанных преподавателями  кафедры живописи учебных программ по живописи, с учетом вышеперечисленных  методов формирования мастерства, нами положены следующие теоретические принципы:

  • копирования, как основы обучения живописи на начальном этапе, пространственно – временных связей в живописи, как в целом, так и при обучении по его конкретным направлениям в частности;
  • композиционного освоения живописи;
  • сочетания подходов к обучению живописи (« от простого к сложному » - на начальном этапе обучения и « от общего к частному » - при наличии определенной степени овладения мастерством);
  • интеграции традиционных и современных технологий;
  • гармонизации  традиционной академической живописи с современным восприятием мира в контексте современных достижений искусства.

Творческое  освоение живописи, как учебного предмета в учреждениях СПО, достигнет  своей цели, если будет учитывать  исторический опыт преподавания живописи в целом и преподавание живописи в традиционном прикладном искусстве в частности. Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.

Преподавание  живописи как предмета должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий предметов профессионального цикла. Раскрывание углубленного содержания специальности, при использовании декоративных заданий по живописи способствует росту художественно – эстетического уровня учащихся, их профессионального мастерства.

Информация о работе Методика преподавания дисциплины "Живопись"