Мотивация как способ развития творчества педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать мотивацию творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Провести теоретический анализ специфики профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, основных теорий' и концепций, касающихся мотивации творческой профессиональной деятельности, проблемы творческого педагогического мышления воспитателей.
Определить взаимосвязи мотивационных характеристик и творческого педагогического мышления воспитателей.
Создать методический инструментарий, позволяющий диагностировать уровень творческого педагогического мышления воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Выявить на основе системного подхода,психологическую структуру мотивации творческого педагогического мышления.
Провести сравнительный анализ систем мотивации воспитателей с ситуативным и над ситуативным уровнями творческого педагогического мышления.
Разработать программу, способствующую совершенствованию . творческого педагогического мышления воспитателей, в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования мотивации творческого педагогического мышления 9
1.1. Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности преподавателя 9
1.2. Творческая личность педагога: понятие, сущность, этапы становления 13
1.3. Специфика условий труда и деятельности педагога ДОУ 18
Вывод по 1 главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик мотивации творческого педагогического мышления воспитателей 28
2.1. Мотивация творческого профессионального мышления у педагога ДОУ 28
2.2.Условия и технологии для развития творческого подхода к занятиям у педагогов ДОУ 33
2.3. Система методической работы по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

motivatsia_kak_sposob_razvitia_tvorchestva_peda.docx

— 68.53 Кб (Скачать файл)

 Определив кадровый  потенциал, изучив личные дела  педагогов, необходимо разработать систему по формированию мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию, самообразованию.

1. Методическая работа  в детском саду должна строится по отношению к общей системе непрерывного образования, свою работу начали с изучения нормативно-правовой базы деятельности педагога дошкольного учреждения.

2. Должна изучится научно-методическая  литература по данному вопросу. Акцентировать свое внимание на психолого-педагогической проблеме.

 Одна из основных  задач психологической науки  и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее  полно и эффективно реализовать  себя в труде, получать удовлетворение  от трудового процесса. Решение  вопроса по формированию мотивации  к профессиональному соморазвитию возможно лишь на основе изучения психологических закономерностей трудовой деятельности, роли психических функций и их индивидуальных особенностей в реализации трудовых задач, характеристик процесса взаимной адаптации человека и различных компонентов деятельности (ее средств, содержания, условий и организации), что и является основным предметом исследования психологии труда [1;85].

 Как показывает практика, педагогам необходима эмоционально  – психологическая поддержка, формирование  мотивации - как основного стержня  к саморазвитию педагога, его  стремление к достижению новых  вершин в педагогике, личной жизни.

3. Провести изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов (самодиагностика). Эффективными методами и формами изучения личностных и деловых качеств работников помимо анкетирования также являются: беседы с педагогами по различным вопросам организации педагогического процесса, психолого – педагогическим проблемам, анализ педагогической документации, наблюдение, сравнение.

 Трудность заключается  в том, что далеко не каждый  педагог готов к объективной  оценке своей деятельности (одни  занижают, другие завышают).

4. Определить формы организации методической работы с педагогическим коллективом на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. При этом  учитывается разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами. Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

 Цели и задачи по формированию мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию;

Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, развития творческих способностей, через организацию методической работы направленной на формирование мотивации педагогов ДОУ к профессиональному саморазвитию.

 Данная цель реализуется  через решение следующих задач:

1.Обеспечение соответствия  нормативно-правовой базы по действующему  законодательству и статусу учреждения.

2.Определение профессиональной  компетентности педагога, его индивидуальности.

3.Организация методической  работы по обучению педагогических  кадров, через реализацию эффективных  форм и методов по формированию  мотивации педагогов к профессиональному  саморазвитию.

4.Организация обобщение  педагогического опыта.

Этапы и условия профессионального саморазвития на основе индивидуально - дифференцированного подхода с учетом показателей:

Стажа, образования, опыта педагогической работы

Наличия квалификационной категории

Организации образовательного процесса и работы с детьми

Прохождение курсовой переподготовки, посещение курсов и семинаров, участие в методической работе ДОУ и района (РМО)

Наличие собственного опыта работы

Особенности личностных качеств воспитателя

(учет психологических особенностей –активности, творческих способностей, коммуникативности и др.).

 Работа выстраивается поэтапно.

1 этап: Информационно – аналитический. Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы. Итогом данного этапа становится формирование у педагога совокупности теоретических знаний:

-внедрение в практику. Полученные знания педагог использует  на практике.

-представление опыта  работы по теме. Доклад для  Педагогического или совета учреждения, участие в педагогических чтениях, подготовка консультационного материала  для родителей ,разработка конспекта НОД с детьми, выступление на родительском со собрании. Оформление плана по самообразованию .

2 этап: Реализация форм и методов методической работы по обучению и развитию педагогических кадров, повышение квалификации.

 Содержание методической  работы по повышению профессиональной  компетентности осуществляется  через использование разнообразных  форм и методов работы.

Методы - это упорядочные способы деятельности по достижению целей.

 Формы - внутренняя организация  содержания методического процесса, отражающая систему его компонентов  и устойчивости связей.

Консультации

Семинары

Беседы с педагогами

Работа творческих групп

Выставки в методическом кабинете

Определены пути и средства реализации:

Самообразование

Аттестация

Взаимоконтроль

 В работе используются  индивидуальные и групповые формы  взаимодействия с кадрами 

Коллективные:

семинары и семинары-практикумы

консультации

смотры конкурсы

творческие группы

тренинги

круглые столы

решение педагогических кроссвордов и ситуаций

анализ детской деятельности

Индивидуальные:

самообразование

индивидуальные беседы и консультации

курсовая переподготовка

участие в методических объединениях

выступления на семинарах

творческие задания

обобщение опыта

организация работы по запросам и проблемам

Рассмотрим подробнее некоторые формы работы :

Консультация, которая является одной из разнообразных форм методической работы в детском саду.

 Проводятся консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д. Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

 В зависимости от  уровня квалификации педагогов  определяется, в какой мере можно  привлекать знания из их опыта  или ограничиться собственным  объяснением, выявляется степень  понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на  дальнейшее самообразование.

Можно ввести следующие консультации:

Планирование воспитательно-образовательной деятельности

Формы оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками

Развитие социально-нравственных качеств личности дошкольников через ознакомление их с произведениями художественной литературы

Формирование выразительных средств языка при ознакомлении детей с художественной литературой

Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения

Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня

Огород на окне «Весенняя фантазия»

Использование средств музыкально-театрализованной деятельности при формировании элементарных математических представлений у детей

Организация летней оздоровительной работы на участке детского сада(перспектива)

Технология закаливающих мероприятий в летний период

Ознакомление детей с правилами дорожного движения

Оборудование групп к новому учебному году (перспектива)

Консультации для воспитателей групп раннего возраста

Успешная адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада

Консультации для воспитателей групп ЗПР

Особые дети (агрессивные, гиперактивные, тревожные и аутичные дети)(проводит педагог-психолог)

Система подбора речевого материала для проведения «утреннего круга» воспитателями, направленного на развитие социально-нравственных качеств личности детей(проводит учитель –логопед)

 В ДОУ должно существовать взаимодействие педагогов со специалистами (педагогом –психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию),которые проводят консультации акцентируя внимание педагогов на конкретной образовательной области и их интеграции.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и составляется подробный план работы. К проведению отдельных занятий можно привлекаются воспитателей, специалистов, медицинский персонал.

Семинары -практикумы для педагогов проводимые в ДОУ

 Использование выразительных  средств языка при чтении стихов, чтении текстов по ролям, в  инсценировках

 Цель: методика формирования  выразительных средств языка

Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

Цель: создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка в группе

 Условия проведения:

информационная часть: «Эмоциональное благополучие дошкольников и пути его достижения»

рекомендации для педагогов по созданию в группе атмосферы психологического комфорта

«Стресс и способы выхода из него»

Цель: формирование собственной стратегии педагогов по защите от стресса.

 Условия проведения:

информационная часть «Как научиться управлять своим стрессом»

тренинг

Семинар практикум

« Математика вокруг нас»

 Цель: выявить у педагогов  знания программных задач по  формированию математических представлений  в различных возрастных группах; определить объем речевых задач  при знакомстве с конкретными  понятиями

Литературно-музыкальная гостиная

Цель: формирование духовно-нравственных мотивов у педагогов через произведения русской классической литературы (проводят специалисты)

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

 Передовой педагогический  опыт помогает воспитателю изучить  новые подходы к работе с  детьми, выделить их из массовой  практики. В то же время он  пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию  профессионального мастерства. Передовой  опыт зарождается в массовой  практике и является в какой-то  степени ее итогом.

 Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен  не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых, достигнут  этот результат. Нами при организации  открытого показа ставятся несколько  целей:

1.пропаганда опыта 

2. обучение педагогов  методам и приемам работы с  детьми и т.д.

 Являясь формой организации  воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение мето­дической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках НОД способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные НОД должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д. Проводятся открытые НОД без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Занятия проходят в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги располагают достаточным временем для его подготовки.

 Обсуждение открытого  просмотра предусматривает рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п.

 Работа творческой  группы. С целью создания условий  профессионального развития и  творческого поиска педагогов. Специалисты ДОУ координируют свою работу при разработке методических рекомендаций по актуальным вопросам воспитания и обучения детей.

Деловая игра

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Круглый стол

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Нами продумываются и подготавливаются вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Реализацией саморазвития является работа по самообразованию.

После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.

Информация о работе Мотивация как способ развития творчества педагога