Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
- изучить современные проблемы формирования личности на основе народного художественного творчества.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности……………………………………………………………………………..9
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы обучения и воспитания личности на основе народного художественного творчества.……………………………………………………...18
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема учёта индивидуально-психологических особенностей личности в процессе обучения и воспитания………………………………………………….23
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение…………………………………………………………………….......35
Список использованной литературы…………………………………………..38
Глава
I. Народное художественное творчество
как средство воспитания личности…………………………………………………………
1.1. Сущность народного художественного творчества…………………..…........9
1.2. Проблемы
обучения и воспитания личности на основе
народного художественного творчества.…………………………………………………
Глава II. Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания в коллективе народного художественного творчества………………………...23
2.1. Проблема
учёта индивидуально-психологических
особенностей личности в процессе обучения
и воспитания………………………………………………….
2.2. Принципы индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания участников коллектива народного художественного творчества……………….29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..38
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время многие художественные коллективы не способны создать творческую атмосферу, а педагоги организовать правильно и полноценно воспитательно-образовательный процесс в коллективе; вследствие чего коллективы просто распадаются, усилия педагогов оказываются тщетными в разрешении конфликтных ситуаций.
Проблема
индивидуального подхода к
Принцип
индивидуального подхода - один из важнейших
принципов отечественной
Индивидуальные
качества, способности играют огромную
роль. Именно в художественной деятельности,
организации учебно-
Без четко
сформулированного
Степень изученности
В связи с актуальностью данной проблемы, многие педагоги-гуманисты, философы занимались изучением индивидуального подхода к личности. Прежде всего, педагоги обращали внимание на то, что индивидуальные особенности начинают прослеживаться еще в детском возрасте, когда педагог может повлиять на воспитание и развитие своего ученика. Уже к взрослому наставнику педагогу следует применять другие методы и приемы работы.
Педагог и мыслитель Марк Фабий Квинтилиан отмечал, что наставник должен, прежде всего, узнать свойства ума и характер своих учеников и только после этого он сможет понять, как лучше всего обходиться с ними.
В трудах педагогов-гуманистов (Я.Корчака, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и др.) сам термин «воспитание» рассматривался с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Уже в педагогической системе Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский так же считал, что в основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Он разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям. В то же время К.Д. Ушинский высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Педагоги и общественные
деятели дореволюционной России
уделяли внимание разработке теоретических
положений индивидуального
Революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов ставили вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков.
Выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.
Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. Она говорила, что, прежде всего, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. Есть целый ряд способностей, которые нужны для громадного числа профессий, например, зрительная память, глазомер, развитое чувство осязания, умение координировать свои движения.
А.С. Макаренко пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим термином А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям.
Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Сам термин «воспитание» В.А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, - это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка - его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания».
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Р.И. Жуковская - в игровой деятельности, А.П. Усова - в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приемы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.
Однако М.Д. Маханева отмечает, что в названных трудах акцентировалась роль способностей, потребностей и интересов ребенка как основание для осуществления индивидуального подхода, но в них отсутствовали условия, принципы и технологии его реализации.
Единственным исследованием на эту тему явилась работа Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». В ней отмечалось, что в теории современной педагогики индивидуальный подход рассматривается как широкий принцип, предполагающий обучение и воспитание коллектива детей, осуществляемое посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом знания его особенностей и условий жизни. Подчеркивается, что индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, «если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения; определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всем детьми».
Проблема индивидуального подхода к людям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Отечественные психологи Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности, придавая существенное значение внутренним индивидуальным предпосылкам психологических свойств, предполагающих успех в любой деятельности, в том числе и в народном художественном творчестве.
З. Фрейдом достаточно всесторонне и глубоко проанализировано и экспериментально подтверждено влияние искусства на развитие личности: умственное, нравственное, эстетическое; вскрыты природа художественных способностей и предрасположенность человека к искусству как форме деятельности. О формировании личности в условиях любительского коллектива писал Ефремов А.Л, Л.В. Сергеев рассматривал самодеятельные коллективы.
Реализация индивидуальный подход в коллективе народного художественного творчества имеет свою специфику. В теории и методике воспитания народного художественного творчества понятие «индивидуальный подход» характеризуется как широкий комплекс действий, направленный на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и развития способностей занимающихся.
В реалиях сегодняшнего дня также продолжается исследование данной проблемы. Современные педагоги разрабатывают методики для достижения высоких результатов в области изучения индивидуальных особенностей личности.
Объект исследования – народное художественное творчество как средство воспитания.
Предмет исследования – индивидуальные особенности учащихся в коллективе народного художественного творчества.
Цель: рассмотреть значение и способы учета индивидуальных особенностей детей в коллективе народного художественного творчества.
В соответствии с целью данного исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
народное художественное
- изучить
современные проблемы
- выявить
индивидуальные особенности
- определить
способы учета индивидуально-
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава I. Народное художественное творчество как средство воспитания личности.
1.1. Народное художественное творчество как средство воспитания в традиционной культуре.
Народное художественное творчество - коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это - искусство, создаваемое массой народа.
Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев - tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай) (13, с. 112).
Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в.
За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.
Применение
термина «фольклор» к народно-поэтическому
творчеству вполне справедливо. Поэтическое
творчество трудящихся масс действительно
не только является видом искусства,
но и заключает в себе элементы
народных верований и обычаев. Величественный
эпос, проникновенная лирика, народная
драма создавались силой
Информация о работе Народное художественное творчество как средство воспитания